Калужанам показали постфатализм

Опубликовано: 18.05.2015 16:20 61 11713

- Это будет совершенный вынос мозга и снос крыши, - пообещали организаторы 3-го ежегодного фестиваля современного искусства «Циолковский» накануне его открытия.

Эта фраза вертелась в моей голове, когда вечером 16-го мая я собиралась на «Галерейную ночь» в Доме музыки – этим мероприятием был дан старт фестивалю. И именно эта фраза вспомнилась, когда я столкнулась в фойе с хорошей знакомой, уже торопившейся к выходу несмотря на то, что «Ночь» только-только началась. На вопрос: «Почему так рано?» – она ответила: «Я уже получила представление о том, что здесь будет. Но как-то это всё… несколько разрушительно для меня».

Спустя минуту я поняла, что она имела в виду. По полутёмному залу под музыку, в которой слышалось нечто мистическое,  двигалось несколько девушек в полиэтиленовых костюмах и двойных масках-лицах. Таким образом создавался эффект двуликости. Чуть позже на девушках появились полупрозрачные юбки, которые при ближайшем рассмотрении оказались также полиэтиленом, натянутом на каркас. Во время выступления на экране мелькали видеокадры, содержание которых сложно передаётся пересказу – это всё равно, что оформлять в слова причудливый сон. Чаще всего на экране мелькало изображение крупным планом человеческого глаза.

- Такое ощущение, что там есть 25-й кадр, и меня на что-то программируют, - прошептала стоящая рядом мной коллега.

Данное действо было подготовлено танцевальной студией из Москвы «Поверхностное натяжение» и называлось «Постфатализм».

- Это несуществующий термин, я сама его придумала, - рассказала на пресс-конференции накануне фестиваля «Циолковский» участница студии Ася Кузечкина.

Когда девушку попросили пояснить, что же всё-таки это такое: страшное или обнадёживающее? – она ответила:

- Очень страшное. Но в то же время прекрасное. Как вы сами для себя решите.

Уже по окончании перформанса Ася объяснила его идею впавшим в задумчивое состояние зрителям:

- Люди часто носят маски. Я хочу, чтобы вы все сняли их и обратили внимание друг на друга. Вы все прекрасны. Будьте открыты. Мы за общение без масок. А теперь давайте потанцуем все вместе!

После этого зал наполнили звуки песни Жанны Агузаровой «Мне хорошо рядом с тобой». Артисты подходили к зрителям, обнимали их, звали танцевать. Кто-то охотно соглашался, кто-то отправился переваривать впечатления от увиденного в «Полуночное» кафе за чашечкой (точнее, стаканчиком) кофе или лимонада.

Время до следующего представления можно было скоротать, спустившись в выставочный зал. Там открылась экспозиция живописи, фотографии и керамики «Быстрые радиоимпульсы». Все желающие могли сфотографироваться с «живой скульптурой» - девушкой-артисткой, изображавшей уличный фонарь. Образ получился убедительным. Желающих сделать снимок на память в компании «живого фонарика» оказалось довольно много.

В это время в зале шла подготовка к следующему танцевальному перформансу – от калужской лаборатории «ТЕКТ». Несколько человек приклеивали к полу громадное полиэтиленовое полотно. Когда спустя какое-то время я снова оказалась в зале, ещё один мой коллега честно предупредил: «Имей в виду, здесь обсыпают мукой».

Мука была повсюду: и на полиэтилене, по которому двигались юные танцоры, и в воздухе. В финале танцоры собрались в центре плёнки и завернулись в неё. Зрители снова расходились в задумчивости.

В фойе тем временем готовился к перформансу художник Борис Пономарёв. Он расстелил длинное чёрное полотно, разложил рядом кисти и краски. Краски были не обычные – флуоресцентные. Шоу обещали в формате 3D, поэтому желающие могли воспользоваться специальными очками для более полного восприятия действа. На всех жаждущих спецочков не хватило, поэтому тем, кому они не достались, пришлось воспринимать происходящее таким, какое оно есть.

Сам Пономарёв назвал своё действо «Сигналы Вселенной». О том, что увидят зрители, не знали даже организаторы: «Перформансы Бориса – это на 90% импровизация». Но пообещали, что будет красиво и завораживающе.

- Недавно Борис вернулся из путешествия по Тибету, - рассказали журналистам на пресс-конференции. – Это прекраснейшее существо, которое излучает свет и хочет нести добро.

Художник слой за слоем начал наносить на ткань краски: оранжевую, зелёную, розовую, жёлтую, фиолетовую… Борис Пономарёв напоминал шамана, совершающего некий магический обряд.

Эффект усиливался благодаря живой музыке в исполнении обнинской пост-рок-группы «Weid», которая занимается изысканиями в области атмосферного инструментального звучания. Как рассказала нам позже координатор фестиваля «Циолковский» Анна Сенатова, музыканты так понравились нашим меломанам, что те долго не отпускали гостей и даже окрестили обнинцев калужским «Пинк Флойдом».  

Магии добавило и появление на импровизированной сцене девушки-танцовщицы. К концу действа её длинные распущенные волосы, кожа, короткое чёрное платье стали разноцветно-светящимися.  

С наибольшим воодушевлением к представлению отнеслись самые маленькие зрители. Сначала они заинтересованно следили за движениями художника, а потом весело чупахались в размазанной по полу светящейся краске. С особым восторгом детишки отреагировали на то, как Пономарёв высыпал на себя банку светящегося оранжевого порошка. Разноцветное веселье продолжалось больше получаса.

- Мне всё очень понравилось, - делились с нами впечатлениями зрители. – Необычно. Нестандартно. Завораживает.  

- Приходим сюда не в первый раз. Очень довольны. Всегда берём с собой детей. Перформанс Бориса Пономарёва особенно понравился младшему сыну. Старший отреагировал более сдержанно, - говорит Андрей. – О чём это действо лично для меня? О необратимости. Ёмкое слово, которое, на мой взгляд, очень хорошо описывает то, что мы сейчас увидели.

- Перформанс завораживающий, для меня он был о любви, - рассказывает Лилия. – Что касается ощущений от вечера вообще, то мне всё очень понравилось. Тёплая атмосфера, люди улыбаются друг другу. Уходить не хочется.

Нам тоже хотелось остаться, хотя, признаемся, многое из увиденного произвело весьма неоднозначное впечатление и напоминало иногда какой-то странный сон, больше понятный, наверное, детям, нежели скептически настроенным взрослым. Уже засыпая, наша младшая дочь взяла с нас слово, что мы обязательно приедем на «Галерейную ночь» снова и она  снова будет пачкать руки в «волшебной краске» и рисовать ею на полу.

Фото автора, Константина ИВАНОВА и Светланы КРАВЦОВОЙ.

Опубликовано: 18.05.2015 16:20 61 11713
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев