Транспортная революция грядёт уже скоро

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото автора.
Опубликовано: 10.12.2019 15:42 0 898
Транспортная революция грядёт уже скоро

 Калужан ходят пересадить с «Газелей» и «Пазиков» на транспорт большей вместимости, через весь город проложить велодорожки, на Правом построить развязку, а несколько улиц сделать односторонними.

На прошлой неделе свершилось то, о чём чиновники говорят последние несколько лет: ​воронежская организация ООО «ДорМостПроект» представила программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Калуги.
Напомним, что эта компания выиграла тендер на разработку проекта, сбив изначальную цену в 19 млн. 400 тыс. руб­лей до 10 млн. 400 тыс. руб­лей.
Подобие общественных слушаний прошли в среду, 4 декабря, в «Точке кипения». Так как это был будний день и об обсуждении стало известно лишь накануне, «покипеть» пришло лишь несколько человек. Большую же часть аудитории составляли чиновники и сами проектировщики. Но ни те, ни другие, как оказалось, отвечать на многие вопросы не хотят, да и не видят в этом смысла.
Болевые точки
Горожанам показали комплексную схему организации дорожного движения. Директор компании-­подрядчика Андрей ПАРШКОВ заверил, что проект разрабатывался на основе массы показателей. В частности, учитывалось, в каком районе Калуги сколько людей проживает, где они работают, обучаются, отдыхают.
Сам проект занимает более 3000 страниц, горожанам представили лишь выдержки из него.
Сначала проектировщики рассказали о наболевшем. Из-­за слабой развитости дублирующих и кольцевых транспортных связей города повышенным спросом пользуются основные магистральные улицы в центре, что приводит к заторам. Также в Калуге существует проблема запаркованности улиц, слабо развита пешеходная инфраструктура, а велосипедная и вовсе не развита. Всего в городе насчитали 81 напряжённую точку.
— Большая часть улиц либо частично соответствует, либо не соответствует вовсе той дорожной ситуации, которая сложилась, — ​сообщил директор компании. — ​Улицы мы рекомендовали к реконструкции либо к внедрению на них мероприятий в короткие сроки.
В частности, предлагается по улице Путейской — ​на участке от улицы Московской до Синих мостов — ​запретить проезд грузового транспорта. Тарутинскую хотят расширить — ​на участке от улицы Радищева до улицы Зерновой — ​до четырёх полос для устройства дополнительной полосы левоповоротного движения на улицу Зерновую.
Предлагается запретить левый поворот с улицы Кирова на улицу Московскую со стороны улицы Ленина. Запретить левый поворот с улицы Московской на улицу Кирова со стороны улицы Суворова.
Проектировщики считают, что необходимо увеличить зону запрета парковки на 50 метров по улице Кирова на подходе к перекрестку со стороны площади Театральной.
А на пересечении Тульского шоссе и улицы Генерала Попова предлагают сделать развязку.
— Когда рассчитывался узел пересечения улицы Генерала Попова и Тульского шоссе, учитывалось ли недавнее возникновение там предприятия общественного питания? — по​интересовался журналист Дмитрий ЧЕНЦОВ.
— По первому анализу оно не будет влиять, — ​ответил проектировщик.
Начальник УГИБДД по Калуге Алексей МОСКАЛЕНКО напомнил, что дорожные полицейские предлагали сначала подготовить проект развязки, а уж только потом возводить ресторан быстрого питания.
— Это проект локальный. Его нужно отдельно рассматривать, — ​ответил проектировщик. — ​Развязка смещается на юг.
— Она там не проходит. Если придётся другую проектировать, будет ли американский ресторан мешать? ​Да или нет? Вы можете ответить? — ​настаивал Москаленко.
— Для этого нам надо знать форму ­развязки, — ​ответил проектировщик. — ​Мы работаем в текущей ситуации.
Умные светофоры
Одно из предложений — ​внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением. Светофоры будут сами адаптировать режимы работы в зависимости от сложившейся дорожно-­транспортной ситуации. Датчики определяют длину ­пробок и оптимизиру­­ют циклы. Предлагается внедрить такие свето­форы в четырёх зонах:
на улицах Генерала Попова и Фомушина,
на улице Московской,
на улицах Калуга-Бор и Анненки,
на Тульском шоссе.
Снизить скорость
На ряде улиц также считают нужным ограничить скоростной ­режим. Так, со скоростью до 40 км/ч предлагают ездить по улицам:

  • Огарёва — ​от улицы Воронина до улицы Герцена;
  • Рылеева — ​на участке от улицы Труда до улицы Суворова;
  • Герцена — ​от улицы Труда до улицы Суворова;
  • Маршала Жукова — ​от улицы Болотникова до улицы Максима Горького.
  • Со скоростью 50 км/ч по улицам:
  • Карла Либкнехта — ​от Грабцевского шоссе до улицы Ленина;
  • Маршала Жукова — от площади Маяковского до улицы Болотникова.

