«Снежная королева»: рождественская психоделия для 6+

Даниил Марченко. Фото Вадима РЫБАКОВА.
Опубликовано: 30.12.2019 10:45 0 1269
«Снежная королева»: рождественская психоделия для 6+

Калужский драмтеатр показал новую интерпретацию бессмертной сказки Андерсена.

Целевая аудитория постановки— преимущественно дети дошкольного и младшего школьного возраста — этот текст, скорее всего, не прочитают, да и сюжет всем прекрасно знаком. Так что спойлеры будут.

Метаморфозы персонажей
Итак, в начале спектакля зритель видит на экране анимированную Снежную королеву: она рассказывает о волшебном зеркале, которое сама же и создала. Да, злой силой, запустившей механизм нравственного падения и последующего исчезновения Кая, является именно она, а не какой-­то там тролль. Рассказ ведётся максимально злодейским тоном, время от времени прерываясь дьявольским смехом, и сопровождается тревожной музыкой. В общем, сцена выглядит жутковато. Затем, как и в оригинале, зеркало разбивается, а зрителя знакомят с семьёй Кая и Герды.
Бабушка в кресле-­качалке вместе с дружными мальчиком и девочкой готовятся встречать Рождество. Идиллия.
По углам в клетках извиваются почти ренемагриттовские люди-­розы. Всё чудесно и приторно-мило. Но вдруг речь заходит о Снежной королеве, Кай грозится посадить её на печку и растопить... И тут ему в сердце и в глаз попадают осколки волшебного зеркала.

Подобревшая Маленькая разбойница (Е. Короткова) отпускает Северного оленя (Д. Денисов).

И добрый мальчик становится не просто язвительным и дерзким, как у Андерсена, а превращается в подобие Алекса из «Заводного апельсина», творящего старое доброе ultranasilie.

Кругом, возможно, бог
При этом постановка густо замешана на теме религии. Конечно, этого достаточно и в тексте Андерсена, недаром он Христиан, но режиссёр Рената Сотириади предлагает интересные новации.
Например, вот как описывает похищение Кая Снежной королевой классический перевод: «Он совсем не боялся её и рассказал, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ. И тогда ему показалось, что на самом-­то деле он знает совсем мало».
В спектакле это происходит несколько иначе: Кай пытается спастись от королевы молитвой, но не может её вспомнить и вместо этого беспомощно и нелепо произносит таблицу умножения.
Более того, позднее эта сцена дублируется в эпизоде, где уже Герда побеждает злые ветры всё той же молитвой, которую, в отличие от своего названого брата, помнит назубок. Так что Сотириади довольно своеобразно расставляет приоритеты детей.

Герда отправляется в Лапландию.

Ну, а псалом «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа», который в конце помогает забывшему родных Каю узнать Герду, здесь превратился в навязчивую песенку.

Жанровая чехарда
И да, с какого-­то момента сказка становится полумюзиклом. Вообще, режиссура показалась очень эклектичной. Постановка скачет от мрачной сказки к развесёлой пляске, от притчи — к детскому утреннику.
Сценография выглядит странно, но достаточно любопытно. Выделяются ярко-­барочный Сад забвения и атмосферная Лапландия.
А вот идея сделать из Снежной королевы анимацию не кажется очень удачной. Вероятно, образ, взятый из советского мульт­фильма, ​это подмигивание взрослым, ведь дети вряд ли его смотрели.
Впрочем, возможно, это метафора какой-­то особенной, нечеловеческой природы зла.

Танцевальный марафон
А ещё в спектакле множество странных танцев.
Хореографическая вакханалия начинается с пляски ворона и вороны. И если первый ещё вполне напоминает эксцентричного, но милого персонажа детской сказки, то ворона двигается так, словно юморист Александр Песков под веществами пародирует Людмилу Гурченко.
Потом вахту у птиц принимает конь, задорно танцующий под битбокс. Я ни разу не был на матчах ЦСКА, но думаю, в перерывах там происходит нечто похожее. А завершает постановку общий танец, во время которого над персонажами хлопает крыльями ангел с огромным мечом.
Об актёрах сказать что-­то определённое сложно, ведь играли они «для детей», не балуя публику тонкостью красок. Впрочем, озвучка Снежной королевы в исполнении Ефременко неплоха, статная и мудрая лапландка – ­Никифорова ​тоже. А Маленькая разбойница (Короткова) показала даже развитие персонажа.
«Снежная королева» — ​явно не из тех спектаклей, которые заинтересуют родителей. А вот детям может понравиться. Особенно совсем маленьким. Особенно — танцующий конь. 

Даниил Марченко. Фото Вадима РЫБАКОВА.
Опубликовано: 30.12.2019 10:45 0 1269
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев