АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ
Пользователь

Рейтинги
Сортировка
По дате По полезности

Армяне уже делают деньги даже из калужского дерьма...

я думаю что всю нашу думу,включая губернатора или кто он,надо уволить к чертовой мат...

Поправка: Госдуру, Облдуру - теперь так верно.

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин недавно использовал нелестное выражение по отношению к Госдуме, назвав ее «Государственной дурой»....

5 июня 2024 года исполнилось 180 лет со дня рождения знаменитого художника пейзажиста Василия Дмитриевича Поленова.

И нигде об этом не было ни слова, ни полслова, даже в «Новостях».

Хочется восполнить этот пробел…

 

Василию Дмитриевичу Поленову,  стать художником было, что называется «на роду написано».

Отец Василия - Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, а мать Марья Алексеевна обучалась живописи у самого Карла Брюллова, и была неплохим портретистом.

Поленов получил два образования: обучался в Петербургском университете, став кандидатом права, и в Академии художеств, где его дипломная картина «Воскрешение дочери Иаира» заслужила Большую золотую медаль, и право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования. За границей он пробыл целых шесть лет:  Германия, а затем Италия, где Поленов познакомился с Саввой Мамонтовым, тогдашним покровителем многих художников. В Европе же он близко подружился с Ильей Репиным, а в  Париже  написал несколько жанровых произведений. За работы «Право господина» и «Арест гугенотки»,  по возвращению в Россию Поленову было присвоено звание академика.

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

Кстати, сам Поленов много работал над созданием стойких красок, способных не тускнеть со временем в результате, почти все его полотна  отлично сохранились до нашего времени.

У нас же в первую очередь имя Василия Дмитриевича Поленова ассоциируется с картиной «Московский дворик», хотя сам художник не считал эту работу чем-то выдающимся. Он даже не догадывался, что многие поколения будут считать эту работу самой «московской» картиной.

Кстати эту картину можно запросто назвать и «Калужский дворик», так как таких двориков и в Калуге было немало.

Тем более,  что церковь на этой картине, одинакова с нашей «Георгиевской за верхом» на ул. Баумана, только цвет другой. Те же пять барабанов с крестами, подразумевающие посредине Ииуса Христа,  в окружении четырех евангелистов. И такая же шатровая колокольня.

Впервые эта картина была представлена на выставке передвижников, и Поленов поначалу даже извинялся за неё, поскольку не смог предъявить, по его мнению, «что-либо более значительное».

Но результат этой картины был потрясающий, она понравилась всем, и её сразу приобрёл Павел Третьяков, а это было своеобразным показателем качества. «Московский дворик» много раз копировался на всевозможных открытках и марках, стал настоящей визитной карточкой старой патриархальной Москвы.

На картине "Московский дворик" изображена церковь Спаса на Песках, она сохранилась до наших дней, в одном из арбатских переулков. А в том месте, где художник писал свою картину, сейчас проходит Новый Арбат.

Василий Дмитриевич был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога.

А ещё ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что в любви он был несчастен, и шёл  к ней половину всей своей жизни.

Впервые по-настоящему он влюбился в очаровательную 18-летнюю девушку Марусю Оболенскую,  когда ему было 30 лет.  Она планировала стать оперной певицей, и имела все возможности для этого, - чистый голос и немалый талант. Вот только это была любовь на расстоянии, закончившая несчастливо. Он так и не сделал ей предложения. Маруся заболела, а врачи по грубой ошибке вкололи ей прививку от оспы, от которой она не смогла оправиться. Впоследствии Поленов напишет удивительно трагичную картину «Больная», в которой отразит все свои чувства после потери Маруси и любимой сестры Веры.

Была ещё одна любовь - Мария Клементьева, с которой Поленов познакомился в поезде, и она напоминала его первую возлюбленную Марусю Оболенскую.

Поленов влюбился, но Клементьева не отвечала взаимностью, она словно играла с художником, не делая явного отказа, но и не приближая к себе. Ей просто льстило, что за ней ухаживает известный аристократ и художник Василий Поленов. Кстати, подобную интрижку она впоследствии затеяла и с писателем Антоном Чеховым, демонстрируя своё пустое тщеславие. Но в конце концов "продинамила" обеих знаменитостей.

Поленов уехал за границу, а когда вернулся, то узнал, что Клементьева выскочила замуж за адвоката, брак оказался несчастным, и она с горя стала часто выпивать и играть в карты.

Поленов уехал к своему другу Савве Мамонтову в усадьбу Абрамцево, где оформлял вместе с Репиным и Васнецовым удивительный Храм Спаса Нерукотворного. Именно там в него влюбилась Наташа Якунчикова, двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой, которая была на 14 лет моложе Поленова, и он ответил взаимностью.

И когда в Абрамцеве завершилось строительство храма, который спроектировали Поленов и Виктор Васнецов, они первыми в нём обвенчались.

После получения гонорара за картину «Христос и грешница» Поленов приобрел имение на берегу Оки, там же по собственному проекту выстроил усадьбу недалеко от Тарусы, назвав ее Борок. В настоящее время − это мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка.

