Шафером на свадьбе был Пушкин
Шесть лет в Калуге жила одна из самых известных светских красавиц Александра Осиповна Смирнова-Россет. В 1845 году Калужским губернатором был назначен Николай Михайлович Смирнов. В наш город он приехал с женой Александрой Осиповной и тремя дочерьми.
Осталась сиротой
Александра Осиповна Россет родилась 6 марта 1809 года в Одессе. Её отец, Осип Иванович Россет, — француз, принявший русское подданство. Он служил комендантом одесского порта. Мать, Надежда Ивановна Лорер (сестра декабриста Лорера), происходила из дворянской семьи херсонских помещиков. Александра — старшая из детей, у неё было ещё четыре брата.
Мемуары Александры Осиповны впоследствии полностью сфальсифицировала её дочь Ольга, у которой был похожий почерк. Но в начале ХХ века удалось восстановить подлинник.
Глава семьи, Осип Иванович, умер в конце 1813 года от чумы. Александре не было ещё и 6 лет. Мать очень быстро вновь вышла замуж за Ивана Карловича Арнольди. Александра Осиповна писала: «Маменька…на возвратном пути встретила полковника Арнольди на станции. Чем пленилась, для меня непонятно, только через три дня она вышла за него замуж. Кобле её назвал злодейкой и рвал на себе волосы. Ланжерон тоже. Он его иначе не называл, как хромой чёрт».
После свадьбы детей отдали на воспитание бабушке, Екатерине Лорер, в имение под Николаевом. Позже мальчики учились в Петербурге в Пажеском корпусе, а Александра — в Екатерининском институте.
В 1826 году мать Александры, Надежда Ивановна, скончалась. Дети остались без средств к существованию, имущество было завещано детям от второго брака. Александре в то время было 17 лет, её братьям — и того меньше. Императрица берёт девушку в свои фрейлины и выделяет ей небольшую комнатку в императорском дворце. Россет прекрасно образованна, остра на язык, увлекается литературой, имеет своё мнение по многим вопросам. Вокруг неё стали собираться поклонники: поэты, писатели, влиятельные персоны Петербурга.
Пригласила на танец
В 1828 году Россет познакомилась с Пушкиным. Она вспоминала это так: «К концу года Петербург проснулся, начали давать маленькие вечера. Первый танцевальный был у Элизы Хитровой. Она приехала из-за границы с дочерью, графиней Тизенгаузен, за которую будто сватался прусский король… Пушкин был на этом вечере и стоял в уголке, за другими кавалерами. Мы все были в чёрных платьях. Я сказала Стефани: «Мне ужасно хочется танцевать с Пушкиным». «Хорошо, я его выберу в мазурке» — и точно подошла к нему. Он бросил шляпу и пошёл за ней. Танцевать он не умел. Потом я его выбрала…»
Позже она признавалась, что никогда не ценила Пушкина и не пользовалась его вниманием. Но они много общались.
«Тут они оба (Пушкин и Жуковский) взяли привычку приходить ко мне по вечерам, т.е. перед собранием у императрицы, назначенным к 9 часам, — вспоминала Александра Осиповна. — Пушкин писал свои сказки, с увлечением… тотчас нас зазывал к себе… На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике — графин с водой, лёд и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым. Волоса его обыкновенно ещё были мокры после утренней ванны и вились на висках; книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара, но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука. Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон и привирал всякую чепуху насчёт своей соседки, графини Ламберт. Иногда читал нам отрывки из своих сказок и очень серьёзно спрашивал нашего мнения. Он восхищался заглавием одной: «Поп — толоконный лоб и служитель его Балда». «Это так дома можно, — говорил он, — а ведь цензура не пропустит!»
Брак по расчёту
11 января 1832 года Александра вышла замуж за богатого чиновника, Николая Михайловича Смирнова, который служил дипломатом в Италии и подолгу жил за границей.
Брак по расчёту — как выразилась сама Россет, «продала себя за шесть тысяч душ для братьев». Современники писали о Смирнове так: «Юноша лысоват, волосы у него прямые, редкие. Кудри, оказывается, были завитые. Нет у него физиономии и значительности… На лице, словно навсегда, застыла глуповатая улыбка».
Смирнов дружил с Пушкиным. И на свадьбе Александры и Николая, которую сыграли в Зимнем дворце, поэт был шафером.
Вскоре Смирнова направили в Европу, куда он поехал с женой. Известие о гибели Пушкина застало их в Париже. К Смирновым на обед приехал Андрей Карамзин, ему прямо за столом вручили срочное письмо с печальной новостью. Александра Осиповна рыдала.
Не любила провинцию
13 июня 1845 года Смирнова назначили губернатором в Калугу. В должность он вступил 28 августа. Во время его управления губернией были учреждены промышленные и сельскохозяйственные ярмарки, Березуйский овраг засажен деревьями, разбита Золотая аллея, замощены улицы, а купеческие лавки на Каменном мосту снесены, и оттуда стало возможным любоваться на Оку.
Краевед, Дмитрий Малинин, отмечал, что губернаторша стремилась «оживить провинциальную тишину и внести в затхлую обыденную атмосферу свежие струи общечеловеческих интересов». В губернаторском доме гостили Михаил Щепкин, Виссарион Белинский, Алексей Толстой, Юрий Самарин, семья Аксаковых.
В Калуге в 1847 году у Смирновых рождается сын Михаил. С детьми занимались няньки и гувернантка. Александра Осиповна неуютно чувствовала себя в провинции. В своих письмах к Ростопчиной она отмечает: «Ты спросишь, что такое Калуга? Калуга есть место, где работают в поте лица: вот всё, что могу тебе о ней сказать». Губернаторше постоянно приходилось принимать посетителей и выслушивать разные дрязги и пересуды. Однако ей это было любопытно. Иван Аксаков вспоминал об Александре Осиповне: «Помирает со смеху надо всем, что видит и встречает, называет всех животными, уродами, удивляется, как можно дышать в провинции».
Дружила с Гоголем
По приглашению Смирновой летом 1849 года в Калугу впервые приехал Гоголь, с которым они были в приятельских отношениях. Его сопровождали братья Александры Осиповны, Лев Арнольди и Климентий Россет- Арнольди, который писал, что его попутчик отправился в путешествие с маленьким чемоданчиком и большим портфелем, где лежал черновик второго тома «Мёртвых душ», и не расставался с портфелем ни на минуту.
Гоголь занял три комнаты во флигеле, который находился недалеко от губернаторского дома. Николай Васильевич много работал, завтрак ему подавали прямо во флигель. Обедать ходил к Смирновым, при этом всегда принаряжался. А потом любил прогуляться, заглянуть в местные книжные лавки.
Гостил Гоголь и в имении Смирновых Бегичево. Уверяют, что в Калуге он даже прочёл несколько глав из второго тома «Мёртвых душ».
***
Калужский период Смирновых закончился в 1851 году. После этого Николай Михайлович был ещё губернатором Санкт-Петербурга, затем работал в Москве. Умер в 1870 году. Похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.
Александра Осиповна скончалась в 1882 году в Париже от воспаления лёгких. Согласно завещанию, её похоронили в Москве, в некрополе Донского монастыря.