«Улицы – наши кисти»

Калужский художник Пётр ЧУМАКОВ уверен, что без взаимодействия со зрителем современное искусство невозможно.
14:19 14.04.2020
0 1214
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото: Антон ШУЛЬЦ.

Калужский художник Пётр ЧУМАКОВ уверен, что без взаимодействия со зрителем современное искусство невозможно.
Март. Калуга. Улица Кирова. Пенсионерки сидят со своим нехитрым товаром: ​домашними закрутками. Рядом с ними примостился молодой человек. Он продаёт … Снежки в трёхлитровых банках. Белые снежки стоят по 100 руб­лей за одну штуку, цена цветных варьируется от 8 до 15 тысяч. Люди проходят мимо, ухмыляются. Вот чудак. Снег продаёт.
Необычным продавцом оказался художник Пётр Чумаков.
— Это художественная акция, — ​рассказал Пётр. — ​Цель — ​популяризация искусства и критика общей художественной ситуации, калужской, в частности.
Пётр был удивлён, что в таком городе, как Калуга, нет художников-­акционистов.
— Меня это задело. Надо что-­то менять. А кто, если не мы? — ​говорит художник.



Выход за границы обыденности
— Музеи окаменели, они неживые. Да и художнику-​акционисту нет в них необходимости. Чтобы что-­то показать, достаточно выложить работу в Интернет. Да, так, наверное, даже интереснее. В современном мире социальные сети стали новыми площадками. Именно там гораздо больше людей могут увидеть и оценить твой проект, — ​говорит Пётр.
Вот и его работа — ​на белом снегу цветная надпись: «Искусство сиюминутно» — ​разлетелась по всемирной паутине.
— Один из лучших комментариев среди тех, что оставили под этим фото, написала девушка: «Я еду на работу, и у меня улучшается настроение». Это и было целью, — ​рассказывает художник. — ​Зрители в Калуге замечательные, открытой агрессии ни у кого нет. Есть те, кому всё равно. Они просто проходят мимо. Есть люди, которые не понимают, зачем это было сделано. А есть и такие, кто с удовольствием идут на контакт. Один раз плюнули в мою работу. Но это было высказывание. А оно лучше, чем совсем ничего.

Плевок в искусство
— С 2017 по 2019 год я провёл серию акций-­диалогов у Инновационного культурного центра. Предлагал молодым художникам высказаться о современном искусстве, для этого использовал цитаты наших классиков. В частности, строчку из стихотворения Маяковского: «Улицы — ​наши кисти, площади — ​наши палитры», — ​рассказывает Пётр.
На последней такой акции художник предложил зрителям подумать, что такое современное искусство и даже стать соавторами арт-­объекта.
Для этого у ИКЦ установили мольберт с белым полотном, на котором было написано: «Нет искусства», «Что такое?», «Плохо». Внизу холста — ​табличка, на которой с одной стороны нарисована запятая, с другой — ​слово «да». Сам же художник, поставив мольберт, ушёл.
По задумке, любой мог подойти и высказать своё мнение о современном искусстве, передвинув запятую или даже унеся с собой холст.
Самыми любопытными оказались дети и пенсионеры, они останавливались, читали надписи.
В конце акции выяснилось, что подростки высказали своё мнение о современном искусстве плевком в картину.
— Само по себе отсутствие художника провоцирует зрителя к присвоению части объекта или к его полному уничтожению, что ставит вопрос о границах и целостности всей работы, — ​рассказал Пётр.

Исчезающая Калуга
— Цель моих акций — ​вызвать эмоции, заставить задуматься. Когда я захотел поднять проблему уничтожения исторического облика Калуги, родилась моя новая работа.
На деревянном домике на улице Огарёва, 65 появилась надпись: «Я скоро исчезну».
— Моя жизнь связана с Калугой с 2009 года. И я вижу, как изменился город не в лучшую сторону. Разрушается историческая среда. Когда ко мне приезжают друзья, единственное место, которое я им могу показать, — ​это улица Воскресенская. Памятники архитектуры и культуры со статусом более или ­менее сохраняются. А деревянные дома потихоньку вырезают, уничтожают. Разрушается облик города. Появляются в лучшем случае безликие коробки, а зачастую — просто ужасные постройки. Типичный пример — ​многоэтажка на Воронина, — ​отмечает Пётр. — ​А ведь даже, на первый взгляд, совершенно непримечательные дома очень важны.

Искусство — ​это весело
У Петра нет профес­сионального художественного образования. Он считает, что для современного художника в нем нет крайней необходимости. Пётр обучался при московском Музее современного искусства. Это был годовой экскурс в историю искусства и культуры.
— Большинство людей считает, что художник остался таким же, каким был в 14-15 веке в Италии: ​человеком, который сидит и что-­то рисует у себя в мастерской. Современный художник стал светским человеком. Он не сидит на месте. Произведение продолжается в зрителе. Когда художник выпускает работу, он уже над ней не властен. Как это воспримут? Что будет потом? Никто не знает. Одно ясно: больше не будет такого, что художник скончался, а потом — прославился. Если ты не прославился сейчас, то ты просто умер.
Пока своими работами Пётр не зарабатывает. На вопрос, кем работает, говорит, что он просто фотограф. Творчество — ​отдушина, возможность уйти от серости.
— А чем ещё заниматься? Сходил на работу, поел, поспал, опять на работу сходил. Если только к этому сводится твоя жизнь, начинаешь чувствовать себя некоторой функцией и теряешь себя. 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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