После венчания супруги переехали в эту усадьбу Борок и жили там. Наталья родила шестерых детей, воспитывала их, а Поленов делал всё возможное, чтобы жизнь окрестных крестьян, хотя бы отчасти напоминала созданные им яркие и красочные полотна. Он нанимал на свои деньги учителей, организовал показ собственных картин, чтобы крестьяне могли приобщиться к искусству. Там же за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером стала Наталья Поленова.

 

Наталья Васильевна будет одной из самых преданных жен русских художников: он сам и его творчество составит весь смысл её жизни. После 1918 года Василий Дмитриевич уехал во «внутреннюю эмиграцию», жил в своей усадьбе вдалеке от тех перемен, которые происходили в стране. Последние годы своей жизни Поленов провел на берегу Оки в своем любимом доме, практически не выезжая.

В 1924 году в честь 80-летия художника была устроена грандиозная выставка в залах Третьяковской галереи, ему было присвоено звание Народного художника России.

Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок на 83-м году жизни, Похоронили его на сельском кладбище на берегу реки Оки, и по последней воле усопшего на могиле установили  Олонецкий крест.

Наталья Васильевна пережила мужа на четыре года, а наследие Поленова продолжило жить.

Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.

Искусство должно приносить счастье и радость, иначе оно ничего не стоит... В.Д. Поленов

Жарко.

Тут невольно вспомнишь зимушку-зиму, и сразу на душе станет прохладней.

Вспомним как это было....

Это никакая не частная лавочка, а Акционерное общество «Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств» (АО «КНИИТМУ»).

Спилили такую красоту.

Как бы такими темпами не добрались и до старого корпуса КНИИТМУ, где тоже голубые ели...

Правовое государство - хочу сажаю, хочу пилю.

Своя рука владыка.

Прокуратура ауууу!!!!

Видимо достал, дальше некуда,

Есть женщины в русских селеньях,

В горящую избу войдут.

Коня на скаку остановят,

А надо, кувалду возьмут.

 

 

Дело вовсе не в фото. Я мимо этого храма езжу каждый день.

Тут дело в принципе, что почти такую же картину я наблюдаю уже 30 лет, и сердце кровью обливается.

Да за те деньги, что этот храм заработал за это время (с 1992 года!!! выросло целое поколение), на одних требах, свечах, куличах, освящениях, венчаниях, отпеваниях, и далее целый список с ценниками в храме, можно было снести и заново возвести этот храм во всей его первозданной красе....

А об изменениях я в курсе..

Ну разве что пристроят иногда какую-нибудь палатку, со свечами или с чебуреками.

Да и внутри более чем скромно, и больше похоже на небольшие простенькие двурядные иконостасы, с пустыми не расписанными стенами, как где-нибудь в глубинке.

Единственно на что можно обратить внимание - это свисающее с потолка большое паникадило.))))

18 июля 1914 года в Российской империи была объявлена всеобщая мобилизация. На следующий день Россия официально вступила в Первую мировую войну. Принято считать, что эти события население встретило необычайным патриотическим подъёмом: и в столицах, и на периферии народ ломился в двери призывных пунктов, а улицы, заполненные многочисленными манифестантами, гремели криками «Ура!»

Однако хватало и тех, кто жил в страхе перед будущим, рыдал в голос, провожая близких на фронт или рубил себе пальцы ради белого билета.

Иными словами: «Для кого и по чаянью, а для кого и нечаянно».

В 1914 году миллионы мужчин услышали впервые это слово — мобилизация. В центре Петербурга в жаркие июльские дни могло показаться, что воодушевлённая нация готова в едином порыве, с радостью исполнить свой долг перед императором и Родиной. На центральных улицах и площадях гремели манифестации с царскими портретами, крестами и патриотическими транспарантами: «Победа России и славянству!».

Но на местах, однако, весть о начале войны, и призыве «запасных» встречали без особого энтузиазма.

Согласие на всеобщую мобилизацию Николай 2 дал 17 июля, и в Генштаб, а затем в военные округа пошла телеграмма за подписью военного министра Сухомлинова, военного министра Григоровича, и министра внутренних дел Маклакова: "Высочайше повелено привести армию в военное положение, и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей, согласно мобилизационному расписанию 1910 года. Первым днём мобилизации следует считать 18 сего июля 1914 года."

Согласно российскому Уставу о всеобщей воинской повинности 1874 года ежегодный призыв новобранцев, достигших 21 года производился в октябре. Находились они на службе от 5 до 15 лет, затем зачислялись в запас. До 43 летнего возраста находились в государственном ополчении. В России в ту пору от службы было освобождено 48% мужского населения, т. е это были молодые люди, имеющие различные льготы. Для сравнения в Германии от призыва освобождалось лишь 3% , а во Франции и вовсе 1%.

На начало войны российская армия составляла численность 1 млн 423 тыс. чел., в результате первой мобилизации чинов запаса численность ее возросла до 3 млн 115 тыс. Всеобщая мобилизация в России была проведена быстро и успешно. На призывные пункты явка была 96 %.

17 июля 1914 года Калужская городская управа и местная администрация объявила мобилизацию, и была озадачена приемом и размещением в учебных заведениях первых мобилизованных.

