Жизнь на качелях

Новый спектакль драмтеатра о том, как даже неудачная любовь может сделать нас лучше.
16:11 17.03.2020
0 1640
Даниил Марченко.
Читайте KP40.RU:

В нынешнем году все премьеры калужской драмы — ​о любви. Пронзительная «Земля Эльзы», избыточно-буффонадная «Любофф». И вот новая, на этот раз камерная, история на ту же тему — ​«Двое на качелях».

Декорации здесь, как и в предыдущей постановке «Любофф», американские. Пьеса «Двое на качелях» оказалась одной из самых успешных в карьере драматурга Уильяма Гибсона. Голливудская экранизация с Ширли Маклейн, номинация на престижной театральной премии «Тони» и долгая сценическая жизнь тому лишние доказательства.

Джерри и Гитель
Итак, героев, как следует из названия, двое. Он — ​когда-то успешный и высокооплачивае­мый адвокат из Небрас­ки по имени Джерри. Правда, сейчас его дела плохи: он находится в бракоразводном процессе и к тому же сидит без работы. Собственно, большей частью своего былого успеха он как раз обязан супруге, вернее, её влиятельному отцу, который сначала выбил для Джерри стипендию в университете, а потом и устроил его к себе в контору на тёплое место. Её зовут Гитель, она представительница нью-йоркской богемы, танцовщица, мечтающая открыть свою студию. Она бедна и к тому же страдает от язвы. С личной жизнью тоже не сложилось: мужчин в её жизни было немало, но они всегда бросали Гитель. И вот однажды прилетевший в Нью-Йорк Джерри решается позвонить Гитель, которую он видел в компании у общего знакомого, под предлогом объявления о продаже холодильника. Благодаря этому звонку между ними завязываются отношения, которые сейчас назвали бы токсичными: со скандалами, упрёками, явными и тайными обидами. Но всё-таки это любовь.

Ум vs Сердце
На калужской сцене пьесу Гибсона поставила молодой режиссёр из Белгорода Оксана Погребняк. Спектакль идёт на камерной и экспериментальной малой сцене и начинается он сразу с нестандартного решения. Зрителям задают вопрос, чем они руководствуются во время важных решений — ​умом или сердцем. Соответственно, первые садятся на ближние ряды и оказываются как бы в комнате Джерри, вторые — ​напротив, у Гитель. Радикально на восприятие происходящего это не влияет, но всё же задаёт зрителю определённое направление.

Новые персонажи
По воле режиссёра «на качелях» оказываются не двое, а сразу четверо. Помимо Джерри и Гитель Погребняк вводит ещё двух персонажей — ​абстрактных Его и Её. Они читают текст от автора и в мире разворачивающихся событий их как будто бы нет, а вот в пространстве спектакля их присутствие весьма существенно: они передают героям разнообразные предметы, как бы вынуждают их снять или бросить телефонную трубку, вообще вступают с теми в какие-то странные отношения, оставаясь в роли не совсем беспристрастных наблюдателей. Иногда это решение порождает довольно сильные ходы. К примеру, когда Джерри и Гитель стоят спиной друг к другу, а авторский текст сообщает нам, что они обнялись и поцеловались, возникает простая, но яркая метафора отчуждённости. В других же случаях Он и Она кажутся слишком навязчивыми, мешающими воспринимать основной сюжет и постоянно дублируют словами всё то, что и так происходит на сцене. В общем, ход интересный, но как будто недоработанный.
Ещё одним персонажем с небольшой натяжкой можно назвать старый добрый городской телефон. Спираль его шнура является одной из пружин сюжета: герои постоянно говорят по телефону, порой не могут друг до друга дозвониться, бросают или намеренно не берут трубки, ссорятся из-за счетов. В общем, приятная ностальгическая деталь из прошлого века.

Вы в танцах
Другая особенность спектакля — ​музыка и танцы. Добавление хореографии в постановку, где главная героиня — танцовщица, выглядит ­органичным решением. Но если в начале танцы, предваряющие экспозицию, лишних вопросов не вызывают, то вот номер в конце выглядит неким пус­канием пыли в глаза. Как будто ты пришёл на концерт в клуб на 50 человек, а перед последней песней вдруг перенёсся на 100-тысячный стадион.

Не идеально, но хорошо
Для Анны Сорокиной роль Гитель можно считать творческой удачей. Актрисе ­удалось воплотить яркий и сложный характер, к тому же в развитии. Джерри, персонаж Сергея Соболева, напротив, на этом фоне выглядит несколько инертным, вечно рефлексирующим и неспособным принять решение. Видимо, в таком характере актёру сложно ­раскрыться в полную силу. Он и Она — ​Андрей Соловьев и Екатерина Клеймёнова. Их было слишком много для ­статистов и слишком мало для полноценных ролей, но выручало несомненное обаяние Клеймёновой.
У Погребняк получился далеко не идеальный, но интересный спектакль. И пусть некоторые режиссёрские решения мешают восприятию, но через них хочется продираться, а не встать и уйти. Стильная музыка и костюмы, сильная игра Сорокиной плюс добротный литературный материал, помноженные на особую атмосферу малой сцены, оставляют ­после себя в основном ­приятное впечатление. Да и час ­сорок без антракта пролетает почти незаметно, что тоже показатель. 

Лента настроения
1 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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