Светлана Никифорова: как актриса стала режиссером

В Калуге прошел фестиваль самостоятельных актерских работ «Свой выбор». Зрители увидели пять спектаклей, постановленных артистами.
Екатерина Шевелева
02.02.2021, 18:55
0 5258
Фото Виктора Кропоткина и Андрея Горлачева

В Калуге прошел фестиваль самостоятельных актерских работ «Свой выбор». Зрители увидели пять спектаклей, постановленных артистами. 

Что же заставляет актера – востребованного, занятого во многих театральных проектах – заниматься еще и режиссурой? Что дает ему режиссерский опыт? Мы задали эти вопросы актрисе Калужского драматического театра Светлане Никифоровой. Ее спектакль «Пушкин. Выстрел. Метель», вошел в программу фестиваля.

- Светлана, как вы занялись постановкой спектаклей? С чего все началось?

- Это произошло случайно. Причина банальна - нужна была подработка. Я договорилась с собой: свадьбы не веду, ищу что-то поближе к профессии. И тут появился проект «Внеклассная классика». Почти одновременно с ним возникла потрясающая идея Светланы Маркеловой – «Театр КУ», история на столе. Жизнь так повернулась, что я начала потихонечку этим заниматься.

Еще раньше я делала капустники, преподавала студентам Щукинского курса, ставила с ними всякие отрывки. Как ребята шутят, тренировалась на кошечках (смеется). Я очень люблю разобрать роль, причем не только себе, но и партнеру – это тоже отчасти режиссерская задача.

- Трудно ли актрисе быть режиссером?

- Это приносит массу удовольствия, но иногда мучает так, что думаешь: зачем тебе это нужно? Поди, съешь мороженое, забудь обо всем!

Актриса – это профессия, которой я училась. Я всю жизнь ею занимаюсь, у меня уже есть какой-то багаж. Я знаю, что могу правильно выстроить роль, сыграть пусть не блестяще, но, скажем так, грамотно. Могу представить себе, что в итоге получится.

А режиссура – это новое для меня дело. И я, честно говоря, не вполне понимаю, как это происходит. Я этому не училась, у меня нет набора режиссерских инструментов – не штампов, а именно инструментов. Ведь в режиссуре есть какая-то азбука: понимание композиции, темпоритма, мизансцены и еще много всего. Конечно, я читаю, учусь, но в основном это происходит на ощупь, интуитивно. Может быть, на данном этапе это и неплохо. Это состояние студенчества: учишься, пробуешь, рискуешь, надеешься, отчаиваешься - и снова надеешься. Это как любовь.

- Это действительно риск, и ни один режиссер, наверное, не знает заранее, «взлетит» его проект или нет.

- Каждый раз я делаю спектакль и думаю: кому это вообще может быть интересно? Теперь-то я понимаю, почему режиссеры бывают такими нервными, и сочувствую им. Труд режиссера требует сильной личности и поистине генеральского характера, чтобы все организовать, все держать в руке. Нужно очень много человеческой радиации, чтобы всех «ионизировать», заряжать. Не говоря о том, что мозг включен постоянно и надо уметь быстро перестраиваться. Я снимаю шляпу перед теми, кто этой профессией занимается профессионально, всю жизнь.

- Что вам, как актрисе, дает режиссерский опыт?

- Актер – профессия эгоцентричная, хотя мы и стремимся к актерскому ансамблю – без этого невозможно. Но ты занят своей ролью и весь поглощен ей. Занятие режиссурой расширяет взгляд: начинаешь мыслить категориями сцены, спектакля. Это иногда здорово выручает, помогает решить вопрос с логикой персонажа, с выразительными средствами. Конечно, при помощи режиссера. Не надо перехватывать у него инициативу.

- А есть соблазн «порулить»?

– Такой соблазн, конечно, бывает, но я себя останавливаю. Меня выручает то, что я служу в театре всю свою жизнь, с детства. Окончив школу, я сразу пришла сюда работать костюмершей, потом стала актрисой. Я хорошо понимаю устройство театра: что важно, а что нет. Важен ансамбль, важно вот это целое, и нужно работать на него, подчинять ему свои интересы - только тогда получится хороший спектакль.

- Но ведь это вы проживаете жизнь своего персонажа, неужели не возникает ощущение «я знаю, как лучше»?

– Это ложное ощущение. Если стоит выбор между «я знаю, как лучше», а режиссер с твоим мнением не согласен, нужно пойти за режиссером, найти какой-то внутренний компромисс. В приоритете режиссерский взгляд, его решение. Он - тот человек, который смотрит этот сон, и поэтому важнее всего его взгляд, его краски и ассоциации. Актеру нужно научиться смотреть тот же сон.


Лента настроения
7 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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