Как по всей стране, так и в Калужской губернии прошли патриотические мероприятия. Провожали солдат с национальными флагами, гимнами и молитвами.  Народ прощался с мобилизованными. Женщины лили слёзы,  в церквях шли молебны, на улицах митинги.

Уже осенью был объявлен приказ о новом призыве от командующего Московским военным округом Александром : "Для пополнения запасных батальонов и некоторых частей государственного ополчения до полного штата призвать ратников ополчения, не проходивших ряды войск, начиная с младших призывных возрастов". Зачислено было по этому приказу 3 тыс. 208 человек, для охраны важных объектов в тылу.

Полицмейстер города Калуги сообщал губернатору, что призыв выполнен полностью. На пожертвованные деньги каждому призванному были поднесены чай, хлеб и папиросы. Третий призыв в Калужской губернии состоялся в ноябре 1914 года, нужно было набрать ратников 2500, для укомплектования 74 запасного батальона и 189 запасного батальона Калуги, всего было набрано 1667 человек. Призыв прошел организованно и вовремя.

Военным ведомством оплачивался определённый набор личных вещей для призывников: пара сапог, нательная рубаха, исподние штаны, утиральник,, носовой платок, пара портянок, теплых вещи для них тоже оплачивались.

Но как говорится, «голь на выдумки хитра», и в итоге  это казенное имущество бойко распродавалось служивыми на городском рынке. Так, уполномоченный по заготовке обуви и воинского снаряжения докладывал Калужскому губернатору: "Сегодня в 9 часов утра в торговых рядах несколько солдат Калужского гарнизона продавали новые сапоги, полученные из приемной общественной комиссии. От торговцев я узнал, сто это происходит каждый базар продают новые сапоги за 7-8 рублей, тут же приобретают старые или меняют новые на старые. Это, кроме всего прочего, удручающе действует на сапожников, труд которых реквизирован. Солдаты каждый базар выносят до 100 пар сапог на продажу. Заменив новые сапоги рваными, они заявляют своему начальству, что сапоги "разорвались...".

Не обошлось без акций протеста и попыток уклониться, когда некоторые призывники рубили себе пальцы, пили какие-то снадобья, чтобы «разогнать» сердце, давали взятки волостным старшинам и сельским старостам. Но таких было относительно немного.

А большая часть волнений происходила не из-за отказа ехать на фронт, а из-за плохой организации доставки призывников в их части, в пути не хватало горячего питания, были проблемы с обмундированием и подачей транспорта. Что ещё хуже  «призывники» в штыки приняли введение «сухого закона», и по пути, громили магазины, пивные и винные лавки.

Деревенские проводы с выпивкой находили своё продолжение в дальнейших попойках, уже после прибытия на сборные пункты.

 Вот как описывал призыв один из крестьянин Иван Зырянов: «Горе сразило баб. Лица у баб красны и опухли от слез… Бабы задержали отправку поезда на два часа. Они точно посходили с ума… После третьего звонка многие с причитанием бросились под колеса поезда, распластались на рельсах, лезли на буфера, на подножки теплушек. Их невозможно было оторвать от мужей. Это проводы… На вокзал сбежалось все уездное начальство. Вид у начальства растерянный, жалкий. Не знают, как быть с бабами… вызвали специальный наряд из местной конвойной команды. Конвойные бережно брали на руки присосавшихся к рельсам и вагонам баб, уносили их с перрона куда-то в глубь вокзала. Бабы кричали так, как будто их резали….»

Такие сцены, подобные описанной Зыряновым, происходили в конце июля и в начале августа во множестве мест.

Несмотря на всё это, мобилизация увенчалась успехом. Даже те, кто ворчал («хлеб убирать пора скоро, а тут такое.,! на кого хозяйство оставить! ещё и коня забрали!»), как правило, смиренно надевал солдатские сапоги. Бывший генерал-квартирмейстер штаба Верховного главнокомандующего Ю. Н. Данилов резюмировал: «…народ наш оказался законопослушным и на призыв явилось до 96% всех призванных, более чем по расчётам мирного времени ожидалось». Военный министр Сухомлинов и вовсе считал: «Наша мобилизация прошла как по маслу! Это навсегда останется блестящей страницей в истории нашего генерального штаба!».

Медаль "За труды по отличному выполнению всеобщей мобили­зации 1914 года" была учреждена в феврале 1915 года императором Николаем II. Она стала последней наградой русской монархии. Награда жаловалась всем лицам, которые принимали участие в работе по проведению мобилизации.

Вот так четко тогда была поставлена мобилизационная работа, без всяких там военкоматов, которые  в наше время при начале СВО,  показали свою полную профнепригодность, некомпетентность, в вопросах работы с мобрезервом (партизанами),  как это строго было при СССР.  

Из за чего многие военкомы и слетели со своих должностей, включая и нашего.

 К несчастью для Российской империи, успешная мобилизация и превосходства над противником, для победы оказалось недостаточно: не хватало боеприпасов, орудий, качественного обмундирования, подготовленных офицеров, а самое главное  боевого духа.

Русский солдат тогда так и не понял, за что воюет, за что льёт кровь, за что погибает, и как итог в 1917 году повернул штык в другую сторону.

Строительство каменного храма римских бессребреников  Косьмы и Домиана, на современном месте завершилось  в 1794 года.

