Жизнь на качелях

Новый спектакль драмтеатра о том, как даже неудачная любовь может сделать нас лучше.
16:11 17.03.2020
0 1655
Даниил Марченко.

В нынешнем году все премьеры калужской драмы — ​о любви. Пронзительная «Земля Эльзы», избыточно-буффонадная «Любофф». И вот новая, на этот раз камерная, история на ту же тему — ​«Двое на качелях».

Декорации здесь, как и в предыдущей постановке «Любофф», американские. Пьеса «Двое на качелях» оказалась одной из самых успешных в карьере драматурга Уильяма Гибсона. Голливудская экранизация с Ширли Маклейн, номинация на престижной театральной премии «Тони» и долгая сценическая жизнь тому лишние доказательства.

Джерри и Гитель
Итак, героев, как следует из названия, двое. Он — ​когда-то успешный и высокооплачивае­мый адвокат из Небрас­ки по имени Джерри. Правда, сейчас его дела плохи: он находится в бракоразводном процессе и к тому же сидит без работы. Собственно, большей частью своего былого успеха он как раз обязан супруге, вернее, её влиятельному отцу, который сначала выбил для Джерри стипендию в университете, а потом и устроил его к себе в контору на тёплое место. Её зовут Гитель, она представительница нью-йоркской богемы, танцовщица, мечтающая открыть свою студию. Она бедна и к тому же страдает от язвы. С личной жизнью тоже не сложилось: мужчин в её жизни было немало, но они всегда бросали Гитель. И вот однажды прилетевший в Нью-Йорк Джерри решается позвонить Гитель, которую он видел в компании у общего знакомого, под предлогом объявления о продаже холодильника. Благодаря этому звонку между ними завязываются отношения, которые сейчас назвали бы токсичными: со скандалами, упрёками, явными и тайными обидами. Но всё-таки это любовь.

Ум vs Сердце
На калужской сцене пьесу Гибсона поставила молодой режиссёр из Белгорода Оксана Погребняк. Спектакль идёт на камерной и экспериментальной малой сцене и начинается он сразу с нестандартного решения. Зрителям задают вопрос, чем они руководствуются во время важных решений — ​умом или сердцем. Соответственно, первые садятся на ближние ряды и оказываются как бы в комнате Джерри, вторые — ​напротив, у Гитель. Радикально на восприятие происходящего это не влияет, но всё же задаёт зрителю определённое направление.

Новые персонажи
По воле режиссёра «на качелях» оказываются не двое, а сразу четверо. Помимо Джерри и Гитель Погребняк вводит ещё двух персонажей — ​абстрактных Его и Её. Они читают текст от автора и в мире разворачивающихся событий их как будто бы нет, а вот в пространстве спектакля их присутствие весьма существенно: они передают героям разнообразные предметы, как бы вынуждают их снять или бросить телефонную трубку, вообще вступают с теми в какие-то странные отношения, оставаясь в роли не совсем беспристрастных наблюдателей. Иногда это решение порождает довольно сильные ходы. К примеру, когда Джерри и Гитель стоят спиной друг к другу, а авторский текст сообщает нам, что они обнялись и поцеловались, возникает простая, но яркая метафора отчуждённости. В других же случаях Он и Она кажутся слишком навязчивыми, мешающими воспринимать основной сюжет и постоянно дублируют словами всё то, что и так происходит на сцене. В общем, ход интересный, но как будто недоработанный.
Ещё одним персонажем с небольшой натяжкой можно назвать старый добрый городской телефон. Спираль его шнура является одной из пружин сюжета: герои постоянно говорят по телефону, порой не могут друг до друга дозвониться, бросают или намеренно не берут трубки, ссорятся из-за счетов. В общем, приятная ностальгическая деталь из прошлого века.

Вы в танцах
Другая особенность спектакля — ​музыка и танцы. Добавление хореографии в постановку, где главная героиня — танцовщица, выглядит ­органичным решением. Но если в начале танцы, предваряющие экспозицию, лишних вопросов не вызывают, то вот номер в конце выглядит неким пус­канием пыли в глаза. Как будто ты пришёл на концерт в клуб на 50 человек, а перед последней песней вдруг перенёсся на 100-тысячный стадион.

Не идеально, но хорошо
Для Анны Сорокиной роль Гитель можно считать творческой удачей. Актрисе ­удалось воплотить яркий и сложный характер, к тому же в развитии. Джерри, персонаж Сергея Соболева, напротив, на этом фоне выглядит несколько инертным, вечно рефлексирующим и неспособным принять решение. Видимо, в таком характере актёру сложно ­раскрыться в полную силу. Он и Она — ​Андрей Соловьев и Екатерина Клеймёнова. Их было слишком много для ­статистов и слишком мало для полноценных ролей, но выручало несомненное обаяние Клеймёновой.
У Погребняк получился далеко не идеальный, но интересный спектакль. И пусть некоторые режиссёрские решения мешают восприятию, но через них хочется продираться, а не встать и уйти. Стильная музыка и костюмы, сильная игра Сорокиной плюс добротный литературный материал, помноженные на особую атмосферу малой сцены, оставляют ­после себя в основном ­приятное впечатление. Да и час ­сорок без антракта пролетает почти незаметно, что тоже показатель. 

