«Так горячился в картах, что многие от него бегали»
Князь Хованский был генерал-губернатором сразу нескольких губерний.
7 августа 1823 года калужским генерал-губернатором стал князь Николай Николаевич Хованский, участник наполеоновских войн.
Занимали высокие должности
Род Хованских — старинный, и, как считается, происходил он от великого князя литовского Гедимина. Хованские входили в число 16 наиболее привилегированных фамилий, мужчины которых в царствование Алексея Михайловича из стольников возводились прямо в бояре, минуя чин окольничего. Известно, что князья Хованские записаны в V части родословных книг Московской, Тверской и Самарской губерний.
Родственники калужского генерал-губернатора также занимали высокие посты. Брат Александр был сенатором, действительным тайным советником, управлял всеми отделами Государственного ассигнационного банка и Экспедицией заготовления государственных бумаг. Другой брат, Сергей, служил симбирским гражданским губернатором. Сестра Екатерина была женой сенатора и поэта Юрия Нелединского-Мелецкого.
Военная карьера
Николай Николаевич Хованский родился 12 декабря 1777 года в семье полковника Николая Васильевича Хованского и его жены Марии Николаевны (урождённой Щепотьевой). Получил домашнее образование. Уже в трёхлетнем возрасте по существующей в те времена традиции был зачислен в Преображенский лейб-гвардии полк. В 16 лет в чине поручика его назначили адъютантом к генералу Юрию Долгорукому.
Хованский участвовал в войнах с Наполеоном, награждался орденами. Современники отмечали его храбрость — в сражениях он подавал пример своим подчинённым, всегда возглавляя колонну. Дослужился до чина генерал-лейтенанта. После войны командовал 23-й пехотной дивизией Русской императорской армии.
С 1821 года Хованский состоял в сенате, был назначен генерал-губернатором одновременно трёх губерний: Витебской, Могилёвской, Смоленской, а затем и Калужской.
Поддерживал обвинение
Кроме военных подвигов князь Хованский был известен по так называемому Велижскому делу — одному из наиболее громких в России ложных обвинений евреев в ритуальных убийствах. 22 апреля 1823 года, в первый день Пасхи, в Велиже, у жившего на окраине рядового местной инвалидной команды Емельяна Иванова пропал трёхлетний сын Фёдор. На третий день праздника к жене Емельяна, Агафье, пришла неизвестная женщина, занимавшаяся гаданиями и ворожбой, и, «пустив воск на воду, заявила, что мальчик находится в доме еврейки Мирки в погребе, откуда его ещё можно взять живым, а если же его не освободят, то он будет умерщвлён». Мать не пошла забирать сына, а отправилась по гадалкам, которые говорили ей то же самое. Поисками мальчика никто не занимался, его случайно обнаружили 2 мая мёртвым в лесу, «чем-то в нескольких местах пронзённым». Прошли обыски, но ничего так и не выяснилось. Обвинения не были подтверждены, и уездный суд по недостатку улик дело закрыл. Но через некоторое время по доносам арестовали больше 40 велижских евреев, которые провели в тюрьме 9 лет.
Четверо из них умерли в заключении.
Обвинение активно поддерживал и генерал-губернатор Хованский. Следствие он поручил провести чиновнику для особых поручений Страхову. Вместо расследования тот занялся фальсификацией. В городе начались аресты, подкупы и оговаривание свидетелей, а к подозреваемым применялись пытки. Только в 1835 году всех обвиняемых освободили из тюрьмы за недостаточностью улик.
Присутствовал на коронации
Став генерал-губернатором Калужской губернии, Хованский в 1824 году встречал в Боровске императора Александра I, бывшего там проездом во время своего последнего путешествия в Таганрог. Также есть сведения, что вместе с епископом Григорием, калужским губернским предводителем дворянства Груздевым и купцом Билибиным Хованский присутствовали на коронации Николая I.
Известно, что, когда генерал-губернатором был Хованский, в Калуге вместо старого плавучего моста через Оку устроили плашкоутный (на лодках), учредили вспомогательную кассу на пособие действующих в Москве и Петербурге опекунских советов.
Жена Хованского — Вильгельмина Ивановна Лингард.
28 августа 1828 года Хованский получил новый чин — его произвели в генералы от инфантерии (пехоты). Пост генерал-губернатора Калужской губернии он покинул 8 января 1831 года.
Называли сумасбродом
По воспоминаниям современников, князь Хованский был «человек не без достоинств, но имел такой тяжёлый нрав и так горячился в картах, что многие от него бегали. С некоторым образованием, заключавшимся наиболее в знании многих языков, он был всегда пустейшим человеком в мире, почти безумным, преданным всяким распутствам и пьянству». Хованского называли сумасбродом и «не очень толковитым человеком».
Женат князь был на «кроткой женщине» Вильгельмине Ивановне Лингард. 12 декабря 1817 года за заслуги мужа её пожаловали в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины II степени. Детей в браке не было.
Николай Николаевич Хованский умер 20 ноября 1837 года и был с почестями похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.