У него занимал деньги Пушкин
А ещё поговаривали, что богатый помещик выкрал красавицу в Неаполе.
Лука Ильич Жемчужников был гвардии полковником в отставке, богатым помещиком и профессиональным карточным игроком. Он участвовал в войне с Наполеоном, 20 ноября 1805 года сражался при Аустерлице, в 1807 году воевал в Пруссии. Его фамилия внесена в VI часть дворянской родословной книги Калужской губернии, а в 1847 году — вместе с сыном Владимиром — в VI часть по Владимирской губернии. Именно в VI часть обычно записывались самые древние аристократическое роды.
Скупал земли
Луке Ильичу принадлежало множеством земель и деревень в разных губерниях. Главным родовым имением было поместье в Юрьев-Польском уезде Владимирской губернии с центром в селе Василёво. Эта вотчина пожалована Жемчужниковым ещё в 1671 г. царём Алексеем Михайловичем.
Когда отец Луки Ильича скончался, после дележа наследства ему досталось имение в деревне Деревенщики Боровского уезда Калужской губернии, деревни Прокшино и Теренино Медынского уезда с лесной дачей и со всеми угодьями, 192 души мужского пола с землёй.
Помимо этого Лука Ильич активно скупал земли. Приобрёл у Александра Тургенева деревню Жуковка в Дмитровском уезде под Москвой. C середины 1830-х годов совместно с Натальей Алексеевной Столыпиной, двоюродной бабкой Михаила Юрьевича Лермонтова, владел имением Ховрино Московской губернии. Через некоторое время стал его единственным хозяином. Кроме того, купил у наследников помещика Демидова, убитого крестьянами за истязания крепостных, имение Холмищи Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне — Ульяновский район). За ним числилось 1567 душ мужского пола.
Собственные магазины
Хозяином Лука Ильич был рачительным, и его имения процветали, хотя большую часть времени он проводил в столице. Управление многочисленными поместьями было доверено надёжным людям. Сам он мало вникал в ведение хозяйства — любил охоту, содержал псарню и имел хороших егерей. В Холмищах Калужской губернии помимо сельскохозяйственного производства действовала бумажная фабрика с выработкой серой бумаги и картона на 160 тысяч рублей в год. Продукцию Лука Ильич продавал в Калуге и Москве, в собственных магазинах.
Крестьяне Холмищ любили своего барина. Жизнь крепостных при нём улучшилась: на барщину ходили четыре дня в неделю. Кроме того, им было разрешено строиться на месте сгоревших при старом помещике столярных и ткацких мастерских. И главное, при Жемчужниковых не было ни одного случая применения телесных наказаний.
История любви
Женат Лука Ильич был на Прасковье Францевне Морелли. Ещё до заключения брака они имели четверых детей: Платона, Владимира, Надежду и Александра. Какие обстоятельства не давали им пожениться, неизвестно. Всего же у Луки и Прасковьи родилось 16 детей, некоторые, правда, умерли в младенчестве.
Прасковья Францевна — дочь сенатского курьера, ставшего затем частным приставом. В обществе её считали необыкновенной красавицей и называли неаполитанской еврейкой и графиней де Морелли. Ходили слухи, что Лука Ильич выкрал невесту в Неаполе. «Якобы между ними была дикая страсть и она была очень богата, но замуж её не отдавали, и пришлось красавицу воровать и тайно увозить в Россию». Но это вымысел.
На самом деле Прасковья была лютеранкой, поэтому на брак требовалось дозволение Духовной консистории. Его получили за три дня до венчания. 18 мая 1821 года Лука написал прошение, взял «сказку» от невесты о её семейном положении и обязательство, что она мужа «ни прельщением, ни ласканием, ни угрозами и никакими другими видами в веру своего исповедания не станет приводить». В тот же день собрали все необходимые бумаги, и молодые стали готовиться к свадьбе.
22 мая 1821 года Лука и Прасковья обвенчались.
Везло в картах
В ХIХ веке большой популярностью у знати пользовалась игра в карты. Лука Ильич рано вышел в отставку и, пожив немного в родовом владимирском имении, переехал в Петербург. Здесь он становится профессиональным карточным игроком. Жемчужников — член Санкт-Петербургского английского собрания, что позволяет ему встречаться и играть со многими известными людьми высшего света. Пересекался он за карточным столом и с Пушкиным, который также был членом собрания. Впрочем, Лука Ильич знал поэта и раньше. По свидетельству Петра Анненкова, Александр Сергеевич занял у Жемчужникова (а может, и проиграл в карты) около 14 000 рублей. Сохранился вексель, заверенный у нотариуса Ратькова и написанный рукой Пушкина, о том, что в 1830 году он занял у Луки Ильича 12 тысяч 500 рублей ассигнациями под проценты на два года. А на обороте — запись о том, что 7 тысяч 500 рублей выплачено 24 декабря 1831 года, остальные 5 тысяч и проценты за просроченное время получил от опеки, учреждённой над имением Пушкина 1 мая 1837 года. И подпись Жемчужникова.
Помимо карточной игры отставной полковник занимался и ростовщичеством. После его смерти осталось немало заёмных писем, которые перешли по наследству его детям и внукам. Есть версия, что Чекалинского в «Пиковой даме», которому в итоге проиграл Герман, поэт писал с Луки Ильича.
В игре Луке Ильичу невероятно везло, да и ростовщичество приносило неплохой доход. В центре Петербурга, в престижном месте у Жемчужникова был трёхэтажный дом. Лука Ильич жил в нём практически до самой смерти, занимая квартиру № 1. А его жена Прасковья была прописана в квартире на Невском.
Свой трёхэтажный дом Жемчужников завещал внукам. Интересно, что именно в этом доме, на съёмной квартире, 26 ноября 1863 года скончалась Наталья Николаевна Гончарова (в первом браке Пушкина, во втором — Ланская).
Трагедия за трагедией
Большим ударом для Луки Ильича стала смерть 24-летнего сына Алексея. На следующий год — новая трагедия: в Крыму погибает другой сын, 20-летний юнкер Сергей. А вскоре в Тульской губернии умирает 31-летняя дочь Софья Бельгард. Не вынеся горя, скончалась и супруга Луки Ильича Прасковья.
Жемчужников пишет завещание и уезжает в родовое имение Василёво Владимирской губернии. Здесь он провёл последние годы жизни и скончался в возрасте 73 лет. Сын Луки Ильича — штабс-капитан Владимир, исполняя последнюю волю отца, похоронил его в Санкт-Петербурге. Лука Ильич, его жена Прасковья и сын Алексей погребены вместе на Смоленском кладбище.
Николай Лукич Жемчужников. От отца Луки Ильича ему перешло имение Холмищи в Калужской губернии.
Р. S.
Калужское имение Холмищи перешло сыну Луки Ильича Николаю.
Действующая здесь картонная фабрика закрылась в 1858 году, но в 1860-м открылся винокуренный завод, приносивший немалый доход. Вино продавалось в Калуге, а иногда и в Москве. Был запущен сыроваренный завод, продукция поставлялась в Калугу, Жиздру и село Плохино.
Николай был женат на Федосье (Фанни) Михайловне Щепотьевой. Но до официальной женитьбы он прижил от дворовой женщины двух дочерей, которым дали отчества Григорьевны и фамилию Акимовы (видимо, их мать была выдана замуж формально за крестьянина Григория Акимова). Фанни хорошо отнеслась к внебрачным детям мужа и воспитывала их как своих. Были у Фанни и Николая и совместные дети.
По некоторым воспоминаниям, Николай Лукич был хорошим помещиком. А вот домоправительница Мария Покровская, которая с 16 лет работала в доме Жемчужниковых, говорила, что Николай Лукич уморил до смерти свою содержанку Эмму, «немочку» из Риги, проматывал имение в бесконечных разгулах и привил такое же безответственное отношение к жизни своему сыну Николаю.
После смерти Николая Лукича его вдова снова вышла замуж, получила свою долю наследства и выстроила в лесу, в семи верстах от Холмищ, на красивейшем берегу реки Рессеты дом, где и жила каждое лето со своими взрослыми детьми.