Лента настроения
1 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
eyJpdiI6IlpVNlNPVmRaZytWanRzT29KN3dDOFE9PSIsInZhbHVlIjoiSG1WRTRyc0lrS0lxVUdianErUE84WlRSeUpoNGtmMVhGS21Xa2tCMjk5TG5Jcm9TYUZtRlpqN3ZLK3RtNklrcnFaQnQ0MU9ZcU1qQnBDTFpTWm91WjlZampxTkJpQXI4UjUxdjNzSmVSbU5aUTF1RzVjakYzeWtGcG5iRmx4L0NEQjF6UVdZbzJxSTZjdVVscElhYWFmemQyb1Q4WWNYZHVGV1VyY2taQnV2UDRheWxEYXZHWEgwYUI2aDhUTzNrTlh6OC9iVUlKTUcxSDlQRWhHWG1yVWdxTGlSYUdSTFNEdklHaVhFb1k2K3hWU1lRU0J6MzJKMzJ4RHlpN3p4T3JXY3pxL29ucWpLT0lYOW1heVRpQ0tOYURjbktnWndOUE9DTUVyTzJRc1UwckhsZUVVOW8xUmVoUkVrbk9NVUllbmIrcll0bTYwZ2doNjl6NStHUHF2QXJzbUh6bDNOK2U2TDZIUUwxNlJRNWw2Q0I1cFE3b3VyaFJRS0toVVZjV0RvV1hqQ01XSkRubnJGTGc1Uzc2Z2hJNm9pU011Q01NVXduNWRJc1dnMkgxbEtNeU9TZVRVZmlJZlowcHBodEFETkgxK3ZDZ3M2bTRWRjA4VXo5Ylo5RmZUc3VFZHFiQ2x0L2FPRlRLWTRuODlHb2gzamFFRWVsRUkzdWgrbk44ZnEwOGZFNlJrUUlaNVhYSCtqNlIyZzg3QU5ERVc0ZEUvMlNrcExXbllodlRXdFdTTjNmQ1gxaW1LQVFzK0xybTE4QVlSUHNCY1Z2YlcrMWVMbjBpK2E0MXRMcFVCNXdSS3FLQ001RkpuTXhtN29ONlFZSStaTm9aWDQ1eDZuayIsIm1hYyI6ImY3MDE1NTkwMmQ5NzA2OGU5OWU5OTQ2MzQ4M2M3OTU5MDg0YzY4NjAzNzY5YTU0NmE5OGI5Mzg0ODQ3MDFlMTQiLCJ0YWciOiIifQ==
eyJpdiI6IklSUHkzczdnaDZXQVQ4amNPaG5uRlE9PSIsInZhbHVlIjoicGMwZktWNXRSUXE5UUhiUjg3V3grMXB1OUdBbGhMc0dUMmxoSUwwNExHNlVFUFRFbmpMQ3BGUmxBUzdLanhLSFZBV3VFYkpsWW9EMFMrY3BxZ1pURDVmVkdmKzJvdDVxNWVKWVhVR2hQWGlsdzhhTHZNZ3QzM0JmZmx6b0F4Zm4yRTE0Mjlkd0F0d2FvbEg3aDEvYmJ4TmRvN1JYQXBBc0lZcUVqU2tnUHVNTSt0NFFlUU9lZVcxSnpsR2w0VmxJUTB0TytYdWx4Q0RPYTdzWGVSemlMaU4xZ1BOZk1GQlRvQ3Q1ZkI5bTM4WHhQYmUzcVEzNmU4aHRHdnlib2crUjZSUEFEbVZVbnVCaGlhZDBXTVZlR3dzNjBqTjkwUHZmeVMvaW4yQ09aRFNZN0VVSTBwV2lTUmxtb1JCL2VDSnIvaUhBMCtCMVJuMG9jQkp5aEl5alZoeU1mNlVmYXNFZjgzR212eU9HR2g5UUdMc0p6elZVTVBIVWdnUHJTbjlJMWdld0J3YVE3eEk0aDhDZ1llTndadk1RcHlOeXgzQXN2a2drUUlDWDgzUGFoYXBmTWRRSEJna1JBb2piOTN6YyIsIm1hYyI6ImI3NTM2YThlN2ZkOGMxN2FmNmFiYTVhMmQ2NjcyYWQ3OGJiNTAwMjQ3ODMwNGQwYTJlODhhZTY4NmFjMGVjZTAiLCJ0YWciOiIifQ==