Чтобы автомобилисты не превышали скоростной режим, на этих улицах предлагают установить не только дорожные знаки, но и камеры фотовидеофиксации.
Эта идея немного удивила автомобилистов, ведь уже сейчас на ряде названных улиц машины тащатся, как черепахи.
— Создаётся впечатление, что проектировщики — ​теоретики. Не были на улице Огарёва. Там и так быстрее не поедешь из-­за лежащих полицейских! — ​сказал один из читателей нашего сайта.
— По Жукова больше 40 только ночью можно проехать! — ​отмечает ещё один калужанин.
Односторонними должны стать улицы:

  • Циолковского;
  • Дарвина — ​от улицы Театральной до улицы Ленина;
  • Чебышева — ​от улицы Театральной до улицы Достоевского;
  • Плеханова — ​от улицы Георгиевской до улицы Дзержинского;
  • Максима Горького — ​от улицы Никитина;
  • Фридриха Энгельса — ​от улицы Суворова в сторону улицы Никитина.
  • Улицу Достоевского проектировщики наоборот хотят сделать двухсторонней.

Пересесть на велосипеды
В ходе социологического опроса разработчики выяснили, что калужане с удовольствием бы пользовались велосипедами, да велодорожек нет.
Специалисты предлагают организовывать их не совместно с проезжей частью, а там, где это позволяет тротуар.
Они уверены, что это предложение нужно реализовывать в несколько этапов, тогда к 2035 году в городе появится более 41 км велодорожек.
Ни проехать ни пройти
Общаясь с калужанами, воронежцы выяснили, что где-­то машины мешают пройти по улицам, где-­то в городе разбиты тротуары, не в полной мере обеспечена безопасность школьников на подходе к учебным заведениям.
— Волнующий всех вопрос парковок также был проработан. Зачастую проблема связана не с тем, что парковочного пространства нет, а с хао­тичным характером парковки: ​бросают машины как попало, — ​сказал Паршков.
Проект также предполагает, что Окская ветка станет дорогой. Хотя её судьба до сих пор не решена. Также разработчики заверили, что в проекте учтено желание сделать улицу Театральной полностью пешеходной.
Журналист Кирилл ГУСЕВ напомнил, что генплан Калуги был принят в 2011 году, но до сих пор нет чёткого понимания, будет ли реализована транспортная система, которая в нём отмечена.
— Набережная Оки. У вас подсвечено, что там будет дорога, —­ ​отметил Гусев. — ​И вы её во многих расчётах используете. Но сейчас этот вопрос обсуждается, будет там дорога или не будет её никогда. То же самое касается многих других транспортных связей, которые были заложены в генплан, но пока никто не понимает, за чей счёт и когда они будут реализованы.
— Документы планирования ложатся в основу прогнозов, — ​ответил проектировщик.
— Разработчики учтут все замечания, они подписывают гарантийные обязательства сопровождать все работы в течение года как минимум, — ​подвёл итог разговора и. о. ­начальника Управления городского хозяйства Игорь БУГАЕНКО.


