«Лишь бы не было войны»
22 июня Оксана Агафонова вместе с семьёй совершила автопробег по местам боевой славы, проехав около 30 км.
Оксана живёт в селе Климов Завод Юхновского района Калужской области. Работает в школе, преподает русский язык и литературу. А ещё она экскурсовод в военно-историческом центре «Командарм 33-й — Михаил Григорьевич Ефремов». 22 июня, в годовщину начала войны, Оксана вместе со свекровью — Татьяной Александровной Мартынюк, младшим сыном Колей и племянником Даниилом отправились по местам, где шли ожесточенные бои.
— Главным инициатором и организатором поездки стала моя любимая свекровь — Татьяна Александровна, — рассказывает Оксана. — Она 40 лет посвятила школе, была директором, завучем, а сейчас — педагог-психолог. И всегда занималась патриотической работой. Постоянно посещает воинские захоронения, следит, чтобы территория была окошена, ухожена. Только в Устьях — а это 20 км по бездорожью — в прошлом году она была 24 раза! В эти места часто приезжают родственники похороненных здесь солдат. Они звонят в администрацию. А администрация сразу обращается к Татьяне Александровне, и она всем помогает, организует поездку.
Тема войны для неё очень важна, хотя наши родственники вернулись с фронта живыми. Бывает, что даже с давлением ходит в памятные места и, если видит где-то непорядок, всё поправит, приберёт. Говорит: «Мне там легче. Им было труднее, чем мне. Что же, я не смогу прополоть, покрасить, цветок посадить?» Как о родных заботится.
«Угра-фронт»
— Утром 22 июня мы с Колей сходили на акцию «Белые журавлики». Сделали бумажных журавликов, возложили их к памятнику Солдату-освободителю в нашем Климовом Заводе. И оттуда поехали по маршруту Лукановский аэродром — Павловский плацдарм — Королёво — Русиново (Поле памяти). Возил нас шофёр Сергей Кудряшов. Знаете, здесь такие места — каждый сантиметр полит кровью. Климов Завод немцы заняли 5 октября 1941 года, и только 8 марта 1943-го посёлок освободили части Захаркина. Здесь поисковики ещё не всё исходили, не всех подняли.
Наша первая остановка — Лукановский аэродром, который был создан в начале войны между деревнями Лукановка и Павлово. Здесь в 1941 году базировался полк тяжёлых бомбардировщиков ТБ‑3, а в 1943-м — части Первой воздушной армии с пикирующими бомбардировщиками Пе‑2. На аэродроме оборудованы взлётно-посадочная полоса, 15 землянок для обслуживающего персонала. Сохранилось больше 20 валов для укрытия самолётов. А недавно поставили муляж самолёта. Там же «Ночные ведьмы» летали! Было интересно походить, посмотреть, забраться на борт.
Композиция на Русиновском поле, сделанная Сергеем Пирязевым.
Колокол на Русиновском поле.
Восстановленная смотровая вышка, наверху которой был караульный пост.
Муляж самолёта — самый притягательный для детей.
Следующим пунктом нашего маршрута стал Павловский плацдарм. Я много о нём читала. Осенью 1941 года, с началом немецко-фашистской оккупации, вдоль Угры начинали сооружать укрепительный рубеж «Угра-фронт», который протянулся на 35 км западнее Юхнова. Небольшой участок правого берега реки (район деревни Павлово) обороняли подразделения 194-й стрелковой дивизии 49-й армии, потом их сменил Тульский рабочий полк. В боях здесь погибло около 2300 советских солдат. Рядом, у деревни Королёво, была ложная переправа. Сапёры, получившие задачу оборудовать для танков переправу на Угре, не смогли сделать её к назначенному сроку, и героический рывок через реку силами одной пехоты закончился неудачей. Тогда было принято решение отказаться от форсирования Угры у Королёво. Взводу дивизионных сапёров, которым командовал лейтенант Газизов, приказали имитировать строительство переправы на прежнем месте. На протяжении трёх суток они приковывали внимание и значительные силы противника к ложной переправе.
С этого места поднимаешься на горочку, и там — деревня Русиново, Поле памяти, тоже проходил «Угра-Фронт». Здесь умелец Сергей Пирязев, который когда-то работал на военном заводе, сделал своими руками много памятных композиций.
Понимаешь с годами
— Помню, как мой дед-фронтовик говорил: «Оксанушка, всё можно пережить, лишь бы не было войны». Он был инвалидом 1-й группы — всего 18 лет ему было, когда получил первое тяжёлое ранение. 9 Мая всегда плакал…
Ощущать ценность Победы начинаешь со временем, когда появляется семья, дети, когда приходит переосмысление, что ты за свою семью, за своего ребёнка врагу глотку перегрыз бы, если бы он хотя бы руку поднял.
Мы в школе видим по детям, как происходит осмысление военной темы. В 1-м классе они крутятся, слушая про войну, им не очень интересно. Но когда в 8-м классе девчонки читают «Балладу о зенитчицах» Роберта Рождественского и начинают плакать, это нам бальзам на душу, значит, прочувствовали и что-то поняли.