После революции он был закрыт, а потом большевики нашли ему «удачное» применение,  в 1937 году здание храма стало использоваться как изолятор временного содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники.

В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры.

А в конце 70-х годов городские власти объявили храм всенародным достоянием, сделали внешний ремонт храмового здания,  и повесили на стене табличку в которой указали, что храм является памятником архитектуры XVIII века, и находится под охраной государства. Однако, несмотря на все это, некоторые коммерческие структуры продолжали использовать здание храма в качестве складских помещений вплоть до самой передачи храма Церкви.

 Церковь Косьмы и Дамиана была передана  Калужской епархии 1992 году,  а в 1998 году  она была освящена.

Внешняя архитектура храма резко выделяется среди других церквей Калуги своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом.

Но со времени передачи этого уникального храма в готическом стиле, мало что изменилось. За тридцать лет его так и не смогли отреставрировать, и до сих пор он стоит обшарпанный без штукатурки.

Надо сказать, начиналось всё здорово, внутри  храма начались богослужения, а рядом с храмом на улице в небольшом домике была размещена церковная лавка, в которой можно было верующему купить любую церковную литературу, и предметы для домашнего молитвенного правила. Это была самая большая церковная лавка в городе, и множество горожан, шли туда заказать необходимые требы, конечно не бесплатно.

Но, несмотря на этот достаток, церковь за эти десятилетия так и не приведена в божеский вид, и стоит обшарпанная в самом центре города – на площади  Победы, внушая стыд и срам калужанам перед туристами, и ветеранами.

Менялись настоятели и священники, но воз и ныне там, и сейчас церковь особенно впечатляюще выглядит на фоне недавно открытой  (ни к селу, ни к городу) , псевдо-часовни, сверкающей мрамором.

Неужели за эти десятилетия нельзя было сделать хотя бы внешний косметический ремонт, чтобы не позориться перед туристами.

И сколько помню еще с 90- х везде висели объявления «Помогите восстановить наш храм!».

Спустя двадцать с лишним лет, этот призыв теперь уже не на бумаге, а размещен на сайте храма.

Хочется спросить неужели за двадцать пять лет не собрали необходимую сумму на восстановление этого уникального храма.

А если средства собрали, тогда: «Где деньги Зин?»

Посмотришь на другие отдающие великолепием восстановленные храмы города, которые  были разрушены почти наполовину, и душа радуется.

Здесь же полный застой, и такое впечатление, что никто и не собирается что-то делать с этим храмом. И не понятно, куда смотрит калужский владыка Климент, стараниями которого были возрождены из руин православные храмы и монастыри во всей Калужской епархии.

Может быть вернуть этот храм опять городу, который отремонтирует здание и найдёт ему применение, например под музей.

Тем более теперь храмов в городе пруд-пруди, все в шаговой доступности, и от этого никому не убудет.

Помню когда в нулевых, учился в Калужской Духовной Семинарии, то мы часто заходили в этот храм, но больше в церковную свечную лавку,  и что-то обязательно себе покупали: особенно святоотеческие книги, которых тогда нигде нельзя было сыскать,

Настоятелем тогда был отец Георгий, из которого энергия била ключём.

Он организовывал для ребят дальние экскурсии по историческим местам области, а при храме открыл школу самбо.

А когда я шутя спросил его, а самбо то зачем православным ребятам, он резонно мне ответил :"Добро должно быть с кулаками."

Но время шло и ничего не менялось, и очень обидно, что храм не ремонтируется, и каким он был в 18 веке, таким и остался.

Как говорится: "Почувствуйте разницу, которой нет..."

 

 

 

 

.

18 декабря 2012 года на фундаменте памятника Сталину была установлена скульптура А. Л. Чижевского. Во время подготовки места для памятника учёному ковш экскаватора наткнулся на массивнейший бетонный постамент. Также было обнаружено основание конструкции, на которой крепились флаги, огромное количество красного кирпича и осколков облицовочных плит из мраморной крошки, из которых был сложен постамент Сталина

В 60 годы, по словам очевидцев, бетонный памятник Сталина, валялся присыпанный землей и строительным мусором в овраге на Правом берегу в районе Можайского оврага.

Сергей Николаевич Блистанов потомственный Почётный гражданин Калуги, был городским головой 1901 по 1906 год, и на эту должность был избран 11 мая.

До этого с 1887 года занимал другие выборные должности города, а с 1888 года состоял членом Учетного Комитета Калужского государственного банка, а также товарищем директора Калужского общесвенного банка братьев Малютиных.

 Кроме этого он состоял еще и почетным членом Общества вспомоществования бедным девицам, обучающимся в Калужском епархиальном женском училище.

В его бытность городским головой, была начато строительство водопроводной магистральной линии от городского водопровода к казенным винным складам ( к будущему заводу "Кристалл, который сейчас лежит в руинах), закончена постройка кирпичного завода и городской скотобойни в 1902 году, которая была освящена !!! и торжественное открыта (располагалась там, где теперь железнодорожная больница).

Что касается его инициативы идеи устройства трамвая в Калуге, то об этой заглохшей утопической инициативе история умалчивает, как неосуществимой, как и в наше время звучащие некогда такие же бравурные инициативы о создании в Калуге канатной дороги....

