Наводил ужас на калужан
Чиновники жутко боялись губернатора Булгакова.
Калужский губернатор Пётр Алексеевич Булгаков был человеком жёстким и нетерпеливым. Краевед Олег Мосин приводит интересные сведения.
— В Калугу его назначили, чтобы он дал хорошую встряску нашей губернии. Пётр Алексеевич, подражая своему тёзке Петру I, любил бродить по городу с массивной увесистой тростью, часто пуская её в дело.
Булгаков заставлял провинившихся чиновников работать до полуночи, назначая кратчайшие сроки для рассмотрения дел в инстанциях. А чтобы служащие работали на своих местах, а не бездельничали, приставлял к дверям кабинетов пару солдат с ружьями.
«Он самым строжайшим образом разругал советников, секретарей, столоначальников, приказал им являться на службу в восемь часов утра и работать до двух, — писал чиновник Сахаров. — В четыре снова являться и сидеть до полуночи. А чтобы канцелярия сидела на своих местах и не отлынивала от дела, выбегая во двор курить, губернатор приставил к дверям военных часовых с ружьями, которые сопровождали чиновников даже в уборную»…
Взлетел по карьерной лестнице
Интересно, что карьера будущего губернатора начиналась с должности младшего помощника бухгалтера в Почтовом департаменте, куда он поступил на службу после окончания университета. После этого Пётр Булгаков служил в канцелярии Госконтроля, одновременно читал лекции по теории государственной отчётности в Санкт-Петербургском университете.
Прославился же Пётр Алексеевич на посту управляющего Комитета по устройству. За работу в этой должности он получил в награду 2500 рублей серебром. После чего его назначили губернатором в Тамбов. Однако утвердили его в этой должности только через три года, зато с почестями: наградили чином действительного статского советника и медалью «За 20 лет беспорочной службы». Запомнился он в Тамбове как «человек сильного ума». Но вскоре был переведён в Калугу.
«Вставал вместе с курами»
В наш город Булгаков со своей свитой прибыл 28 апреля 1854 года. Калужский чиновник Николай Сахаров в своём дневнике так описал губернатора: «Это был мужчина большой, смуглый, пучеглазый, весь бритый. Пародируя Петра I, по Калуге ходил с увесистой палкой, при случае пуская её в дело. Вставал вместе с курами и в шесть часов принимал уже с докладом чиновников… Циничен был феноменально!»
В Калугу Булгаков привёз с прежнего места службы дюжину чиновников. Но в те времена это было обычным делом, так поступали многие губернаторы, предпочитая окружать себя «своими» людьми. Большинство приехавших с Булгаковым во всём подражали своему начальнику. Они были грубы и заносчивы с подчинёнными, копировали губернаторскую позу, выражение лица и даже манеру говорить.
Конфеты закидали навозом
Особенно старательно подражал своему начальнику частный пристав Климов. Стоя во весь рост в экипаже, он пролетал по улицам Калуги, наводя ужас на местных жителей. Если кто-то из праздношатавшихся по городу попадался ему на глаза, его тут же забирали и наказывали.
Однажды Климов остановился возле бакалейной лавки купца второй гильдии Блистанова: колёса его экипажа увязли в конском навозе. Пристав велел купцу к утру очистить дорогу. Но тот и пальцем не пошевелил. Тогда на следующий день пристав Климов явился с пожарной командой и повелел кидать навоз прямо в магазин Блистанова. Продававшиеся конфеты и пряники покрылись нечистотами… Блистанов побежал жаловаться губернатору, просить, чтобы пристав возместил убытки. Но Булгаков был суров. Велел позвать пристава Климова и в присутствии купца объявил ему благодарность.
Пускали пыль в глаза
Булгаков был нетерпеливым, быстрым на расправу и вспыльчивым. Чтобы навести порядок в Калуге, он часто прибегал к крутым мерам. Городскому голове Новикову приказал остричь «мочалку», а не то — «смотри у меня, козлиная борода!».
Как-то раз, застав в губернском правлении бездельничающих советников, сидевших над ворохами бумаг, губернатор огрел палкой по спине пожилого секретаря.
Булгаков распорядился составлять ежемесячные ведомости и прописывать в них движение по инстанциям всех поступивших дел и бумаг. Виновных в задержке дел чиновников арестовывали и держали на военной гауптвахте.
Чиновники жутко боялись губернатора и поэтому часто просто отписывались, без всякой пользы для дела. Такое пускание пыли в глаза начальству сыграло свою роль. Булгаков считал, что навёл порядок. А служащие по-прежнему казнокрадствовали, бесчинствовали и занимались самоуправством… «При Булгакове, сообразно его темпераменту и системе, чиновники действовали быстрее и стремительнее…», — отмечали современники.
Грубил дамам
Булгаков так вошёл в роль деспота и тирана, что грубил даже дома или в гостях, часто не выбирал выражений в разговорах с дамами. При этом Пётр Алексеевич любил повеселиться. В обществе был шумным, говорливым, обожал рассказывать забавные истории и анекдоты. Булгаков всегда приезжал на балы и собрания Калуги.
Пётр Алексеевич был женат на Клавдии Ростиславовне Кайсаровой (дочери судогодского предводителя дворянства). Калужане отмечали, что губернаторша была миловидная и недалёкого ума женщина. Но впоследствии муж испортил её своим примером и своим поведением. Она стала злой, заносчивой и капризной.
У Булгаковых было три сына: Вячеслав, Николай и Виктор — и четыре дочери: Любовь, Елена, Мария и Ольга.
7 апреля 1856 года Булгаков был освобождён от должности калужского губернатора и вернулся в Тамбов, где прожил до конца своих дней.