О пропаганде

Почему Россия проигрывает в информационной войне? Если вы ждете простого ответа, это не ко мне.
Валерий Пантелеев
23:53 05.01.2015
38 11522
Читайте KP40.RU:

Начнем в жанре фантастики

Представьте, что Земля плоская, а вы живете в огромном небоскребе, на стотысячном этаже. В вашей квартире вместо окон вставлены экраны, которые выхватывают то один, то другой кусок внешнего мира и показывают его в многократно увеличенном виде.

Вы прекрасно понимаете, что это не прозрачное стекло, а экран. Вы осознаете, что там могут показывать вообще все что угодно. Но где-то на уровне подсознания вы все равно верите, что вот то, что на экране, это и там, за пределами квартиры.

Почему так происходит? Ну, во-первых, экраны действительно показывают то, что происходит на самом деле. Если где-то наводнение – вы видите именно наводнение, если где-то пожар – вы видите именно пожар.

Но все равно экраны лгут. Виной всему - agenda setting.

Agenda setting

Переводится это как «формирование повестки дня» СМИ. Поясним конкретнее, оно того стоит.

Мы не берем тяжелые случаи, когда в тоталитарных режимах перекрываются все альтернативные источники информации, а СМИ под видом новостей транслируют собственные фантазии.

В самом распространенном случае СМИ искажают действительность… правдивым освещением событий. Делают они это через эту самую адженду. Ее суть в том, что ежедневно в мире происходят тысячи и миллионы событий, но в программы новостей из них попадают только десяток-полтора.

Таким образом, СМИ по своему произволу регулируют важность тех или иных событий. Из мухи делают слона – ага, а из слона – муху легко.

И самое хитрое тут то, что формируется эта повестка дня не как Бог на душу положит, а исходя из конкретной редакционной политики СМИ.

Глобализация, ети

Эта самая адженда из предыдущего раздела формируется далеко не всеми подряд. Кто первый производит отбор и задает первую интерпретацию – тот и молодец. А это вовсе не телеканалы и газеты, а информационные агентства.

Чем мощнее собственные информационные агентства, тем крепче информационный суверенитет государства. В России с этим более-менее все в порядке, но и ей не удается полностью избежать глобальной тенденции.

А глобализация в сфере СМИ привела к тому, что региональным и даже многим общегосударственным СМИ дешевле и проще не добывать информацию самостоятельно, а покупать уже готовую в «информационных супермаркетах» - глобальных информационных агентствах. Пересчитать оные можно на пальцах одной руки. И все они (кто бы мог подумать?) принадлежат США и Великобритании.

Естественно, редакторы этих информационных монстров и решают: что интересно зрителям во всем мире, а что нет. А их покупатели уже выбирают из того что есть. И когда первичная интерпретация задана, последующие информационные игроки могут только оправдываться. С предсказуемым результатом, ага.

Естественно, всего нескольким глобальным игрокам (mainstream media, есличо) очень легко договориться между собой чтобы «дудеть в одну дуду». И тогда они получают главный приз…

Внимание, приз!

Монополия на определения повестки дня СМИ и первичную интерпретацию  информации привела к тому, что конгломерат информационных агентств стал не просто искажать действительность, а получил возможность создать полностью автономную модель окружающей действительности.

Под любую, даже самую абсурдную модель, можно регулярно подбирать самые правдивые факты из бесконечного множества мировых событий. А право на первичную интерпретацию надежно цементирует эту модель.

При этом неважно, насколько эта модель (ее еще называют информационным полем) будет отличаться от реального мира. К ней предъявляются другие требования.

Грубо говоря, их два. Первое – чтобы виртуальный мир, создаваемый СМИ, был внутренне непротиворечив. Друзья «плохих парней» (bad guys) должны тоже быть плохими, а друзья хороших парней (good guys) – хорошими. А мерой их взаимоотношений является новая религия глобализированного мира – демократия.

Второе требование – ситуации должны быть простыми, а решения понятными человеку с IQ не выше 70. Никаких полутонов и нюансов: четкая картина «где наши, где немцы».

Таким образом, мы живем как бы в двух мирах. В одном мы видим обои в своей спальне, унылый уличный пейзаж, один и тот же офис. В другом – весь огромный мир, который мы видим через глаз объектива.

А тот, кто формирует этот виртуальный мир, тот и формирует поведенческие мотивации, то есть само поведение. А управление поведением еще называется власть. Казалось бы, такая большая и сильная страна как Россия может взять это все на вооружение. Но тут появляется Главное препятствие.

Главное препятствие

Принципиально важный момент: эти два мира (реальный и виртуальный, медийный) – они не пересекаются! Виртуальный мир не является искаженным отражением реального, он имеет принципиально иную природу. Образно говоря, это не кривое зеркало, а телевизор.

Соответственно, невозможно повлиять на виртуальный мир, меняя мир реальный.

Вот эта простая мысль почему-то упорно не доходит до наших власть предержащих. Они упорно наступают на одни и те же грабли, раз за разом пытаясь изменить медиаосвещение в мировых СМИ какими-то действиями в реальном мире. И, наоборот, панически боясь каких-то действий из-за негативной реакции зарубежных СМИ.

Скажем совсем уже по-простому. Пусть завтра Россия уничтожит все свои вооружения и распустит армию до последнего солдата. Если надо будет сделать из нее агрессора – сделают и в этом случае. И все европейцы будут дрожать от страха, при том, что армии не будет вообще.

Если нужно будет убедить «мировую общественность» (о медийных симулякрах нам еще предстоит рассказать) в том, что в Калужской области живут инопланетяне – хоть лопни, все будут уверены, что это так и есть.