Что касается электричества, то впервые Калуга увидела электрический свет в 1912 году, когда была введена в эксплуатацию первая дизельная электростанция, и на центральных улицах города зажглись электродуговые лампы.

15 февраля 1912 года в Калуге начали устанавливать высокие опоры с изоляторами, а затем наступила очередь электропроводки, и все работы были завершены к октябрю.

 Все линии сходились в одном месте – на улице Большой Садовой (ныне – улица Кирова), где строилось здание электростанции.

А 23 февраля 1912 года газета «Калужский курьер» опубликовала порядок установки электросчетчиков в частных домах, и тарифы на предстоящую подачу электричества. При этом годовая плата допускалась с рассрочкой по месяцам путем вычетов денег из жалования.

Здание электростанции на улице Кирова пережило первую и вторую мировую войны, революцию 1917 года, культ личности, волюнтаризм, застой, перестройку и лихие 90-е, но не пережило оно только губернатора Артамонова.

И во время затеянного Артамоновым и осуществленного Александром Селиверстовым капитального ремонта улицы Кирова, здание первой Калужской электростанции было тихонько снесено, затем был также снесён (несмотря на протесты калужан) автовокзал. И вся эта территория отошла к областному Сбербанку, чей монстр-дворец вырос на этом месте.

В историческом снесённом здании можно было бы устроить технический музей той эпохи, но им всё было побоку.

Я уже не говорю о центральном рынке, "Кристалле", стадионе "Центральный" и многой другой десятками лет привычной калужанам уничтоженной инфраструктуре. Так не помнящее родства чиновничество уничтожает исторический облик Калуги.

Наверно именно так они хотят попасть в калужскую историю.

Вот только только в какую???

 

Маршал Василий Данилович Соколовский ушел из жизни 10 мая 1968 года, в возрасте 70 лет от инфаркта.

Примечательно, что более 20 лет со дня смерти Василия Даниловича, он был лишен звания Почетного гражданина Берлина.

Такая вот благодарность от неонацистов....

Все эти пиар акции с "выходом в народ", никому не нужны.

Надо конкретно заниматься делами, о которых информации у Денисова выше крыши, и без этих "вылазок в народ".

Всё это мы уже проходили в виде трагедии в конце 80-х годов.

Когда на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1987 году Ельцина сняли с поста первого секретаря Московского горкома партии, и вывели из состава Политбюро.

Его кстати не выгнали совсем, что следовало бы сделать незамедлительно, а назначили первым заместителем председателя Госстроя СССР, логично рассудив, что если Ельцин по своей специальности строитель-прораб, то ему как раз там самое место.

Там он и "работал с 1987- по 1989 года, что не мешало ему сразу же "пойти в народ", несколько раз проехаться "на работу" в общественном транспорте, и тогда все подумали: "Вот это мужик! Голосуем только за него!. Сразу видно что наш, от сохи...

Также исподтишка он баламутил народ, что потом привело к немалым жертвам у Белого дома.

И какая за этим последовала катастрофа беспредела и нищеты, в масштабе России, всем хорошо известно, и теперь всё это вспоминается как некий сюрреализм, преступление, когда народ довели до последней черты...

Этими воплями "Пожалуйста, пройдитесь и у нас!" ничего добиться нельзя.

Тут надо брать выше. Вся Россия зовёт к себе пройтись у них Путина, по примеру "Забытой деревни" Н. Некрасова:

"Вот приедет барин - барин нас рассудит,

Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу",- думает старушка..."

Вот вам наглядный пример, чем заканчиваются такие чиновничьи пиар-вылазки в народ....

Если и дальше будут продолжаться эти обвалы и провалы, при наплевательском отношении к ним власти, то скоро наступит уже и обвал калужских властей.

Потому что их провал городского хозяйства, давно уже у всех на виду.

В 1732 году у Семена Антоновича и Веры Ивановны Хлюстиных родился сын, которого назвали Антоном. Потомок купеческой семьи из города Мосальска получил домашнее церковное образование. В молодости занимался поставками провианта и фуража для армии и накопил богатое состояние, благодаря чему был принят на интендантскую службу вахмистром в гусарский полк, несмотря на недворянское происхождение. Это не помешало полковому хозяйственнику дослужиться до звания секунд-майора, который по Уставу 1716 года являлся помощником подполковника и заведовал в полку строевой и караульной службой.

 Ко времени образования Мосальского уезда в 1777 году , он был уже купцом первой гильдии.

В 1804 году мосальский помещик отставной секунд-майор Антон Семенович Хлюстин, обратился к гражданскому губернатору А.Л. Львову, с просьбой разрешить ему построить в губернском центре богадельню с храмом для призрения инвалидов и умалишенных, стоимостью 60 тысяч рублей ассигнациями.

 Получив разрешение, меценат приступил к строительству двухэтажного корпуса в стиле ампир.

Возводил его архитектор  Иван Каширин., кстати, свой, крепостной, который образование, закончить не сумел, но любил крепко закладывать за воротник, а под конец  работ Каширин бегал по строительным лесам  и ловил чертей, что на качестве постройки, к счастью, не сказалось. Его самого впору было укладывать в больничные палаты, поэтому обещанную вольную спившийся Каширин так и не получил.

