«Тогда сестра написала письмо Сталину»

Опубликовано: 09.01.2020 15:38 0 844
«Тогда сестра написала письмо Сталину»

— Здравствуйте! Когда в нашу жизнь ворвалась вой­на, мы жили в селе Верхнячка Христиновского района Киевской области. Наш отец ​Иван Васильевич Семёнов ​работал директором селекционной станции по семяпроизводству сахарной свёклы. Он организовал срочную эвакуацию семей сотрудников, а сам с группой коммунистов и комсомольцев отбыл в райвоенкомат.
Поселили в пустующем доме
Эвакуируемые со своими пожитками разместились в большой арбе с брезентовой крышей и двинулись в дальний путь. Вначале телегу тащил колёсный трактор, а когда закончился керосин — ​пара волов.
Невозможно описать все перипетии нашего странствия. Фронт был где-­то недалеко и стремительно приближался. Вражеская авиация бомбила. Мы много раз попадали под такие налёты, выпрыгивали из арбы и прятались, куда могли. А потом фашистские самолёты стали летать и по ночам. Они сбрасывали на парашютах бомбы-­фонари и стреляли трассирующими пулями. А мне, трёхлетнему пацану, было интересно. Мама рассказывала, что, когда слышались взрывы и стрельба, я всегда просился «наперёд», чтобы увидеть весь этот фейерверк. Не понимал ещё, что он смертельно опасен.
Доехали до железнодорожной станции и сели в поезд. Приехали в Воронежскую область. Там нас встретили (спасибо папе: он заранее договорился) и довезли до какой-­то деревни, поселили в пустующем доме. Мама выбелила его внутри и снаружи. И он стал «белой вороной» среди вымазанных глиной изб. Жители деревни просили маму побелить и их дома. За это несли нам одежду и обувь.
Случилось несчастье
Невероятно тяжело было нашей маме с тремя детьми (сестре ​13 лет, брату — ​7 и мне ​3 года) в эвакуации. Но нелегко было, и когда вернулись в родную Верхнячку. Жилья не оказалось: ютились в сырой землянке, в холоде и голоде, разутые и раздетые. Я подолгу болел простудными заболеваниями. Уже пора было идти в школу, а я не мог. Полгода её не посещал. Во второй класс меня перевели только по результатам голосования учеников класса. Лицо моё было как тельняшка: сквозь кожу просвечивали синие жилы. В то время у нас с братом были одни на двоих штаны, благо учились в разные смены.
Мама была разнорабочей в селекции. И с ней случилось несчастье. Поднимая тяжёлые мешки со свёклой, надорвалась и на полгода слегла. Подняла её на ноги бабка-­знахарка, а врачи не смогли. После выздоровления ей дали другую работу: ​телефонисткой на коммутаторе. Всю заботу о нас и о больной матери взяла на себя наша старшая сестра. Она стала для нас второй мамой. Когда было совсем невмоготу, сестра написала письмо Сталину. Приехала комиссия, посмотрела, повздыхала и уехала. Однако кое-­чем всё же помогли: ​переселили из землянки в дом и выделили поросёнка. Мы чем попало выкормили свинью и хотели продать, чтобы приодеться. Но тут новая беда свалилась на наши головы. Все вырученные от продажи деньги сгинули в сберкассе — ​прошла реформа. Мама от безнадёжности стала заниматься самогоноварением и угодила на шесть лет в тюрьму. Через три года её выпустили досрочно. В то время мы уже переселились из Вехнячки в город, где сестра работала секретарём горкома комсомола.
«Вспомните о нас»
Жизнь постепенно налаживалась. Отменили карточную систему. Цены на товары и продукты ежегодно снижались, чего не скажешь о нынешних временах, когда они постоянно растут. После вой­ны была надежда на лучшее, а нынче надежда иссякла вовсе. Хочется, чтобы о нас, детях вой­ны, вспомнили и прибавили хотя бы 1000 руб­лей к пенсии и раз в год давали путёвку в санаторий.
Анатолий Семёнов.

 ПОТЕРЯ 

Помогал всем
Недавно ушёл из жизни замечательный человек, Василий Петрович Артамонов. Всем вокруг он дарил доброту: коллективу, где работал, соседям, рядом с которыми жил. Более 40 лет работал водителем «Скорой помощи». Сам был аккуратен, опрятен и машину содержал в исправности. На работе пользовался уважением. Медперсонал всегда хотел быть в его команде на вызове. Он знал все улицы и кратчайший путь за пределами города, так как до этого работал в такси. В «Скорую помощь» пришёл после одного случая: ребёнку нужна была медицинская помощь, а врачи всё не ехали, потому что водитель из-­за болезни отсутствовал. И он решил работать на «скорой». Часто жители деревни Кукареки, Ахлебинино писали ему благодарственные письма за то, что умеет быстро ориентироваться на дороге и приезжает вовремя. Имел Василий Петрович и награды: благодарности от руководства и министерства здравоохранения, диплом «Лучший по профессии».
Когда он ушёл на пенсию, стал жить в селе Рождествено Тульской области. Соседи всё время обращались к Василию Петровичу за помощью, зная его безотказность. Ведь в селе остались в основном одинокие, престарелые люди. Возил их на своём транспорте на приём к врачу. Поэтому в день похорон собралось всё село, приехало и 11 человек от «Скорой помощи» проводить его в последний путь.
Анатолий Сорокин.

Опубликовано: 09.01.2020 15:38 0 844
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев