Любви все возрасты покорны
В Калужском драматическом театре показали спектакль Александра Баранникова «Земля Эльзы».
Это постановка одноимённой пьесы молодого екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович.
Немецкий характер
Те, кто следит за современным российским театром, наверняка знают это имя, да и «Земля Эльзы» уже имеет солидную репертуарную историю. А менее искушённая публика могла познакомиться с творчеством Ярославы, посмотрев новогоднюю комедию «Ёлки‑5», в которой она была одним из авторов сценария.
Итак, главная героиня — Эльза Александровна, пожилая поволжская немка с непростой биографией. Когда она была маленькой, отца расстреляли, мать посадили, а её сослали на проживание в сибирскую деревню. Однажды её изнасиловал пьяный водитель, который вскоре женился на ней. Жену он держал в чёрном теле: заставлял работать в поте лица, поколачивал, не баловал подарками. А вот в дочери души не чаял.
Эльза Александровна и Василий Игнатьевич (Сергей Корнюшин).
Первая любовь
И вот первая сцена показывает нам Эльзу, совсем недавно похоронившую мужа. Она отправляется в сельмаг, чтобы купить модные туфли на каблуке. Разумеется, такое легкомысленное поведение, по мнению односельчанок, плохо сочетается со статусом вдовы, и Эльза подвергается, как сказали бы сейчас, шеймингу.
Над ней посмеиваются, а иногда и напрямую оскорбляют. Причём одна из первых — родная дочь Ольга. Но это ещё полбеды, ведь вскоре Эльза встретит мужчину своей мечты — 72-летнего отставного учителя географии Василия Игнатьевича. А это нарушает уже всякие «конвенции» приличия и хорошего тона. Тем более что бывший географ легко очаровал всех пожилых сплетниц — высокий, интеллигентный, с почти военной выправкой, да к тому же городской. Его тут же окрестили Аленом Делоном.
Людмила Парфирова и Тамара Глеклер в образах харизматичных деревенских старух.
Шекспировские страсти
Собственно, стремительно развивающиеся отношения пожилых Ромео и Джульетты (а эта довольно очевидная ассоциация подкрепляется ещё и прямой цитатой из шекспировской пьесы, которую влюблённые читают на чердаке) вызывают раздражение практически у всех, и в этом — основной конфликт спектакля.
У каждого для недовольства есть целый клубок причин — эгоизм, зависть, чёрствость, боязнь перемен… Люди не могут допустить чужого счастья. А символом недостижимой героями любви становятся цветы: у себя в саду Василий Игнатьевич посадил только газон, а Эльза Александровна всегда выращивала овощи, и ни один из них не знает, как высаживать розы.
В спектакле довольно остроумно решён вопрос декораций: вращающаяся сложносочинённая избушка предстаёт перед зрителями то витриной сельмага, то дачной верандой, то типичной комнатой деревенского дома с ковром на стене. Отлично соблюдён баланс между театральной условностью и реализмом.
А вот выбор музыки показался излишне мелодраматичным, ведь давящих на эмоции сцен в спектакле много, а усугублённые соответствующим аудиорядом, они рискуют перейти в китч.
Продавщица Марина (Татьяна Овсяникова) — одна из немногих, кто сочувствует Эльзе Александровне.
Актёры и роли
Спектакль вполне можно назвать бенефисом актрисы Надежды Бурнашовой, исполнившей заглавную роль. Её Эльза получилась трогательной, слегка не от мира сего, но при этом с большим достоинством переносящей любые выпавшие на долю драмы. Да и вообще такая задача — сыграть женщину, впервые влюбившуюся (и впервые поцеловавшуюся) в 76 лет, и не скатиться при этом в пошлость — большой актёрский вызов.
Очень фактурной получилась и дочь Эльзы Ольга, сыгранная Еленой Соколовой. По заветам Станиславского артистке удалось оправдать не самого приятного персонажа и заставить зрителя сопереживать. Мелодраматизм и накал страстей удачно оттеняют комические старухи, исполненные актрисами Людмилой Парфировой и Тамарой Глеклер.
Другая яркая пара — Захар Машненков и Ирина Жёлтикова. Они сыграли сына и невестку Василия Игнатьевича, также недовольных запоздалой влюблённостью бывшего учителя географии.
В общем, в репертуаре Калужской драмы появилась добротная и не пошлая, хотя порой и излишне патетичная мелодрама со множеством достойных актёрских работ. И, что особенно приятно, речь идёт о современной (пусть и не в эстетическом, а лишь в хронологическом измерении) драматургии, которая всё чаще появляется на главной сцене.
Ирина Жёлтикова в роли Изабеллы — циничной стервы, настойчиво мешающей отношениям Эльзы и Василия Игнатьевича.