Ради жены пожертвовал зубом

О том, что происходило в Калуге в начале ХIХ века, можно узнать из записей поэта и чиновника Юрия Нелединского-­Мелецкого, который последние годы жизни провёл в нашем городе.
27.12.2019, 16:26
0 1949
Татьяна СВЕТЛОВА.

О том, что происходило в Калуге в начале ХIХ века, можно узнать из записей поэта и чиновника Юрия Нелединского-­Мелецкого, который последние годы жизни провёл в нашем городе.

Нелединские-­Мелецкие всегда занимали высокое положение, а государи жаловали им поместья. Считается, что они происходят от «мужа королевского рода» Станислава Мелецкого (в крещении — Михаила), который в начале XV века приехал из Польши на службу к Великому князю Московскому Василию II. Позже его сын владел вотчинами на реке Нелединке и стал потому называться Нелединским.

Воспитывали бабушки
6 сентября 1751 года в семье Александра Нелединского-­Мелецкого и его жены Татьяны Александровны (Куракиной) родился сын Юрий. Он рано осиротел — ​мать умерла, когда мальчику не было и трёх лет. Отец воспитанием ребёнка не занимался, подолгу жил за границей. Маленького Юрия отдали жившей в Москве бабушке по отцовской линии Анне Ивановне Талызиной, придерживающейся патриархальных методов воспитания. Наставником мальчика стал француз Де Пексон. Юрий прожил в Москве 12 лет, а когда бабушка умерла, переехал в Петербург к бабушке по материнской линии, княгине Александре Ивановне Куракиной, у которой жили семеро её внуков и куча других родственников. Здесь уже больше придерживались европейских взглядов. У Куракиных бывал и будущий император Павел Петрович, с которым у Юрия Нелединского сложились дружеские отношения.

Женился на ­калужанке
Когда Юрию Нелединскому исполняется 18 лет, он с со своими двоюродными братьями Куракиными едет учиться в Страсбургский университет. Но через год приставленный к нему гувернёр пожаловался на своего воспитанника, и Юрия вернули в Санкт-­Петербург. Здесь он поступает на военную службу, куда его записали ещё 6-летним ребёнком. Военная карьера складывается весьма удачно. В свободное время он ведёт переписку с петербургскими дамами. Сочиняет много любовных стихов и романсов, которые становятся популярными. Ходят слухи, что Нелединский тайно влюблён. Но он не признаётся и имя своей избранницы скрывает даже от друзей.
Военная служба Нелединского-­Мелецкого продолжалась 14 лет. В 1785 году он выходит в отставку в чине полковника. Обосновывается в Москве и женится на княжне Екатерине Николаевне Хованской, выпускнице Смольного института благородных девиц, дочери калужского генерал-­губернатора Николая Николаевича Хованского.


Екатерина Хованская (справа), ​жена Юрия Нелединского-­Мелецкого, была родом из Калуги.

Сергей Нелединский-­Мелецкий тоже женился на калужанке.

Боялся потревожить жену
Князь Пётр Андре­евич Вяземский писал о Нелединском-­Мелецком: «Он нежно любил жену свою и во многих отношениях был примерный муж и чадолюбивый семьянин. Жена его была существо кроткое, преданное, малосильное и болезненное. Кто видал Нелединского в домашнем быту, тот знает, с какою постоянною и нежною попечительностию ухаживал он за нею, лелеял, берёг её, как больное и многолюбимое дитя… Когда вследствие постигшего его паралича пролежал он двое суток в нашем доме, то устроил так, что отсутствие его не могло испугать её… Лёжа у нас, он кое-как написал ей, что заигрался в карты с вечера до позднего утра и должен был с игры ехать прямо в сенат, а из сената — опять на игру, ещё не конченную. На другой день — ​та же уловка. Добрая жена, привыкшая верить мужу, который в таких случаях её постоянно и благодетельно обманывал, не имела беспокойства… Однажды она страдала сильною зубною болью и не могла решиться отдать себя в руки зубного врача. Чтобы ободрить её, Нелединский притворился, что и у него болит зуб, и в глазах её отдал на жертву зубного врача свой, вероятно, не совершенно здоровый зуб, но который ещё мог бы долго оставаться на месте».
Писал популярные песни
После свадьбы Нелединский-­Мелецкий служит директором открывшегося Главного народного училища. А когда в 1796 году на престол восходит император Павел І, который с детства знал Нелединского, его назначают статс-­секретарём прошений. Но из-­за придворных интриг Нелединский попал в опалу и был отстранён от должности. На службу его вновь приняли только через два года, при этом пожаловали в тайные советники и определили сенатором в Москву. Юрий Александрович пользовался расположением императрицы Марии Фёдоровны, которая поручает ему заведовать учебной частью Московского училища ордена Св. Екатерины и училища мещанских девиц.
Поэзией Нелединский-­Мелецкий занимался между дел, на досуге. Он автор очень модной в то время песни «Вый­ду ль я на реченьку» — по словам князя Вяземского, её пели и «красавицы высшего общества, и поселянки среди полевых трудов». Писал оды, дружеские и любовные послания, стихи. И много песен в народном стиле: «Милая вечор сидела…» «Ох, тошно мне», «Свидетели тоски моей…», которые пользовались большой популярностью.
Когда всерьёз заболевает жена, Юрий Александрович просит перевести его в Санкт-Петербург. В феврале 1813 года поступает на службу в сенат и в совет Общества благородных девиц. 3 апреля 1813 года его жена Екатерина Хованская умирает.
Переехал в Калугу
У Нелединского-­Мелецкого и Екатерины Хованской было трое детей: сын и две дочери. Старшая, Аграфена Юрьевна, вышла замуж за сенатора, тайного советника, князя Александра Петровича Оболенского. Жила в Калуге, родила 12 детей.
В 1826 году Нелединский-­Мелецкий вышел в отставку и поселился в Калуге, у дочери Аграфены. Много времени проводил в деревянном одноэтажном флигеле в Загородном саду, где располагалась дача губернатора. В этом флигеле позже жил Гоголь.
Умер Юрий Александрович Нелединский-­Мелецкий 13 февраля 1829 года от водянки. А через два дня после его смерти от воспаления лёгких скончалась и дочь Аграфена. Похоронили их вместе, под одной плитой, на кладбище Лаврентьева монастыря, в усыпальнице князей Оболенских.
У сына наследников не было
Вторая дочь Нелединского-Мелецкого — ​Софья Юрьевна — ​была замужем за действительным статским советником Фёдором Васильевичем Самариным, у них родилось 9 детей.
А сын Сергей — ​участник Отечественной вой­ны 1812 года, с 1827 года жил в Калуге. Он женился на Марии Сергеевне Тиличеевой, дочери председателя Уголовной палаты, племяннице директора театра. Молодые поселились в доме жены (нынешняя ул. Ленина, 62). Детей у них не было. Для продолжения рода Сергей просил, чтобы его племяннику, князю Сергею Оболенскому, разрешили принять фамилию Оболенский-­Нелединский-­Мелецкий.
Поговаривали, что Сергей Нелединский-­Мелецкий был членом тайного общества, масоном, за что губернаторша Александра Смирнова-­Россет назвала его развратнейшим человеком. Однако все обвинения с него сняли. Сергей организовал в Калуге оркестр, дирижировал им. Его супруга занималась благотворительностью. 
Сергея Нелединского-­Мелецкого похоронили на кладбище Крестовского монастыря. Мария Сергеевна пережила супруга на пять лет и упокоилась на Пятницком кладбище. 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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