«Luv» is…

Даниил Марченко. Фото Андрея Горлачёва.
Опубликовано: 03.03.2020 14:35 0 926
«Luv» is…

Спектакль под странным названием «Любофф» вошёл в репертуар Калужской драмы.

Мюррей Шизгал — ​американский драматург скорее второго эшелона. В России он не слишком известен, да и в англоязычной Википедии статья о нём умещается всего в шесть строк.

Трудности перевода
Впрочем, в 60-е он был весьма популярен на Бродвее, а в начале 80-х даже написал сценарий знаменитого фильма «Тутси» с Дастином Хоффманом в главной роли. Собственно, пьеса со странным названием «Luv» — ​искажённым вариантом слова «love» — ​и стала бродвейским дебютом Шизгала. Российские переводчики решали задачку с заголовком по-­разному, но наиболее популярный вариант — «Любофф». Именно под таким названием постановка и оказалась в афише Калужского драмтеатра.
Встретились три одиночества
Всё действие спектакля разворачивается под мостом. Зритель видит часть опор, ограду, бордюр. Здесь же стоят небольшой ящик, откуда персонажи время от времени достают разные предметы, мусорный бак и даже трансформаторная будка.
На скамейке спит странный человек, похожий на бродягу. Под песню Тома Уэйтса он просыпается и неспешно совершает свои утренние ритуалы: умывается водой из реки, выпивает, читает газету. А затем неожиданно решает покончить с собой. В этом он не ищет лёгких путей и вместо любезно предложенного обстоятельствами утопления пытается накинуть на опору моста явно коротковатую верёвку.
Самоубийцу зовут Гарри Берлин (Игорь Постнов). Он совершенно разочаровался в жизни и ни во что не верит. Хотя в школе Гарри подавал большие надежды, хотел поступить в медицинский колледж и даже начинал писать книгу, а одноклассники прозвали его Достоевским. К тому же у него бывают странные приступы (не то реальные, не то выдуманные): ​внезапный паралич, потеря слуха, зрения или голоса.
За попыткой суицида «Достоевского» случайно застаёт человек, оказавшийся его школьным другом. Это дорого и весьма претенциозно одетый мужчина по имени Милт Менвилл (Сергей Вихрев). В его жизни как будто бы всё отлично — ​он успешный брокер и антиквар, к тому же в счастливом браке. Но всё это лишь «фасад», на самом деле Милт тоже на грани: он влюблён, а жена Эллен (Ольга Петрова) не собирается давать развод. Он и под мостом оказался только для того, чтобы зарезать там супругу, но вместо столь радикального расторжения брака Милт решает поступить иначе: познакомить Гарри и Эллен, чтобы они полюбили друг друга. Тогда и жена станет сговорчивее и даст развод, и школьный друг наконец-­то выйдет из депрессии.
Это знакомство и становится главной сюжетной пружиной всей постановки.

Передозировка фарса
«Любофф» — первый спектакль, поставленный в Калуге режиссёром из Орла Игорем Черкашиным. В героях пьесы он увидел классическое трио из комедии дель арте: Арлекина, Пьеро и Коломбину, а из постановки максимально убрал психологизм и элементы «бытового» театра, предельно насытив её абсурдом и гротеском.
Собственно, жанр спектакля и определён как комедия-­фарс. И вот тут, кажется, режиссёр переиграл самого себя. Обозначенный посыл о том, что любовь стала фальшивой, «глянцевой» и, цитируя самого Шизгала, «выродилась в физическое влечение», ­теряется в бесконечной череде сценок-­буффонад.
Заявленный приём довольно быстро утомляет, тем более что постановка длится основательные 2 часа 30 минут с антрактом и всё действие проходит без смены декораций и всего с тремя актёрами.
Вставные музыкальные ­номера тоже не слишком-­то переключают зрительское восприятие, ведь основное действие лишь немногим менее гротескно, а значит, контраст не работает.
При этом нельзя сказать, что спектакль совсем уж не даёт поводов улыбнуться. Юмор здесь есть, но подача с искусственным «усмешнением» большинства сцен существенно снижает эффект.
В результате возникает ощущение перегруженности, и порой кажется, что попал на какой-­то антрепризный чёс из Москвы, куда почему-­то забыли внедрить парочку лиц из популярных сериалов. И хотя постановка во многом была задумана как своеобразный подарок к юбилею актрисы Ольги Петровой, гораздо больше впечатляет игра Игоря Постнова.
Его персонаж получился самым живым и трогательным, не шаблоном из комедии масок. Иногда казалось, что Вихрев с Петровой играют Шизгала, а Постнов — ​чуть ли не Беккета.
Впрочем, актёрам здесь не стоит предъявлять претензий, они выступали в заданных обстоятельствах. И то, что спектакль о любви получился больше похожим на пузырь из всё той же жвачки «Лав из», ​не их вина. 

Даниил Марченко. Фото Андрея Горлачёва.
Опубликовано: 03.03.2020 14:35 0 926
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев