Шекспировские гравюры из имения князей Горчаковых

Татьяна СВЕТЛОВА. Фото автора.
Опубликовано: 10.12.2019 16:36 0 1274
Шекспировские гравюры из имения князей Горчаковых

Впервые их можно увидеть в Музее изобразительных искусств.

Богатая коллекция
Имение Барятино (Борятино) находится недалеко от Тарусы. В XVII веке принадлежало князьям Барятинским. Потом его продали воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну. А во второй половине XIX века владельцами имения стали родственники Голицыных: ​Дмитрий Сергеевич и Вера Ивановна Горчаковы.
Дмитрия Сергеевича современники вспоминали так: «Во всей его внешности чувствовалась горячая кровь и сквозила истинно военная, боевая жилка. Он был роста высокого, осанки богатырской, держался стройно, даже несколько закидывая назад голову, в движениях был скор и порывист, лицо имел выразительное… Речь его была откровенная, правдивая и смелая… Лихой наездник, ловкий в танцах, всегда изящный в приёмах и неизменный поклонник красоты, он привлекал к себе сочувствие женских сердец… 

Гравюра Питера Саймона с картины Джеймса Норткота «Ромео и Джульета». Сцена пробуждения Джульеты в склепе.

Быстро воспламенялся он и молодым порывом принимал многое к сердцу, обращая внимание на оттенки людских отношений».
В 1867 году Горчаков вышел в отставку. Они с женой переехали в тарусскую деревню и стали приводить имение в порядок. Собирали картины, книги, гравюры, предметы искусства. Вера Ивановна писала матери: «Дом нельзя узнать: настолько он похорошел… Мы теперь заняты развешиванием картин и проводим весь день на новом балконе, который украшен растениями и цветами». Вкус у Горчаковых был отменный, в искусстве разбирались хорошо. В доме имелось много ценностей. Все, кто сюда приезжал, отмечали великолепную коллекцию.
Дмитрий Сергеевич Горчаков скончался 26 апреля 1907 года. Имение перешло его сыну Сергею Дмитриевичу, одно время занимавшему пост калужского губернатора. Он продолжал пополнять родительскую коллекцию. Известно, что его жена Анна Евграфовна любила и коллекционировала гравюры.
После революции 1917 года Сергей Дмитриевич Горчаков некоторое время работал в редакции одного из московских журналов, но вскоре был арестован. Умер в ссылке в Тобольской губернии. Анну Евграфовну арестовали в 1918 году и расстреляли «при попытке к бегству». Коллекцию имения национализировали.
Впервые в Калужском музее изобразительных искусств до 19 января можно увидеть некоторые гравюры из имения Горчаковых. Это работы английских и немецких мастеров XVIII–​XIX вв., иллюстрации к произведениям Шекспира «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Зимняя сказка», «Как вам это понравится», «Два веронца».

Гравюры стоили дороже картин
— Иллюстрируя произведения Шекспира, художники могут изобразить и накал страстей, и какую-то экстремальную ситуацию, в которую попал человек. Поэтому им они всегда были интересны, — ​говорит куратор выставки «Шекспировская галерея», хранитель гравюр Калужского музея изобразительных искусств Марина ЗВЕРЕВА. — 2019-й ​не только Год театра и 455-летия Шекспира, отмечается ещё одна дата: 300 лет со дня создания так называемой Шекспировской галереи Бойделла. И английские гравюры, которые вы здесь видите, это ​проект художника, гравёра Джона Бойделла. У Бойделла не совсем обычная судьба. Сначала он пошёл по стопам отца и до 21 года был землемером. Впервые увидев гравюры, так впечатлился ими, что поступил в подмастерья к гравёрам. Затем окончил академию художеств. Очень быстро начал печатать работы и имел большой успех. Его гравюры были необычны, например, он делал пейзажи Лондона. Задумал сделать «Книгу мостов», в которой на каждой странице изображался бы какой-нибудь лондонский мост. Эти гравюры продавались не только в Англии, но и во Франции, причём ценились там очень высоко.

Работа Роберта Тью с картины Уильяма Гамильтона «Зимняя сказка». Гермиона является своему мужу.

Как-то за обедом в кругу друзей — ​поэтов, художников, философов Бойделл стал обсуждать идею издания и иллюстрации всех пьес Шекспира. В то время шекспировские пьесы шли очень успешно, с начала ХVIII века был просто бум, но их достаточно произвольно интерпретировали. Например, пьеса «Ромео и Джульетта» могла закончиться вполне счастливо. Бойделл же хотел вернуться к оригиналу. И через неделю была оглашена идея создания Шекспировской галереи, ​постоянно действующей экспозиции живописных работ и гравюр. Бойделл купил двухэтажное здание в центре Лондона. Внизу размещались гравюры, а вверху — ​картины. Гравюры, кстати, в то время были дороже живописи. Бойделл заказывал картины с шекспировскими сюжетами у знаменитейшего художника Генриха Фюссли, который получал за одну такую работу 230 фунтов, а Питер Саймон, гравировавший эту картину,— 315 фунтов.

Питер Саймон. С картины Джона Опи «Зимняя сказка». Король Леонт велит Антигону отвезти младенца в глушь и бросить там.

Резцовую гравюру могли делать и полгода, офорт — ​быстрее. Но, прежде чем изготовить, её приходилось перерисовывать в зеркальном варианте. Были и рисовальщики. Использовались разные техники. Например, резцом фактуру бархата не передать, применялась изысканная техника меццо-тинто (мастер не наносит линии и точки, а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности). Работа очень искусная, тонкая.
Шекспировская галерея просуществовала до 1804 года. Многие картины были утрачены. Разра­зилась война с Францией. Бойделл стал терпеть убытки, и работы распродали. 

Татьяна СВЕТЛОВА. Фото автора.
Опубликовано: 10.12.2019 16:36 0 1274
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев