Откуда ты родом, расскажет кладбище

Генеалогическое древо можно составить, изучив некрополи.
14:12 31.03.2020
1 1880
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Милы КУЛИКОВОЙ.
Читайте KP40.RU:

Генеалогическое древо можно составить, изучив некрополи.
— Погосты бывают разными по энергетике. Иногда приходишь, и тебе легко работается: солнышко светит, ни за что не цепляешься, не бьёшься. А иногда кажется, что тебя кладбище будто выгоняет, — ​рассказывает генеалог Мила КУЛИКОВА. — ​С некоторых реально хочется убежать: ​то палец себе придавишь калиткой, то зацепишься курткой. Прежде чем зайти на погост, я обязательно здороваюсь, объясняю: пришла, чтобы сохранить память о них. А уходя, говорю спасибо.

Не архивом единым
— Увлеклась генеалогией, когда сидела в декрете со вторым ребёнком. Удалось найти прадеда, о котором никто не мог ничего рассказать: ​он погиб в начале войны. Родственники не знали, где он родился.
После этого на одном из форумов заметила сообщение, что нужна помощь в поисках информации в калужском архиве. С тех пор у меня было много поисков — ​удачных и не очень.
А в разговоре с генеалогами всплыла тема некрополей. Оказалось, что это самостоятельный и достаточно полный источник. Я решила проверить опытным путём. Выбрала ближайшее кладбище в ​селе Покровское Козельского района. Сфотографировала надгробия.
Когда обработала информацию, обнаружила удивительные данные: ​по некоторым семьям получилось установить 3-4 поколения. Эта информация позволяет заполнить отсутствующий интервал в метрических книгах, ​основных архивных источниках.


В итоге решила, что надо собрать данные по тем районам, о которых в архивах сохранилось меньше всего сведений. Если мы возьмём Калугу и Калужский уезд, уцелели практически все метрические книги. Достаточно просто прийти в архив. Нет необходимости дополнительно ездить на кладбище. Хотя на погосте можно обнаружить сведения, относящиеся к 20-м, 30-м, 40-м, даже 50-м годам прошлого века.
Я начала с Козельского уезда. Это довольно большая территория. Из 55 церковных приходов информация сохранилась только по 11, да и та лишь частично. Для людей, предки которых родились в этом районе, восстановить родословную практически невозможно.
За один сезон мне удалось собрать данные с 41 кладбища. Я сделала около 10 тысяч фотографий, установила 7731 имя.
Эти сведения я хочу систематизировать, а затем издать книгу. В планах — ​создание сайта калужских некрополей. На очереди — Медынский уезд.



Трудности в работе
— Собирать информацию с кладбищ не так просто, как кажется. Многие сельские погосты находятся в жутком состоянии: надгробия разрушены, надписи стёрты. Часть кладбищ зарастает лесом. Есть погосты, на которых могилы превратились в холмики без памятников и крестов. Деревни вымирают, люди больше не приезжают на кладбище для уборки, скоро уже и сохранять будет нечего. В Сухиничах кладбище находилось в центре города. На его месте решили разбить сквер. А как это сделать? Просто снесли надгробия. Я успела часть их скопировать, но не все…
Да и родственники усопших, которые пришли на кладбище, порой возмущаются, видя, что я фотографирую надгробия, начинают нервничать. Объясняю людям, что я некрополист. А они думают, что «анархист», что-то ищу, а вдруг, ещё и копать буду. Поэтому теперь я им говорю, что ищу могилу своей бабушки или дедушки. Был случай, когда на это мне сказали, что знали моего деда, готовы показать его дом и даже повели пить чай в сельсовет.

Не помнящие родства
— В идеале, чтобы составить родословную, надо знать о своих предках, которые жили до революции. Желательно их фамилии, имена, отчества и место рождения, хотя бы волость, ​примерно — населённый пункт. У нас огромная территория, колоссальное количество документов. Это поможет сузить поиски. К сожалению, большинство людей своих пращуров не знает. Ведь, если посмотреть историю нашей страны, делалось всё, чтобы стереть о них информацию: ​революции, войны, репрессии, ссылки. Бабушки и дедушки не стремились рассказать внукам историю семьи, многие просто бо­ялись это делать.
В основном знают о своих близких до 20–30-х годов прошлого века. Я общалась лишь с несколькими людьми, у которых была информация, относящаяся к 1880 году. И если сейчас не собрать те крохи, которые лежат на поверхности, то потом это сделать будет сложнее.

Найди сам
— В Интернете — огромное число генеалогических фирм. Восстановить родо­словную семьи за 100 лет стоит 100 тысяч рублей. Но гораздо интереснее, если ты сам занимаешься этим процессом. К сожалению, оцифрованной архивной информации очень мало. В Калуге, в архиве, к тому же есть норма выдачи документов на одного человека. Так что составление родословной — это очень сложный, но и довольно увлекательный процесс. В областном архиве хранятся метрические книги до 1917 года, изучаются ревизские сказки. В районных архивах имеется ещё один хороший источник — ​похозяйственные книги. После того как Калугу освободили от фашистов, была проведена такая первая «перепись». Там в основном, конечно, содержится информация о женщинах и детях с указанием, когда погиб глава семьи.
К составлению родословной люди приходят по-разному, в разном возрасте. Молодёжь начинает подражать Западу, где изучение генеалогии уже давно — главное хобби. Успешные бизнесмены заказывают родословные как символ их успешности, престижа. В последнее время многие, выходя на пенсию, начинают изучать генеалогическое древо семьи. И это действует одинаково — ​процесс затягивает. На это уходит не один год и даже не два или три. Это дело всей жизни.
Я тоже поначалу думала, что соберу данные, распечатаю их для родственников — а информация всё дополняется и дополнятся. Она прирастает новыми сведениями. Это так необычно — взглянуть на свою семью сквозь века. 

Лента настроения
3 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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