«Папа с мамой познакомились и купили Деда Мороза»
Калужанка Эльвира Тюрина рассказала потрясающую новогоднюю историю.
— Когда я достала с полки старого Дед Мороза, мама вдруг говорит: «Знаешь, а ведь ему где-то 60 лет!», — рассказывает Эльвира. — Мы стали вспоминать, как он появился в нашем доме. Оказалось, это была первая совместная покупка мамы и папы на их первый Новый год.
Первая покупка — Дед Мороз
— Моя мама Людмила приехала в Калугу из Владимира, потому что здесь жили родственники. Приехала она со своей мамой (моей бабушкой), которая была инвалидом: во время войны заболела гриппом, и у неё отказали ноги. Лекарств не было, стали делать пункцию, и неудачно. Бабушка всегда говорила, что грипп — самая страшная болезнь, потому что неизвестно, какие осложнения даст. В Калуге мама с бабушкой снимали то одну квартиру, то другую, голодали. Тяжёлое время было.
А с моим будущим папой Львом Васильевичем мама познакомилась на одном из танцевальных вечеров. Он калужанин — на улице Московской, напротив тогдашней школы № 14 у его семьи был собственный бревенчатый двухэтажный дом. Семья была зажиточной, купеческой. Но потом их оттуда выселили, дали дом поменьше и попроще.
Мама и папа работали на заводе, который они называли Периметрическим. Мама рассказывала, что у неё не было хороших туфель и она подкладывала вместо стельки картонку и закрашивала её, чтобы дырок на протёртой подошве не было видно. Так и ходила на танцы. Но она была очень хорошенькая — отец как увидел её, сразу влюбился. Поженились они совсем молодыми, 20-летними. Папа не смотрел на то, что у его невесты нет приданого да ещё и мать инвалид, любил её страшно всю жизнь!
И через некоторое время после знакомства, накануне Нового года они зашли в магазин и купили этого Деда Мороза. Он всегда стоял у нас под ёлкой. В одной руке — посох, а под мышкой — коробка, типа мешок с подарками. Мне казалось, что в этой коробочке действительно спрятан подарок, я её постоянно пыталась вытащить. Ни коробка, ни посох, к сожалению, не сохранились.
Эльвира Тюрина и сейчас ставит маминого Деда Мороза под ёлку
Мама собирала фантики
— Ёлка у нас всегда была живая, огромная, под потолок, иногда даже не могли наконечник надеть, приходилось подпиливать. Её приносил отец, долго выбирал на ёлочном базаре, потом очень тщательно устанавливал. Брал бак для кипячения, насыпал туда песок, поливал его водой и ставил ёлку прямо с крестовиной. Ещё и к ручкам бака привязывал, чтобы прямо стояла. Долго возился, но оно того стоило! Комната была маленькая, и ёлка занимала весь угол. Отодвигался диван, стол… Был целый торжественный ритуал. Помню запах хвои, мандаринов, как мы все вместе вешаем игрушки. А бусы какие были! Я должна была их все перемерить. Наряжалась, цепляла на себя эти бусы с ёлки. А мама к Новому году собирала блестящие фантики от конфет, фольгу. И вечером, когда нас с братом уже укладывали спать, она садилась и заворачивала в эти блестяшки грецкие орехи, привязывала бантики и подвешивала их на ёлку. И так же — мандарины и конфеты. Это было что-то! А ещё мандарины клали под ёлку. Их запах разносился по всей квартире!
К Новому году мне шили костюмы из марли — дома её называли «марлица». Покупалось всегда много, через неё и белье гладили, и тесто ею сверху накрывали. Брали белую простынь, резали и шили наряд, а сверху — чехол из марли с пришитыми к ней снежинками. Делали корону на широкой резинке. Мама покупала мне в Москве белые колготки. Я всё это надевала и думала: «Я самая красивая на свете!» При этом родители ведь работали — и мама, и папа. Когда только всё успевали!
