Калужанин раскрыл тайны востока
К древней культуре Японии и Китая можно прикоснуться онлайн.
Коллекционер Ярослав ХАБАРОВ представил интереснейшие вещи, и у каждой — своя история.
— Упор сделан на Китай и Японию, потому что, на мой взгляд, здесь самые яркие предметы, которые могли бы быть интересны калужанам, — говорит Ярослав. — Рукописная книга на тонких бамбуковых дощечках: такие были ещё до появления в Китае ксилографии (вида печатной гравюры на дереве). Такие вещи часто переписывали нерадивые принцы. Когда их наказывали, они занимались тем, что, например, уделяли время каллиграфии, в том числе переписывали книги. Не скажу, что эта книга принадлежала принцу: я не знаю, кому она принадлежала, но рукопись несколько раз подвергалась реставрации.
Есть также буддистские рукописные мантры, которым более 500 лет, они выполнены на пальмовых листах. Обратите внимание на старинные путеводители: на картинках можно увидеть, как по Красной площади гуляют китайцы. Император захотел посмотреть мир, но не мог покинуть свою страну надолго. Тогда были заказаны европейские гравюры, на которых не было изображений людей. И мастера их дорисовали. Но до открытия дипломатических отношений на востоке не знали, как мы выглядим, в силу необразованности. Там предположили, что мы такие же, как они, раз находимся в Азии.
«Гейша». Современный художник.
Японская кукла-неваляшка — дарума. Их дарили на совершеннолетие как пожелание счастливой жизни.
Одежда дзен-буддистского монаха (справа) и традиционная японская одежда, юката.
Японские деревянные сандалии, гэта.
Серебро не в почёте
— На выставке можно увидеть ювелирные украшения, предметы быта. Самое интересное — курительница. Если снять с неё чашечку и понюхать, она до сих пор пахнет! Вниз насыпается уголь, а сверху — сандаловая стружка, и это создает аромат. Курительнице более 100 лет. Это нефритовая колба, обрамлённая дешёвым некачественным серебром. Дело в том, что китайцы не очень ценили серебро. У них были только серебряные иглы, которыми они проверяли продукты на яд. Они втыкали в продукты иглу. Если она темнела, значит, они отравленны. Насколько это так, мне судить сложно. Думаю, это может сработать, если продукт кислый (кислота темнит серебро), а в остальных случаях— исключительно согласно китайской фантазии.
Высмеивает чиновника
— В первую очередь обращаешь внимание на расположенные на стенах свитки. Они написаны тушью. Это ручная работа, за исключением тигров, которые созданы наборной ксилографией. Здесь есть свиток, изображающий процессию знатного чиновника. Он находится в середине, за ним — свита, многочисленные жёны, помощники. Причём сначала идут генералы. Это средневековая китайская сатира. По одеянию можно судить, что чиновник не очень знатный и тешит самолюбие, устраивая такую огромную процессию. Дары, подношения предназначены для него. Запечатлён образ эго длиной 5 метров. И художник это высмеивает. В Древнем Китае и в Древней Японии не было принято хвалиться своим богатством. Такое позволял себе только император. Но мелкие чиновники в провинции забывали, что это право государя и порой устраивали такие пышные процессии. На свитке есть забавный стишок, фрагмент из романа «Развеянные чары» Ло Гуаньчжуна в переработке Фэн Мэнлуна. Там высмеиваются чванливость и хвастовство: «...пока ты раскручиваешь этот виток, ты можешь смотреть на эго господина Ли». Ли — одна из самых распространённых фамилий, намёк на типичного чиновника. Мы видим, что художник мог себе позволить внутреннюю свободу, не смотря на довольно жестокие нравы в то время в Китае.
Выставили на аукцион
— Два самых редких и интересных произведения — акварели художника-аниматора Хаяо Миядзаки, известного во всём мире по мультфильмам. Здесь его студенческие работы, сделанные, когда Хаяо Миядзаки только начал оттачивать своё мастерство, когда ещё не было студии Гилби. На акварели изображён праздник весны. Это подарок другу на память о каком-то значимом событии. Друг скончался, и родственники этого человека выставили акварель на аукцион в Великобритании. Я был расстроен, что эта работа не была востребованна, так как никто не заявил цены, ведь за такие вещи должна быть борьба.
И для бедных, и для богатых
— Перед нами — костюм дзен-буддистского монаха и традиционная японская одежда, юката. Сверху юкаты надевали кимоно. И богатые, и бедные носили такую юкату. Она отличалась, может быть, только выделкой. Дело в том, что богатые могли позволить надеть сверху кимоно, а бедные — нет. Женская юката более яркая: розовые, нежно-жёлтые, канареечные, пастельные оттенки. Мужские цвета: синий, чёрный и белый (траурный).
Я хочу создать в Калуге музей востока, чтобы люди в любой момент могли прийти, проникнуться культурой не только Японии и Китая. В Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Республике Тыва, в Бурятии тоже есть интересная, самобытная культура. ◘