Причём, на всякий случай, за строительством присматривал ещё и губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин.

 В октябре 1809 года инвалидный дом с домовой церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского торжественно открыли уже сыновья Антона Хлюстина, скончавшегося  в этом же году , и незадолго до этого получившего от  Александра I дворянство.

На территории Хлюстинского комплекса была выстроена больничная церковь в честь  Александра Невского. Освящение храма и всего комплекса Богоугодных заведений состоялось 6 октября 1809 года. Точного описания храма и его изображений в те времена до нас не сохранилось, но известно, что изначально звонница с колоколами стояла не над главным зданием, а над сооружением аптеки, которое размещалось во дворе.

Приблизительно в 1873 году главный корпус подвергся серьёзной перестройке,  и тогда над церковью Хлюстинского двухэтажного корпуса была поставлена колокольня. В 1888 году больничный храм был основательно отремонтирован. Также, судя по сохранившемуся генеральному плану Хлюстинских заведений за 1909 год, существовала ещё деревянная часовня, где отпевали умерших больных. Находилась она приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Калужского отделения областного пенсионного фонда, что на повороте на улицу Болдина. С приходом к власти большевиков, храм был закрыт и перестроен под медицинские покои, снесли колокольню (чтобы не напоминала), а  вместо неё появился полукруглый купол. Сегодня о храме при больнице уже ничто не напоминает, а увидеть его можно только на старинных фотографиях и открытках.

Больница и церковь послужил той ячейкой, из которой потом выросли все больничные учреждения.

До 1960-х годов Хлюстинская  функционировала  как главная областная больница, а в настоящее время в помещениях Хлюстинской богадельни располагается городская больница № 4, в главном корпусе (где был расположен храм) сейчас находится инфекционное отделение.

В 2024 году исполняется 215 лет со дня смерти известного мосальского благотворителя, купца первой гильдии, помещика Антона Семеновича Хлюстина.  То, что он создал в свое время, до сих пор служит людям. 

До сих пор мы больницу № 4 называем Хлюстинской, -  «Положили в Хлюстину», «Выписался из Хлюстиной».

Красивые храмы были сооружены и  во владениях Хлюстина - селах  Куйбышевского района,  Спас-Деминского района,  Мещовского и Дзержинского района, Пятницкая  и Борисоглебская церковь в Мосальске. Гордостью Антона Семеновича стал  заложенный в Мосальске  в 1806 году Никольский собор,  вокруг которого впоследствии образовался центр города.

С ноября 2000 года Антон Семенович Хлюстин является Почетным гражданином г. Калуги.

А когда у него спрашивали зачем ему все это было нужно?

Он отвечал: «Для усугубления признательности своей к Отечеству, чтобы усердие свое к человечеству тем болше умножить….»

 

 Мало кто знает, об интересной и парадоксальной жизни художника передвижника Ярошенко.

Как художник Николай Александрович Ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала, и стал всемирно известным живописцем. Будучи военным, он верно служил отечеству, но при этом прославился как художник и писал портреты даже тех, кого отечество считало врагами.

Родился он в 1846 году в Полтаве в семье военного  - его отец дослужился до звания генерал-майора, а мать была дочерью отставного поручика. Поэтому неудивительно, что в восемь лет  Николай был зачислен в Полтавский кадетский корпус, затем продолжил обучение в Павловском военном училище в Петербурге.

В 1867 году Николай Ярошенко начал обучение в двух академиях сразу:  в Михайловской артиллерийской и Императорской академии художеств. Последнюю он посещал как вольный слушатель, и окончил ее экстерном в 1874 году.

После окончания артиллерийской академии Ярошенко был направлен на патронный завод, где занял должность начальника штамповальной мастерской, на котором он прослужил более двадцати лет и вышел в отставку, как и его отец, в чине генерал-майора.

Во время учебы в Академии художеств Ярошенко сблизился с передвижниками, и в 1876 году стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, причем сразу же был избран в правление. С лидером этого объединения Иваном Крамским, он руководил Товариществом в течение десяти лет, а после смерти Крамского стал его идейным преемником.

В 1875 году Николай Ярошенко дебютировал на Четвертой передвижной выставке с картиной «Невский проспект ночью».

 

 А затем создал немало картин в бытовом жанре, но прославился он, прежде всего как портретист, причем, портреты его кисти можно разделить на две группы. Первая это традиционные изображения известных персон, многие знаменитые писатели, ученые, музыканты, артисты, и коллеги-художники.

В другой части он выбирал для своих работ образы «униженных и оскорбленных», рабочих и заключенных, а также писал студентов, нигилистов, революционеров, за что в реакционной прессе художника жестко критиковали за выбор образов, и за явную симпатию к своим героям, которыми он по сути создал коллективный портрет той эпохи.

Художник не только писал портреты нигилистов и террористов, но с некоторыми был даже в родстве. Известный революционер, террорист и лидер эсеров Борис Савинков приходился Николаю Ярошенко родным племянником. Революционерами (правда, менее известными) были и другие племянники Ярошенко, братья и сестры Бориса Савинкова. Все они были детьми младшей сестры художника.

