«Глина – это очень просто!»

Калужский художник-керамист Петр Алекперов рассказал почему керамисты не остаются в профессии.
Александра Петрухина
15:37 06.11.2013
3 5031
Читайте KP40.RU:
Калужский художник-керамист Петр АЛЕКПЕРОВ рассказал о том, как работал дворником в Москве, как его приняла Калуга и почему керамисты не остаются в профессии.

В лофте у Петра Алекперова, который он снимает под мастерскую, тепло, солнечно и летает бабочка.

— Я ее нашел сегодня на улице. Принес в мастерскую, она отогрелась — теперь летает.

Готовых работ почти нет, только те, что участвовали в недавних выставках.

— Все раскупается, мозаичные иконы разъезжаются в храмы, в мастерской почти ничего не остается. Только пара старинных изразцов — для примера и вдохновения.

— Сколько лет этим изразцам?
— Точно не знаю, более сотни. Меня в этих работах больше интересует техника исполнения, чем история.

— А ты сможешь это повторить?
— Смогу, конечно. Рисунок, судя по всему, наносился от руки, но можно использовать и трафарет. В работе керамиста умение рисовать не главное, и у меня, честно говоря, двухмерные изображения — рисунки — получаются гораздо хуже трехмерных.

— Ты где-то учился этому? Есть академическое образование?
— Нет. Я не скажу ничего нового, а всего лишь повторю одно из мнений, которого придерживаются многие художники: мне кажется, что высшее образование может испортить вкус. Он ведь или есть, или его нет. Я боялся потерять индивидуальность, когда пришло время выбирать вуз. К тому же не понимал, зачем нужно ходить в университет, если можно просто наслаждаться жизнью, работать, творить.

Московский дворник
— Расскажи, как ты начинал? Ты из творческой семьи?
— Да не то чтобы… Дело в том, что я родился и вырос в Москве. Там впитываешь эту атмо­сферу творчества, просто гуляя по Арбату. Закончил школу, пошел работать исполнителем к монументалистам (это «бригада», которая воплощает эскиз художника в готовую монументальную работу). Там научился каким-то технологиям. Чтобы жить отдельно, по утрам подрабатывал дворником. А московские дворники в те времена — конец 80-х, как известно, все были художниками. Вернее, не так: художники в основном работали дворниками. Это ведь чуть ли не единственная возможность организовать мастерскую — давали площадь в старом районе. Так вот, и я устроился сначала дворником, был в соответствующей тусовке. Поначалу пытался рисовать, но меня к этому не тянуло, а потом увлекся керамикой. Однажды выяснилось, что знакомый моего друга — керамист. Я попросился к нему, но ему работники не требовались. Зато посоветовал Дана Каменского. Тому требовался мастер. Я поработал с ним с полгода, научился основам. Глина — это же очень просто. Есть простые законы, а дальше — что слепишь, это твое дело. Я начинал с вазочек, они мне и сейчас нравятся.

— А зачем делаешь?
— Ну они просятся. Бывает, что вещь просится. Часто придумаешь и делаешь — тоже просится. Но чаще бывает, что придумаешь и годами не делаешь — не просится. Сейчас больше всего делаю мозаику. Она нужна либо для интерьера людям, либо для икон. Но иконы больше жена делает.

Мало исполнителей
— Потом я уехал из Москвы в Пущино — уже с женой, с сыном. Начал там работать, керамикой заниматься. У меня была толпа учеников, а в мастерской — большая печка. Ученики приходили, делали что-то, а когда замерзали, затапливали печку и все вместе туда залезали. Это было так здорово! Я год преподавал в лицее в Пущино. Сейчас вижу совсем другую картину: ребята, которые заканчивают «керамику» в колледже культуры, почти не остаются в этом деле. Это ведь трудно. Надо самоорганизоваться, найти мастерскую…

— Ты часто выставляешься? Как тебя замечают?
— Нет, я совсем нечасто выставляюсь. В последний раз — в «Образе» на премии Афанасия Куликова. Зато плотно работаю с дизайнерами. Они ведь выдумают — а сделать не могут. Сейчас такой период, что исполнителей очень мало, одни дизайнеры. Лет 10 назад в Питере можно было спокойно поступить на «мастеровые» факультеты, тогда как на факультет дизайна конкурс был по 30 человек на место. А теперь получается, что исполнителей маловато.

Калуга и хорошие художники
— Тебе комфортно в Калуге?
— Да, здорово, пока Калуга не превратилась в Москву. Я люблю маленькие тихие города. Сюда приехал, с Сан Санычем Лондыревым познакомился, он меня и приютил в мастерской, пока я свою не нашел.

Когда только приехал, Калуга вообще была такой Москвой 80-х, а сейчас здесь все больше машин, старинные дома сносят… Уже не так. Зато много хороших художников.

— А чьи именно работы тебе нравятся?
— Этюды Жени Пухова, например. Михаил Камышанский очень хороший скульптор, Виталий Иванович Коняхин отличный живописец.

— А как с молодыми дела обстоят? Твой сын, например, не унаследовал талант?
— Ему сейчас 19 лет, и художественных, творческих способностей у него много. Со словом, например, он на «ты». Но не интересно ему это, компьютеры ему интересны. Учится в Москве, будет инженером…

— А вы с женой не обижаетесь, что не пошел по вашим стопам?
— Нет, конечно!

— У тебя отличная счастливая семья, потрясающая мастерская — настоящий лофт для художника, бабочка летает в конце октября… А что из этого тебя больше всего вдохновляет?
— Чистый стол!



На самом деле это вазочка. Просто очень красивая.



Петр Алекперов знает толк в чайниках!



Керамическая композиция с подсветкой.

Фото из личного архива Петра АЛЕКПЕРОВА.

Новости по тегу
Лента настроения
5 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 3 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Партнёрские новости
Давайте обсудим
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
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 141
maksemss 89
nikol 37
Потрачено 35
best 34
caesar 29
4еловек 28
Белый Орёл 24
colorkaluga 24
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9437
Viktorch1311 7834
vzhik 5340
drughunter 5038
Геннадич 26625
Полиграф Шариков 12738
ILR 8850
Александр К. 8938
ajax 13843
best 7886
Комментарий дня
Колумнисты
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