Пекли таз пирогов
— На праздник у нас собирались гости. У отца было 3 брата, они с семьями к нам приходили. Мама с бабушкой думали, что приготовить. Ну, «Оливье» — понятно, икры не было, и они мелко-мелко тёрли селёдку, плавленый сыр «Дружба», морковку, перемешивали всё и говорили, что это икра. На хлебушек её мажешь, очень вкусно. Ещё у нас всегда были сушёные грибы, родители — заядлые грибники. Бабушка их размачивала и делала грибную икру: грибы мелко резала, жарила лук, добавляла желток. М-м-м... И обязательно пироги! Много пирогов с разными начинками: лук с яйцом, рис с мясом, варенье. Бабушка каждый раз сетовала: «Что-то у меня с вареньем опять не получились». Оно вытекало. Но готовили целый таз пирогов, и делали это легко, кайфово, с настроением!
Когда гости приходили, мы с братом Павлом читали стихи. На стульчик становились, ждали этого момента, ещё толкали друг друга, чтобы первым рассказать. Потом пели песни, прибаутки, брат любил исполнять «Яблочко», а я в это время пускалась вприсядку. Все нам хлопали, вручали конфеты. Было так здорово!
Подарки под ёлочкой
— Новый год мы, дети, не встречали. Нас укладывали спать, но говорили: «Дед Мороз приходит ночью, он не будет вас будить. Проснётесь и увидите, что он вам принесёт». Рано-рано утром — ещё темно — мы с братом в пижамах бежим к ёлке смотреть подарки. На заводах тогда давали сладкие подарки и папе, и маме, поэтому нам с братом доставалась аж по два. И мы раскладывали: тут — шоколадные конфеты (ещё были шоколадки «пралине», очень мне нравились), тут — ириски, тут — леденцы, грецкие орехи, мандарины. И принимались всё пробовать. Шоколадные конфеты были редкостью, и в первую очередь хотелось съесть шоколадную, но начинали мы почему-то с ирисок. Шоколадные оставляли на потом, ели их последними. Брат таскал у меня конфеты — он сластёна — и съедал, а я плакала, потому что у меня всё должно было лежать в сохранности.
Поменялись ролями
— Отец на Новый год пытался наряжаться Дедом Морозом. Но мы его всегда узнавали. И однажды родители решили запутать нас и нарядиться по-другому. Мама стала Дедом Морозом, а папа — Снегурочкой. Когда мы их увидели, у нас был шок — не узнали. Папа всё-такие выше мамы, и, когда вошла эта «Снегурочка», у нас глаза стали по пять копеек! Так он ещё пытался и говорить голосом Снегурочки. А мама — басом, как Дед Мороз. Они, видимо, ещё винца немного выпили, вошли в раж и говорят: «А пошли гулять!» И мы пошли на улицу. Все прохожие останавливаются, и они всех поздравляют. Люди хохочут. А мы с братом испугались, не можем понять, куда нас ведут и кто это такие. Потом до того дохохотались, что поскользнулись и упали. Сначала — Снегурочка, а за ней и Дед Мороз. Наряды слетели, и тогда мы узнали своих родителей. Вот это я запомнила на всю жизнь! Они, конечно, умели создавать новогоднее, праздничное настроение, умели удивлять! Было просто замечательное время!
Встречайте Новый год красивыми
— И я теперь каждый год ставлю под ёлку маминого старого Деда Мороза, потому что это её память, её впечатления. У нас есть и новые Деды Морозы, они тоже стоят под ёлкой, но этот — особенный, мы его бережём.
На Новый год приезжают мои дочки, и у нас есть традиция — ровно в 12 часов, когда пьём шампанское и кричим: «Ура», начинаем дарить другу подарки. Всегда встречаем Новый год в нарядных платьях, туфлях и с причёской. Так меня приучила мама — к новогоднему столу выходить красивой! А потом идём гулять с хлопушками, бенгальскими огнями. С наступающим вас Новым годом!