В 1874 году Николай Ярошенко женился на Марии Невротиной слушательнице Бестужевских курсов, и после свадьбы молодые отправились в путешествие - поехали в Полтаву, а затем в Пятигорск, где художник «изменил» жене с горами, и целый месяц писал пейзажи в Сванетии, которые затем в  в Петербурге произвели настоящий фурор.

В 1885 году Ярошенко купил дом в Кисловодске, который они назвали дом «Белой виллой», построили несколько гостевых флигелей, и все друзья художники стали приезжать к Ярошенко в Кисловодск, и они же расписали «Белую виллу» фресками.

В 1881 году Ярошенко написал картину «У Литовского замка», на которой он изобразил женщину, в которой зрители узнали Веру Засулич, революционерку, совершившую покушение на санкт-петербургского градоначальника, генерала Трепова.

Это полотно Ярошенко было в числе экспонатов Передвижной выставки, которая открылась 1 марта 1881 года. В тот же день был убит император Александр II, и картину сразу же изъяли, а Ярошенко отправили под домашний арест.

 Правда, после недельного ареста и беседой с министром МВД Лорис-Меликовым,  никаких серьезных репрессий в адрес художника не последовало.

Судьба полотна «У Литовского замка» до сих пор неизвестна, и до наших дней дошла только картина, написанная по эскизам к этой работе, и получившая название ««Террористка».

В конце жизни, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру, и посетил Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет, откуда он привез немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ. У Николая и Марии Ярошенко не было детей, и художник часто любил писать детские портреты.

Ярошенко был болен туберкулезом трахеи, именно поэтому они с женой и обосновались в Кисловодске, но горы, которые должны были укрепить здоровье художника, в итоге погубили его.

Летом 1898 года он ушел на несколько километров от дома, где писал с натуры очередной этюд. и в горах его застала гроза. Боясь простуды, он чуть ли не бегом добрался до «Белой виллы», но на следующий день ему стало плохо, и художник скончался в своей мастерской прямо возле мольберта. Причиной смерти стал паралич сердца.

Ярошенко не стало в 52 года, и похоронили художника-генерала в том же Кисловодске.

По завещанию вдовы художника, пережившей мужа на семнадцать лет, на его родину в Полтаву,  были переданы более  ста картин, его рабочие эскизы, а также коллекция работ других передвижников. На основе этого собрания в городе был создан художественный музей имени Ярошенко.

К сожалению, во время войны,  перед оккупацией из Полтавы успели вывезти только фонды, а экспозиция осталась в музее и почти полностью погибла во время бомбежек...  

В октябре 2022 года в  Патриаршем дворце Московского Кремля проходила  выставка, посвященная жизни и деятельности Георгия Чичерина, первого наркома по иностранным делам Советского Союза. Подборка артефактов и цитат наркома представила его человеком артистичным, не чуждым иронии и гедонизма, каким он и был на самом деле.

Письма, рабочие записки, проекты Чичерина представляют его как человека универсальных знаний, глубоко образованного, талантливого потомственного дипломата.

Выходец из старинного дворянского рода,  сын советника посольства Российской империи во Франции, выпускник Петербургского университета, и блистательный пианист, Георгий Чичерин увлекся идеями марксизма и русской революции в вынужденной  эмиграции в 1904 году.

А вернулся он в Петроград 19 января 1918 года и сразу же приступил к работе в должности заместителя наркома по иностранным делам РСФСР Льва Троцкого,  а с 30 мая 1918 года Чичерин стал главой Наркоминдела.

Среди особых заслуг Чичерина первый большой триумф советской дипломатии - признание РСФСР на Генуэзской конференции весной 1922 года и последовавший за ней Раппальский договор  с Веймарской республикой и «парад признаний» нашей страны следующих лет.

Выставка в Кремле, задуманная как протокольное мероприятие к 150-летию наркома, приобрела индивидуальный, человечный мотив. Среди его предметов фарфоровые шахматы «Красные и белые», тарелки агитфарфора, портсигар с видами Кремля, обнаруженные в запасниках Музеев Московского Кремля, изумительно хорошо сохранившиеся гимнастерки Чичерина (советская альтернатива мундиру и фраку дипломата).

А также его многочисленные восточные халаты, дары монгольских, японских и бухарских делегаций, которые нарком надевал на дипломатические встречи, за что был прозван «главой восточной фракции», представляют его человеком невероятного личного обаяния и широты горизонтов.

 Г.В.Чичерин возглавлял наркомат иностранных дел с 1918 по 1930 г. в самый трудный для молодого советского государства период.

Отставка Чичерина произошла из-за его общего несогласия с тогдашней линией Сталина на передачу руководства страной коммунистической партии. «Примат партии над государственной деятельностью, – писал Чичерин, – означает паралич государственной власти».

После он жил уединенно. Летом – на даче на Клязьме, большую часть года – в московской квартире, где и умер в 1936 году.

 

Чичерин сумел обеспечить историческую преемственность российского внешнеполитического ведомства после 1917 года и привнести в мировую дипломатическую практику новаторские для того времени идеи и подходы. 

Обладатель высочайшей культуры и манер, свободно говоривший на немецком, французском и английском языках. Дипломат, выведший Советскую Россию из международной изоляции. Аристократ, разорвавший со своим сословием и ставший, по словам очевидцев, «несгибаемым коммунистом».

В Калуге бюст первого советского дипломата Георгия Васильевича Чичерина был открыт в 1971 году к празднованию 600-летия города и столетнему юбилею наркома, и каждый год в его юбилей калужане несут ему цветы.

В честь Георгия Васильевича названа одна из красивейших улиц Калуги, благодаря которой можно вернуться в советское прошлое, в сталинский ампир.

Улица Чичерина году присутствует на плане Калуги  еще в 1928 году, хотя строительство первых домов тогда только началось.

Современный вид улица Чичерина стала приобретать после войны, а в начале шестидесятых улица была застроена, в первую очередь, для рабочих завода СДВ,  и одна из первых газифицирована....

 

 

 

Основание поселка Мятлево, связано с прокладкой железнодорожной линии Вязьма  - Калуга.  Станция Мятлевcкая была построена в 1874 году,  и названа в честь местного помещика Ивана Петровича Мятлева, уступившего землю для постройки этого участка железной дороги, с условием, что его имя будет увековечено.

И вскоре после этого вокруг станции выросло зажиточное купеческое поселение, благодаря крупным купцам и промышленникам Михаилу  Васильевичу  Арефьеву и Дмитрию Егоровичу Богданову, сфера коммерческих интересов которых была достаточно широка.

А 1907 году в крупном на тот момент промышленном поселении по инициативе и на средства Богданова и Арефьева был построен и торжественно освящен каменный храм Вознесения Господня.

В советские годы в 1938 году этот храм был закрыт и отдан под склад, а в годы Великой Отечественной войны его взорвали по указу властей, по предлогом того, что этот крупный храм являлся ориентиром для вражеской авиации.

В 1996 году на месте разрушенного Вознесенского храм была выстроена новая церковь, освященная во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1912 году Мятлево входило в Барсуковскую волость Медынского района Калужской губернии, и в нём было зарегистрирован маслобойный завод  с 66 работниками, и кожевенный завод братьев Ершовых с 48 работниками.

В летние месяцы с 1896 по 1899 годов Мятлево приезжал брат Ленина, Дмитрий  Ильич Ульянов, которого купец Д. Богданов нанимал репетитором для своих детей.

После революции зажиточные купцы и ремесленники покинули Мятлево. Кто-то уехал за границу, а кто-то стал жертвой сталинских репрессий.

К сожалению, о судьбе Богданова, Арефьева и их потомков, практически ничего не известно, и лишь богато декорированный старинный особняк, расположенный на центральной улице современного поселка, где до 2011 года располагалось  сельскохозяйственное училище № 20, напоминает о былом величии купца Арефьева.

 Усадебный комплекс, несмотря на то что он считается объектом культурного наследия, и подлежит охране государством, продолжает самовольно разрушаться, а в 2022 году его даже хотели продать за два миллиона рублей, но видно охотников на старинный купеческий дом в котором обрушены часть стен и кровли – не нашлось.

Нужно срочно вызвать тех ВИПов, что на вертолёте на Камчатке охотились, а потом убитого медведя привязали и транспортировали по воздуху.

Кстати в этом деле до сих пор тишина, видно вышли на самый верх, а там от Бастрыкина табу....

Это вовсе не легенда, а чернильный гриб, навозник (Копринус),  применялся для изготовления чернил ещё в XVIII и XIX веках которые добавляли к обычным в качестве средства для защиты документов государственной важности, акций и крупных денежных векселей. Эта защитная технология являлась своего рода прообразом современных водяных знаков.

Гриб навозник - страстно любимый европейцами деликатес, но только собирать его надо очень молодым, потому что этому грибу, как никакому другому, свойственно странное явление -  самопереваривание. Через каких-нибудь сутки-двое от грибочка только и останется черная лужица, то есть жидкость напоминающее чернила.

Практичное человечество решило: раз похоже на чернила, стало быть, в качестве чернил и надо использовать. И из споровой жидкости гриба с добавлением гуммиарабика получали чернила, которые использовали для ретуши в фотографии, и для написания особо важных документов.

Поскольку никому не известно, из какого конкретно вида навозников сделаны чернила, а у каждого вида своя собственная неповторимая форма спор, – то и подделать документ вообще невозможно, поэтому навозник нерушимо стоял на страже секретной документации.

Но этим не исчерпываются полезные свойства этого гриба. Оказывается навозник непримиримый боец с пьянством и алкоголизмом, и хотя сам по себе этот гриб очень вкусен и совершенно не ядовит, но он содержит некое ядовитое для человеческого организма вещество, которое вызывает окисление спирта, и превращение его в альдегид.

Так что если вы использовали навозник в качестве закуски после застолья с выпивкой, неприятного отравления вам не миновать. И более того, в течение нескольких дней после употребления в пищу этого спиртоненавистника, даже самая небольшая выпивка чревата вывернет вас наизнанку.

Именно это самое спиртоокисляющее вещество используют в противоалкоголических ампулах, которые «зашивают» под кожу алкоголикам.

Жаль, что такой полезный, вкусный, очень ранимый и деликатный гриб назвали навозником. Несправедливо к нему человечество, ох как несправедливо!!!

 

 

Показать ещё