Увёл жену у дяди Пушкина
Богатый заводчик Иван Мальцов, имевший предприятия и в Калужской губернии, влюбился в замужнюю красавицу.
Возглавил семейный бизнес
В 1774 году у владельца стекольных фабрик Акима Васильевича Мальцова и его жены, дворянки Марии Васильевны родился сын Иван.
Как было принято в то время, ещё маленьким Ивана вместе с его старшим братом Сергеем записали в военную службу, в лейб-гвардию конного полка. В 20 лет он имел чин вахмистра.
Когда Ивану было 11 лет, его отец — Аким Васильевич — умер. Всеми делами стала заниматься вдова. Мария Васильевна была женщиной хваткой, предприимчивой, расчётливой. Она выкупила у своей родственницы Евдокии, вдовы Александра Мальцова, две фабрики и решила расширить производство. А в 1790 году в Брянской губернии построила стекольный и хрустальный заводы.
Иван во всём помогал матери, вникал во все заводские дела. В отчётных ведомостях Марии Мальцевой можно встретить его подпись: «По доверенности моей матери секунд-майор Иван Мальцов руку приложил». Когда Ивану исполнилось 24 года, он вышел в отставку в чине секунд-майора и возглавил семейное дело. Через год по совету матушки приобрёл паи Российско-американской компании, которая вела торговлю с американскими колониями и землями.
А в 1804 году мать полностью передаёт Ивану семейный бизнес — ни много ни мало десять фабрик. Иван открывает в Брянской губернии новое по тем временам для России направление — сахароваренный завод, потом — рафинадный завод. Мальцов так преуспел в «сахарном» деле, что за заслуги получил золотую медаль и был избран почётным членом Московского общества сельского хозяйства.
Его сын — Сергей Иванович МАЛЬЦОВ — продолжил семейный бизнес
Калужские заводы
В 1811 году Иван Мальцов продаёт некоторые фабрики своему старшему брату Сергею, а на вырученные деньги покупает два чугунолитейных и железоделательных завода в Людиново и Сукремле Жиздринского уезда Калужской губернии у одного из наследников Демидовых. Сначала он хотел выпускать собственные станки для хрустально-стекольных заводов и посуду. Однако его сын Сергей, оставив военную службу, сделал ставку на современное тогда направление — выпуск рельсов для железных дорог.
А 1839 году Иван Акимович купил в местечке Песочня Калужской губернии Верхнепесоченский и Нижнепесоченский молотовые заводы, выпускавшие предметы печного и кухонного литья, различные изделия из чугуна и железа. В 1853 году Мальцовы перепрофилировали Нижнепесоченский завод на выпуск фаянсовой посуды.
Людиново. Мальцовская железная дорога
Одобрение императора
Иван Акимович обладал поразительным деловым чутьём. На его Дятьковской фабрике по производству стекла и хрусталя работало 600 человек и производилось 1 200 000 изделий в год. На 9 сахарных заводах вырабатывалось 27 950 пудов сахара в год. Чугунолитейные и железоделательные производства способствовали строительству новых железных дорог.
В 1829 году на первой Российской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге император Николай I особо отметил «весьма хорошую» чистоту стекла и недорогую цену мальцовских изделий. Он обратил внимание «на всегдашне употребительные в домашнем быту вещи, как-то: гладкие и с небогатою шлифовкою графины, стаканы, рюмки, бокалы и тому подобное, ибо по сиё время ни на каком заводе России так чисто, искусно и аккуратно не выделывалось, и оная фабрика — первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают и английским, а потому принадлежат к первому разряду». Мальцова наградили Большой золотой медалью выставки «За трудолюбие и искусство». Для императорского двора на ней были закуплены «хрустальный поднос с графином и 12 рюмками и корзинка овальная с ушками».
Прекрасная незнакомка
Ещё в 1806 году Иван Акимович Мальцов женился. За год до этого на гулянии в Москве, в Юсуповском саду он встретил прекрасную незнакомку. Оказалось, это жена поэта Василия Львовича Пушкина — Капитолина Михайловна Вышеславцева. Дама прогуливалась с кудрявым смуглым мальчиком, племянником мужа, Александром. Василий Львович Пушкин был дядей поэта Александра Пушкина. Капитолина была младше супруга на 12 лет. Он посвящал ей стихи.
13 августа 1802 года Капитолина подала прошение о «расторжении брака ея с оным мужем за прелюбодейную его связь с вольноотпущенною девкою». Супруги сразу же разъехались, хотя это запрещалось законом, и в результате в высшем свете разразился скандал. Бракоразводный процесс затянулся на четыре года. И только 8 февраля 1806 года Василий Пушкин обратился к обер-прокурору Святейшего синода Голицыну с просьбой завершить его. При этом в высшем свете судачили, что настоящей причиной расторжения брака было желание Капитолины Михайловны выйти замуж за другого. Сам Василий Львович объяснял разрешение начать процесс «беспамятством». Вместе с тем преосвященный Августин — викарий Московский — в письме в Синод пояснял, что Василий Пушкин прямо признал нарушение супружеской верности и сильную привязанность к бывшей дворовой девке Аграфене Ивановой, которая сопровождала его в зарубежной поездке. В результате указом Синода от 22 августа 1806 года брак был расторгнут.
Через год, после развода, Капитолина Михайловна становится супругой Ивана Акимовича. Современники, правда, сплетничали, что Капитолина была тщеславна и легкомысленна и позарилась на мальцовские миллионы. Но брак оказался счастливым, Иван и Капитолина прожили вместе 50 лет. В семье родилось трое детей: сыновья Василий и Сергей и дочь Мария.
В деревне Дятьково Брянской губернии, где находилось основное предприятие Мальцова, Иван Акимович построил усадьбу и церковь. В Москве имел дома на Якиманке, на Сретенке и в Варсонофьевском переулке. В Петербурге на Моховой приобрёл огромный двухэтажный каменный дом с большим садом. Здесь часто устраивались званые обеды и шумные вечера. Капитолина Мальцова любила собирать литературный салон и пользовалась симпатией гостей. Салон посещали Пушкин, Грибоедов, Жуковский и другие известные персоны того времени.
В 1953 году Иван Мальцов умер в Санкт-Петербурге от холеры. Был похоронен в своём имении Дятьково. А в 1861-м скончалась Капитолина, её похоронили рядом с мужем.
Когда их сын Сергей Иванович Мальцов построил на своих заводах первый русский пароход, он назвал его «Капитолина» — в честь матери.