Я не знаю, почему так происходит. Тут скрыта какая-то загадка. Но факт остается фактом: в этом вопросе власти принципиально необучаемы.

Горький хлеб аналитика

Но, к сожалению, мы не можем обойтись совсем без новостей. Это заложено в базовый инстинкт самосохранения: чтобы выжить, нашим пращурам нужно было хорошо представлять, что происходит вокруг них.

Но пользоваться СМИ с пользой для себя, а не для хозяев СМИ могут только профессиональные аналитики. Как они это делают?

Они собирают факты прошлого и настоящего и на их основании выявляют векторы развития ситуации, называемые тенденциями. При этом нужно четко отделять тенденции от флуктуаций - «микротенденций», которые возникают в силу случайных причин и быстро иссякают.

Потом эти тенденции они экстраполируют на будущее – просто продлевают векторы вперед. И затем смотрят, как они будут между собой взаимодействовать.

Очень сложно не упустить все имеющиеся тенденции: ошибки в прогнозах часто и происходят потому, что из виду упускается какая-то малозначительная на первый взгляд тенденция, которая в будущем неожиданно играет ключевую роль.

Тут обычно любят рассуждать о бабочке, которая вызвала ураган, или по-научному – точках бифуркации, но я не буду утомлять читателя этой красивой демагогией.

Но мало выявить все тенденции, надо еще определить ВЕС этих тенденций. Этот самый вес определяется по совокупности связей между явлениями во всей их многоуровневости и сложности.

Для этого, соответственно, нужна масса дополнительной информации. В современном мире, если речь идет о каких-то крупных вещах, нет секретов. Все факты известны. Их может найти любой. Но их очень много, и далеко не каждый может оценить их настоящий вес.

И вот тут для аналитика важно абстрагироваться от того, что волнует общество и самостоятельно выстроить иерархию важности событий. Это особенно сложно, потому что, как мы писали выше, в СМИ связи между событиями примитивны, либо отсутствуют вовсе.

К примеру, казалось бы, какая связь между Панамским каналом и Евромайданом? Вся информация на виду, но если о причине было несколько скромных заметок на малопосещаемых сайтах, то о вторичном следствии писали и пишут десятки тонн «словесной руды».

У меня на сегодня все.

 

 

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
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 38 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
119 - Правильно, нужно ее полностью закончить  (29%)
95 - Не согласен, сколько можно туда деньги вливать  (23%)
57 - Голосование по благоустройству стало предсказуемым  (14%)
39 - Я голосовал за другой объект, видимо не судьба  (9%)
104 - Не голосовал и не буду – это профанация  (25%)
Фото Пользователь Посты
ajax 246
maksemss 89
Геннадич 74
Белый Орёл 49
Потрачено 35
best 34
caesar 29
Зигмунд 23
kgv 19
Sony 18
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9437
Viktorch1311 7834
vzhik 5340
Геннадич 26618
Полиграф Шариков 12738
ILR 8850
Александр К. 8938
ajax 13833
best 7886
megathrone 5110
eyJpdiI6InBYVzFONEJ5REY5TjlsWk5JRXZSQ0E9PSIsInZhbHVlIjoiOHlCV0wzdVhYZ0dQZHhLTkxCU0VNNGxmVStyR3UvYWVQMWRRZ1plWGVzdG40dnVaQWVNaHUrOHlTMFU2T21qVko0Q3dJSjlkOXoyOTRpdEl6K1RBYXRISXRIM3p1QVZwZi9RRENsaUluUXNSWk9OMGxuUjZ3ckFrb2FwSCtwMm9EczlSQVUra0RtdUZSYlBGOEt3YkNLSVM0cHdUY0hGZk0yKzRpTDlIazNqSDI4MW80K1NDdW1IWjRjYkVtZlIxaFlhb09KY2VKZU82MmpsdUxleFFBNHpBNXZLZ3JYQk1GV3IrWGhBRy9CU0tuZXRMSzZGbkdIMnptbHNhRlZKUTZ1eUYrS0txT0IwRVRmN2Q3bGdMSjZFbW9DTlFxRy9qcjRVRHpPNDBReWRvT0w5MTlYakVvTXlmOHZ6aURCUWZISGlUeEFIM29wRFprTDJ4WFZ6WWxFT0JWVzBHYTROUDgrbXNDeXg0RzVPSWFIaXZhSDdNQ2l1KzcxbXF2cXN5eW1CNDJLTlFvZmVrc3JzRE9JODVsRmlSb3hLZWVuV1V3V2g5MWFBMDdvbWZMNjk3WnYxTmQrbkkwTnB1R1VTckJTMHBvQkFuemRPVmhzOW83aHpoOGlRWTZ5L2pmMmhvOEdQWDRDWGNTMUtHcUU4NXlNTGV6NExvOFR0Z3RzTCtCZFVseE1PMmRidVFTZjk1TWw1NjhRSS9PTS8zRmZGRkdCa0tqbXdOK2dyak9FWXdoOVkzczBML2pIR0RnVmQvaEJ1Y05VVGJQcnorRGdYdHdYTDRtV0hyNnM0cnNzVHJsNXl1RGZvUWhoanZ1Z1I2azZWeTFBNEtIYzRwNDBaTE5CdDFLM1VTMm1UTDRFbFYyNElmMmlYVlR5TTJ6NmxZbXRldzZsbG9LclQwVDNydjh0QVIxU3p0UHF0NzU1MEoiLCJtYWMiOiI4NDliMTg0NjJiMjNiZTI1N2FiODBlOGM5MTU5OTExNTNhNTg2Nzk2NTQ4MjkwMGUyY2E2OTNmYWM1Nzc4Nzc3IiwidGFnIjoiIn0=
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