«Кастрация» маршрутов
Поделились проектировщики и планами по модернизации существующей схемы организации движения общественного транспорта Калуги.
Проблема в городе назрела давно. Маршрутки, как и троллейбусы, ходят чёрт-те как по известному только им одним расписанию. Льготные автобусы часто выходят из строя. И пожилые люди, порой, часами стоят на остановке в ожидании заветной «ласточки». Дождаться хоть какого-­то транспорта после девяти часов вечера в ряде микрорайонов просто невозможно.
Качество перевозок — ​отдельная тема. В часы пик маршрутки на многих направлениях переполнены. Сколько в это время пассажиров набивается в транспорт, знает только водитель. Билеты выдаются лишь формально, расплатиться карточками невозможно. Состояние многих «Пазиков» столь плачевно, что остаётся только удивляться, как они всё ещё на ходу.
«Малышам» здесь не место
Разработчики изменений напомнили, что до некоторых улиц Калуги маршрутки не доезжают вовсе, а на центральных, наоборот, транспорт дублируется. Ленина, Кирова, Московская и Тульское шоссе перегружены общественным транспортом.
Они выяснили, что в будние дни в Калуге перевозится около 300 тысяч пассажиров, в выходные — ​около 196 тысяч. 89% пассажиров пользуются маршрутками и только 11% — троллейбусами.
Проектировщики предлагают заменить автобусы малой вместимости на транспорт большой и средней вместимости. При этом число троллейбусов — ​86 — оставляют без изменений. А вот число автобусов малой вместимости рекомендуют уменьшить на 260 единиц, автобусов средней вместимости — ​с 251 до 224, а число автобусов большой вместимости увеличить с 14 до 99.
— Благодаря транспорту большой вместимости можно уменьшить общее количество автобусов, работающих в сети. Это позволит снять часть нагрузки с центральных улиц, — ​заявили проектировщики.
Пять минут не утянут
Эту идею поддержали дорожные полицейские.
— Если это «Газель», то в ней не должно быть стоячих мест. Мы наказываем водителей, а они говорят: «Я не могу выгнать людей». Пассажиры продолжают нарушать массово. Нам надо что-­то делать, — ​сказал начальник УГИБДД по Калуге Алексей Москаленко.
— В городе должен быть общественный транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров с максимальным комфортом. Малый транспорт надуманно считается комфортным, —признаёт начальник Управления городского хозяйства Калуги Игорь Бугаенко. — ​В чём комфорт? На пять минут раньше по самому длинному маршруту смогут приехать на работу! Пять минут! Об этом говорит весь анализ. Не создаёт преимуществ этот транспорт. Конечно, мы не откажемся полностью от транспорта малой вместимости. Переход на новую модель перевозок будет поэтапный… Город будет переходить на автобусы более комфортабельные и более удобные для пассажиров. Кто хочет быстро ездить на работу, может такси вызвать или ездить на личном транспорте. Чтобы и бабушка спокойно могла вой­ти, и инвалид, и другие категории. Город не делает приоритетов в чью-либо сторону. Мы с удовольствием заключим контракт с любым перевозчиком, который будет создавать для наших пассажиров эти условия. Мы надеемся разгрузить улично-­дорожную сеть. Будет у нас не 10 «Газелей» ехать, а один красивый автобус большой вместимости.
— Если бы ещё у нас «Газели» ехали, а не стояли. К сожалению, у нас приезжают, останавливаются — ​одна, вторая, третья, десятая [маршрутка]. И по улице Кирова в часы пик проехать невозможно. На остановке общественного транспорта стоят одновременно 5–7 единиц, — ​добавил Москаленко.
Новые маршруты
Проектировщики предлагают изменить маршрут движения автобусов, задействовав улицы Степана Разина, Салтыкова-­Щедрина, Никитина, а также район скверопарка.
Новые остановки хотят установить, в частности, у микрорайона «Солнцеград» и Дома музыки, а также на территориях, которые ранее не обслуживались.
На презентации присутствовали перевозчики. Они хотели подробнее узнать, какие маршруты предлагают убрать из города. Но проектировщики и чиновники оказались не готовы это обсуждать. А вот сумму затрат на реализацию проекта, который рассчитан до 2035 года, озвучили. На всё про всё придётся потратить 15 миллиардов 888 миллионов руб­лей.
— Просим благословения принимать эту работу. Калуга не стоит на месте, она развивается, новые микрорайоны растут. Пассажиропоток сегодня один, завтра он другой, — ​сказал Бугаенко. 

  Личный взгляд 

 

«Формально правильно, а по существу издевательство». В последнее время цитировать вождя мировой революции в связи с событиями, происходящими в Калуге, хочется всё чаще. Взять ту же презентацию транспортной схемы. О дате и времени её проведения стало известно за день до мероприятия. Неудивительно, что большинство калужан о нём ничего не знало и в презентации не участвовало. Хотя в своё время городские власти обещали, что транспортная схема будет обсуждаться максимально широко.
Впрочем, даже у тех, кто смог-таки прийти на встречу, вопросов после неё стало ещё больше. Какие рекомендации воронежских специалистов чиновники возьмут на заметку? Что из предложенного планируют внедрить в первую очередь? Какие маршруты будут отменены?
Аналогичные вопросы терзают и наших читателей. Перспектива лишиться десятка маршрутов многих пугает. Ещё живы воспоминания о тех временах, когда в городе работал только муниципальный транспорт. Ждать его приходилось бесконечно долго. Пример «тройки», которую несколько лет назад сделали муниципальной, тоже не добавляет оптимизма.
С другой стороны, к коммерческим перевозчикам тоже много претензий. Состояние маршруток часто оставляет желать лучшего. Расписание часто не соблюдается. В часы пик маленькие автобусы просто не в состоянии справиться с пассажиропотоком и увезти всех желающих.
Так что корректировать этот рынок нужно, но правила должны быть понятными и равными для всех. Для этого власть должна открыто разговаривать со всеми участниками данного процесса. Но она почему-­то этого не делает.
Есть по крайней мере ещё одна причина, по которой грядущие перемены в транспортной сфере воспринимаются людьми со знаком «минус». За последние четыре-­пять лет город не реализовал ни одного проекта, к которому не было бы претензий. Самый свежий пример — ​федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», которую калужане запомнят надолго. Люди просто боятся, что очередной громкий проект обернётся для них новой головной болью. Небрежные реплики руководителя крупного городского управления из серии «кто хочет быстро ездить на работу, может такси вызвать или ездить на личном транспорте» лишь повышают градус этого недоверия.
Кстати, на городской планёрке 9 декабря этот чиновник заверил нас, что регулярно пользуется общественным транспортом и о его проблемах знает не в теории. Он также пообещал, что стремительных перемен в транспортной сфере не ожидается и до 1 августа 2020 года общественный транспорт в Калуге будет работать в прежнем режиме, а потом… Что будет потом, журналистам, возможно, расскажут на пресс-­конференции в декабре. Чиновники уверяют, что глобальных-­преглобальных изменений не будет, потому что цели шокировать калужан перед ними не стоит. ◘

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото автора.
Опубликовано: 10.12.2019 15:42 0 898
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев