ДОМ, где лечат детские души
Приёмные родители Людиновского района объединились, чтобы помочь ребятам адаптироваться к жизни в семье.
— Куда мы только не ездили к психиатрам — и в Брянск, и в Калугу. И к нам домой специалисты ходили. Бесполезно. Я никогда не думала, что в голове у восьмилетнего ребёнка могут быть такие мысли. Первые десять дней, после того, как мы взяли Алину из детдома, её рвало. Я не на шутку перепугалась. А мне врачи говорят: «Это она вас строит»: Три школы сменили. Все дети, оказывается, плохие, одна она хорошая. У неё характер такой — ух! Она должна быть везде первой. При этом на фоне других детей ничего не умела, не знала. Поэтому и контакта с ребятами не было. По совету психолога перевели её на домашнее обучение. А Алина мне говорит: «Не хочу делать уроки и всё!» Я учительнице: «Поставьте вы ей два!» — « Да как же я ей поставлю, она мне заявление написала!» Я удивилась: «Какое ещё заявление?» — «Я не сделала уроки, потому что не хотела. Число и подпись».
То она говорит, что её дома не кормят, то клок волос у себя выдерет. А агрессии сколько, могла такими словами приложить. Приду в опеку поплачусь, поплачусь. Что делать? Не знаю, — вспоминает Марина ЖУКОВА.
Все вместе
— Когда мы остались с мужем одни, до того нам тошно стало, что решили взять ребёнка. Хотели девочку, а у неё оказался брат. Не разлучать же. С Лёшей сразу нашли общий язык, а с Алиной — никак. Мы вместе со специалистами опеки стали думать, как ей помочь. Начинаешь выяснять, как они жили, что в жизни видели. Что у них хорошего-то было, если каждый день мать пьяная? Злоба у детей осталась на прежних родителей. Алина до сих пор вспоминает, как её бил отец, как убегала от него в будку, — рассказывает приёмная мама Марина.
— К нам поступают дети с таким жизненным опытом за своими плечами, что не каждый взрослый вынесет, — добавляет Марина ДЕНИСОВА, руководитель отдела образования администрации МР «Город Людиново и Людиновский район».
— Если дети остаются сиротами, то их сразу под опеку берут родственники. Как правило, в таких семьях проблем с детьми нет, — рассказывает Анна ЕРОХИНА, начальник отдела охраны прав детства отдела образования администрации МР «Город Людиново и Людиновский район». — Совсем другое дело, если родителей лишают прав на детей. Порой решение суда страшно читать. Ком к горлу подкатывает, как можно было жить в таких условиях?
Дети попадают в приёмные семьи со сломанной психикой, им нелегко найти себя. Чтобы помочь таким ребятам раскрыться, начать жизнь с чистого листа, приёмные родители создали союз «Детский Орден Милосердия» (ДОМ). Мамы и папы здесь делятся своими проблемами и переживаниями, опытом воспитания, а также находят применение неуёмной детской энергии — круглый год гастролируют по детским домам, интернатам, а также стараются оказать посильную помощь нуждающимся.
— Сейчас у нас задействовано около 35 детей. Не все они приёмные или находятся под опекой. Это одноклассники, соседи, друзья наших ребят. Как только новый проблемный ребёночек в какой-то семье появляется, мне звонят из опеки и говорят: «Девчонки, возьмите себе!» Как-то к нам сама женщина обратилась, её внук не находит контакта со сверстниками. Теперь и он у нас занимается, — говорит Марина Жукова.
Рука помощи
Родители вместе с детьми составляют концертную программу, разыгрывают сценки, ставят номера. Оказалось, что все дети очень талантливы: одни стихи читают, так, что заслушаешься, другие танцуют, третьи не теряются в сложной ситуации и импровизируют на ходу.
— Посещение дома престарелых и инвалидов глубоко потрясло детей. Они увидели, что, оказывается, и бабушки, и дедушки тоже бывают брошенными, — говорит Марина Жукова. — После этого мы стали частыми гостями Новослободского дома-интерната. У Алины и Лёши даже появились «свои» бабушка и дедушка. Как-то Лёша заболел и не смог приехать. Так один пенсионер ходил за мной и спрашивал: «А Лёша когда приедет?» В доме престарелых мы бываем постоянно. В этом году 23 февраля должен был состояться концерт. А интернат закрыли на карантин. Что делать? Поздравить же надо. И мы решили смастерить открытки своими руками. 40 открыток. Два дня времени. Уложились. Нам кадеты помогли.
С миру по нитке
В прошлом году к губернатору Калужской области обратилась пожилая женщина, которая одна воспитывает внучку. Живёт она в старом доме, крыша ветхая. Кровлю ей отремонтировали. Но ведь дом и внутри надо привести в порядок. Одни меценаты бесплатно предоставили штукатурку, другие продали со скидкой двери, третьи натяжные потолки сделали.
А дети скинулись на обои, да ещё и сами их поклеили.
— Ремонтом, конечно, занимались старшие ребята. В благодарность бабушка и внучка устроили нам чаепитие. Дети шутили, если обои упадут, на следующий день все вместе соберёмся и будем переклеивать, — рассказывает Марина Жукова.
У членов ДОМа есть традиция: после каждого мероприятия — будь то концерт или субботник, они устраивают чаепитие. Все вместе собираются за большим столом и делятся впечатлениями. Вот и наше интервью завершилось чаем со всевозможными сладостями. Напротив меня в кадетской форме сидела Алина, красивая девочка с большими, умными глазами. Она о чём-то перешёптывалась с братом Лёшей, смеялась вместе с другими девчонками.
— Какие дети были, и какими они сейчас стали — небо и земля, — говорит Юлия Овчинкина, мама двоих приёмных детей. — Лёша — настоящий кавалер, всегда девочкам дверь откроет, поможет. И Алина, и Лёша стали отличной учиться. Это дорогого стоит. Хотя в школу ходить нам некогда, часто звоним педагогам и предупреждаем: «Гастролируем!»
— Дети так сдружились, что друг у друга ночуют, — говорит Марина. — Теперь для Алины самое страшное наказание — угроза, что не возьмём её на выступление.
— Я за то, чтобы в каждой семье было хотя бы по одному приёмному ребёнку. Но принять чужого ребёнка, как своего, может не каждый. Поэтому прежде, чем взять его из детского дома, будущие родители должны хорошенько подумать, оценить, справятся ли они, — говорит Юлия. ◘