«Улицы – наши кисти»

Калужский художник Пётр ЧУМАКОВ уверен, что без взаимодействия со зрителем современное искусство невозможно.
14:19 14.04.2020
0 1196
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото: Антон ШУЛЬЦ.
Читайте KP40.RU:

Калужский художник Пётр ЧУМАКОВ уверен, что без взаимодействия со зрителем современное искусство невозможно.
Март. Калуга. Улица Кирова. Пенсионерки сидят со своим нехитрым товаром: ​домашними закрутками. Рядом с ними примостился молодой человек. Он продаёт … Снежки в трёхлитровых банках. Белые снежки стоят по 100 руб­лей за одну штуку, цена цветных варьируется от 8 до 15 тысяч. Люди проходят мимо, ухмыляются. Вот чудак. Снег продаёт.
Необычным продавцом оказался художник Пётр Чумаков.
— Это художественная акция, — ​рассказал Пётр. — ​Цель — ​популяризация искусства и критика общей художественной ситуации, калужской, в частности.
Пётр был удивлён, что в таком городе, как Калуга, нет художников-­акционистов.
— Меня это задело. Надо что-­то менять. А кто, если не мы? — ​говорит художник.



Выход за границы обыденности
— Музеи окаменели, они неживые. Да и художнику-​акционисту нет в них необходимости. Чтобы что-­то показать, достаточно выложить работу в Интернет. Да, так, наверное, даже интереснее. В современном мире социальные сети стали новыми площадками. Именно там гораздо больше людей могут увидеть и оценить твой проект, — ​говорит Пётр.
Вот и его работа — ​на белом снегу цветная надпись: «Искусство сиюминутно» — ​разлетелась по всемирной паутине.
— Один из лучших комментариев среди тех, что оставили под этим фото, написала девушка: «Я еду на работу, и у меня улучшается настроение». Это и было целью, — ​рассказывает художник. — ​Зрители в Калуге замечательные, открытой агрессии ни у кого нет. Есть те, кому всё равно. Они просто проходят мимо. Есть люди, которые не понимают, зачем это было сделано. А есть и такие, кто с удовольствием идут на контакт. Один раз плюнули в мою работу. Но это было высказывание. А оно лучше, чем совсем ничего.

Плевок в искусство
— С 2017 по 2019 год я провёл серию акций-­диалогов у Инновационного культурного центра. Предлагал молодым художникам высказаться о современном искусстве, для этого использовал цитаты наших классиков. В частности, строчку из стихотворения Маяковского: «Улицы — ​наши кисти, площади — ​наши палитры», — ​рассказывает Пётр.
На последней такой акции художник предложил зрителям подумать, что такое современное искусство и даже стать соавторами арт-­объекта.
Для этого у ИКЦ установили мольберт с белым полотном, на котором было написано: «Нет искусства», «Что такое?», «Плохо». Внизу холста — ​табличка, на которой с одной стороны нарисована запятая, с другой — ​слово «да». Сам же художник, поставив мольберт, ушёл.
По задумке, любой мог подойти и высказать своё мнение о современном искусстве, передвинув запятую или даже унеся с собой холст.
Самыми любопытными оказались дети и пенсионеры, они останавливались, читали надписи.
В конце акции выяснилось, что подростки высказали своё мнение о современном искусстве плевком в картину.
— Само по себе отсутствие художника провоцирует зрителя к присвоению части объекта или к его полному уничтожению, что ставит вопрос о границах и целостности всей работы, — ​рассказал Пётр.

Исчезающая Калуга
— Цель моих акций — ​вызвать эмоции, заставить задуматься. Когда я захотел поднять проблему уничтожения исторического облика Калуги, родилась моя новая работа.
На деревянном домике на улице Огарёва, 65 появилась надпись: «Я скоро исчезну».
— Моя жизнь связана с Калугой с 2009 года. И я вижу, как изменился город не в лучшую сторону. Разрушается историческая среда. Когда ко мне приезжают друзья, единственное место, которое я им могу показать, — ​это улица Воскресенская. Памятники архитектуры и культуры со статусом более или ­менее сохраняются. А деревянные дома потихоньку вырезают, уничтожают. Разрушается облик города. Появляются в лучшем случае безликие коробки, а зачастую — просто ужасные постройки. Типичный пример — ​многоэтажка на Воронина, — ​отмечает Пётр. — ​А ведь даже, на первый взгляд, совершенно непримечательные дома очень важны.

Искусство — ​это весело
У Петра нет профес­сионального художественного образования. Он считает, что для современного художника в нем нет крайней необходимости. Пётр обучался при московском Музее современного искусства. Это был годовой экскурс в историю искусства и культуры.
— Большинство людей считает, что художник остался таким же, каким был в 14-15 веке в Италии: ​человеком, который сидит и что-­то рисует у себя в мастерской. Современный художник стал светским человеком. Он не сидит на месте. Произведение продолжается в зрителе. Когда художник выпускает работу, он уже над ней не властен. Как это воспримут? Что будет потом? Никто не знает. Одно ясно: больше не будет такого, что художник скончался, а потом — прославился. Если ты не прославился сейчас, то ты просто умер.
Пока своими работами Пётр не зарабатывает. На вопрос, кем работает, говорит, что он просто фотограф. Творчество — ​отдушина, возможность уйти от серости.
— А чем ещё заниматься? Сходил на работу, поел, поспал, опять на работу сходил. Если только к этому сводится твоя жизнь, начинаешь чувствовать себя некоторой функцией и теряешь себя. 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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