Вильям Шекспир: голый король драматургии

08.06.2015 16:20 16 16062 Валерий Пантелеев
Вильям Шекспир: голый король драматургии

Спросите первого встречного кто такой Шекспир и ответ «величайший английский драматург» последует автоматически. Авторитет Вильяма Шекспира непререкаем даже у нас, не говоря уже о Великобритании и других западных странах.

Все мы проходили в школе «Ромео и Джульетту», входит она в школьную программу по литературе и сейчас. Более того, тот факт, что Джульетте было 13 лет, уже давно является одним из самых убедительных аргументов сторонников ранних браков.

А теперь вспомните свои школьные годы и спросите сами себя: понравилась ли вам «Ромео и Джульетта»? Лично меня мучали Шекспиром два раза: первый раз переводами , а затем с особыми извращениями - заставляли учить наизусть какие-то куски в оригинале. Поэтому с удовольствием могу сказать: пьесы Шекспира – бред сивой кобылы. Но посмеет ли кто-нибудь из нашей культурной элиты сказать такое?

Словом – выходит ситуация точь-в-точь по сказке Андерсена. А вот тем самым мальчишкой, крикнувшим «А король-то голый!» был не кто иной, как Лев Николаевич Толстой.

- Прочтя одно за другим считающиеся лучшими его [Шекспира] произведения, я почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение, - пишет великий русский писатель в изданном в 1905 году очерке «О Шекспире и о драме».

 «Кто находится выше на социальной лестнице – тот и круче» - так можно сформулировать современным языком шекспировское мировоззрение, которое категорически не принимал Толстой. Для него мораль значила куда выше, чем чины и звания.

Но не только с идеологической, но и с чисто художественной стороны пьесы Шекспира представляют собой полное убожество: в действиях персонажей нет никакой логики, а их речи пусты и неестественны.

«Никакие живые люди не могут и не могли говорить того, что говорит Лир, - пишет Толстой. По мнению писателя, по характеру речи совершенно невозможно отличить одного героя от другого. Если слова Гамлета, к примеру, вложить в уста Лаэрта, от этого ничего не изменится.

Не умея выразить характеры героев через их действия и речь, Шекспир использует примитивный прием, от которого писатели отказались уже в его время – дает характеристики персонажам через других персонажей.

Кроме того, Толстой отмечает неестественность мотивации поступков героев Шекспира. Так, совершенно непонятно почему Король Лир отрёкся от власти. Зная своих дочерей с рождения, он почему-то верит старшим дочерям и не верит младшей – это уровень дешевой мыльной оперы, но никак не «величайшего произведения».

Действие «Короля Лира» происходит за 800 лет до Рождества Христова, а Гамлета в конце первого тысячелетия нашей эры – при этом в пьесах присутствуют короли, герцоги, рыцари, бастарды, пушки, придворные дамы, джентльмены и офицеры.

Может быть, несправедливо судить драматурга XVI века с позиций реалистических требований к искусству века XIX? Однако Толстой отмечает, что практически все произведения Шекспира и их персонажи скопированы с более ранних произведений других авторов. Иными словами, Шекспир сам не придумал ни одного сюжета, а лишь переделывал придуманное до него.

При этом Толстой считает, что более ранние произведения несравнимо лучше творений Шекспира. К примеру, в более ранней пьесе «King Leir» неизвестного автора мотивация поступков героев проста и понятна: у короля Лира умирает жена, котороую он очень любил, поэтому он удаляется от мира. У Шекспира же причина его отказа от власти совершенно непонятна.

То же самое и с другими произведениями. У итальянца Кассио «Отелло» ревность главного героя к жене естественна, поскольку он замечает Яго, убегающего от Дездемоны. Но на чем основана ревность Отелло у Шекспира – из пьесы совершенно неясно.

Даже Ромео и Юлия итальянского оригинала вполне взрослые люди 20 и 19 лет, которые, преодолев вражду своих семей, счастливо женятся. Смысл произведения: любовь побеждает ненависть. У Шекспира же в «Ромео и Джульетте» - трагизм на ровном месте, который можно обосновать разве что дебильностью главных героев.

Тогда возникает естественный вопрос: почему же Шекспир так знаменит? Шекспир был не драматургом, а скорее, первым продюсером. Его в первую очередь интересовал кассовый успех, поэтому он переделывал произведения в угоду вкусам тогдашней публики: добавлял в них как сейчас говорят экшена.

Таким образом, можно сказать, что шекспировский театр «Глобус» - это своеобразный прообраз Голливуда, а его пьесы – это боевики 16-го века. Тогдашней публике это было интересно и малограмотные ремесленники готовы были отдать несколько пенни ради развлечения.

Сам Вильям Шекспир сколотил на этом приличное состояние, в конце концов бросил свой театральный бизнес и безбедно провел остаток жизни в Стэнфорде.

А вывод из всего этого напрашивается такой. Мы наплевали на нашу собственную культуру в угоду английской и это называем культурой вообще. При этом развиваем комплекс неполноценности у детей, которых убеждаем в наличии глубины там, где ее попросту нет.


Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Комментарии читателей: 16 шт.

загрузка комментариев

Самая полная афиша Калуги

Как считаете, какая из компаний достойна звания «Работодатель года – 2018»? 
 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
356
ООО «Леруа Мерлен Восток»
186
ООО «Обувная фабрика Ромер»
399
АО «Обнинскоргсинтез»
103
ЗАО «Лореаль»
43
ООО «Ново Нордиск»
81
Филиал АО «Магна Автомотив Рус» в г. Калуга
94
ООО «ЛИР»
20
ООО «Фольксваген Груп Рус»
193
АО «Автоэлектроника»
31
ООО «Нестле Россия»
34
ПАО «РУССКИЙ ПРОДУКТ»
36
ООО «НЛМК-Калуга»
85
АО ПИК-Индустрия НЗ ЖБК
6
ООО «ЭкоНиваТехника-Холдинг»
29
ООО «Агро-инвест»
36
Отель Амбассадор Калуга
35
Всего проголосовало: 1767

Место проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Описание мероприятия:

Ваши контактные данные (на сайте не показываются, используются для уточнения деталей события):


  Все поля обязательны для заполнения.