«Фотография должна быть живой»

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото из архива студии «Улыбка».
Опубликовано: 03.12.2019 14:15 0 853
«Фотография должна быть живой»

Ученики фотостудии «Улыбка» имени Виталия Гришакова неоднократно становились победителями всероссийских и международных конкурсов. В чём секрет такого успеха?

— Сейчас у каждого есть мобильный телефон с камерой, все что-то фотографируют. Поэтому к фотографии у многих пренебрежительное отношение: этому ещё и учат? Нажал на кнопку — и всё. Но тем не менее количество фотографов-мастеров из года в год не меняется, — ​рассказывает преподаватель студии фотограф Алёна КОЧЕТКОВА, ставшая в этом году лауреатом престижнейшей премии World Press Photo.
— Фотография — ​это язык, и многие думают, что умеют на нём говорить, — ​отмечает преподаватель студии фотограф Мария СОКОЛОВА.


Женское лицо
Небольшая уютная фотостудия в ДШИ № 2. На экране компьютера мелькают работы ребят: дорога, уходящая в закат, солнечные блики, переливающиеся на посуде, дом с неясными очертаниями, смеющиеся дети. Большинство снимков сделано сосем ещё юными девочками. К примеру, 13-летняя Елизавета Чернявская и 15-летняя Кристина Демидова с последнего фестиваля привезли сразу по две награды.
— Раньше фотографией в основном занимались мужчины, парни, мальчики, сейчас — ​девушки, — ​рассказывает Мария Соколова. — Видимо, изменилась тенденция. У Виталия Михайловича (создателя фотостудии. — ​Прим. автора), когда он 30 лет назад начал преподавать, было равное число девчонок и парней. А потом всё меньше и меньше ребят приходило. И в какой-то момент остались одни девочки.
— Но мы не разделяем фотографию на женскую и мужскую. Она должна быть сильной, интересной, впечатляющей. Должна цеплять зрителя, заставлять о чём-то задуматься, — ​добавляет Алёна Кочеткова.

Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ. Серия «Босоногое детство».

Антон КНЯЗЕВ. Серия «Смятение».

Нет предела совершенству
Сейчас в фотостудии — больше 20 учеников. Все занятия абсолютно бесплатные, ребята тратятся только на фотоаппарат и карты памяти к нему. У каждого ученика — своя причина заняться фотографией: ​кого-то родители отдали, кого-то привело любопытство.
— Для начинающих фотографов это пока увлечение, хобби. Но есть такие, для которых это уже серьёзная и важная часть жизни. И, как показывает опыт, со временем можно достичь больших результатов. Всё зависит от того, насколько человек полюбил фотографию и погрузился в неё, есть ли у него желание развиваться творчески. У каждого свой путь. Даже если фотография не станет профессией, многие планируют так или иначе связать свою жизнь с фотоискусством, — ​рассказывает Алёна. — ​У меня много знакомых фотографов хорошего уровня, которые работают и коммерческими директорами, и топ-менеджерами, и юристами. Пути у всех разные.

— Что вообще понимать под профессией фотографа? Для многих это заказы, какие-то коммерческие мероприятия, свадьбы, корпоративы. А мы такому не учим. Мы занимаемся художественной фотографией. Многие выпускники фотостудии говорят, что фотография помогла им в жизни. Наш учитель Виталий Михайлович Гришаков не просто преподавал технику — это были уроки жизни, воспитания души. Его в этом году не стало, но мы стараемся передать то, что он в нас вложил, своим ученикам.
Сначала в фотостудию приходят школьники, чтобы учиться, а потом, вырастая, юноши и девушки обращаются к своим преподавателям как к старшим коллегам за советами.
— Я против определённых сроков обучения. Как понять, что человек научился? Сегодня он освоил одно, завтра — ​другое. Это постоянный, вечный поиск. Здесь не может быть жёстких рамок. Я это и по себе могу сказать, — ​рассказывает Мария.

Анастасия КУРЕНКОВА. Серия «Сон в летнюю ночь». 

Елизавета Чернявская. Серия «Жители города». 

«Вам делать больше нечего?»
Ученики сами выбирают темы для своих работ. Большинство кадров снимается на улице. На людей с фотоаппаратами, снующих по дворам, старающихся запечатлеть перекосившуюся стену дома, косятся прохожие, многие делают замечания, пытаются дать «ценный» совет.
— Во время фестиваля во Владимире, когда мы снимали в городе, подошёл какой-то человек и спросил: «Что, вам делать больше нечего?» Некоторые люди считают просто необходимым сказать: «Против света снимать нельзя, ничего не получится!» А я говорю своим ученикам: «Идите и снимайте против света!»
— Как-то Виталий Михайлович дал мне задание фотографировать людей в автобусе. Было ощущение, что все объектива боятся. А когда я стала снимать одну женщину, она мне заявила: «Почему ты фотографируешь? Это наказуемо!» — ​вспоминает Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ.
— В автобусе меня заинтересовало грязное стекло. Не знаю, сколько веков его не мыли, но за счёт этого оно выглядело фактурным. Получился хороший кадр. А пассажиры мне говорили, что через него нельзя снимать: ничего же не видно, да что же вы делаете! А ещё меня как-то приняли за риелтора, когда я фотографировала дом, — ​вспоминает Мария. — Очень важно, как фотограф общается с людьми. Нет готового рецепта, но какие-то общие советы можно дать: надо быть доброжелательным к людям и не делать вид, что ты шпион. Если отмалчиваешься, у людей это вызывает подозрение. Случались ситуации, когда люди были негативно настроены, требовали, ­чтобы я прекратила снимать. Но я продолжала общаться, и они меняли своё отношение и чуть ли не в дом приглашали. Это приходит с практикой, с опытом.

Лауреат блицконкурса Всероссийского фестиваля детской и юношеской фотографии «Юность России — ​за мир и взаимопонимание» 13-летняя Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ.

Фотография, как фильм Тарковского
Работы, выложенные в Сеть, собирают не только лайки, но и массу критических комментариев.
— Когда выкладываешь снимки в Интернет, нужно быть готовым, что сильная работа может не тронуть зрителей, а более простая, более понятная наберёт сотни лайков. Это может запутать. Не на все комментарии надо реагировать. Иногда может быть горизонт завален, но в конкретной работе это нужно. На начальных этапах на Интернет лучше не ориентироваться. Не всегда фото­искусство понятно. Это вполне естественно. Для него надо созреть. Бывает фотография, которую понять сложнее, если она состоит из каких-то объектов, линий. Люди смотрят и думают: ну что тут особенного? А есть такие, кто чувствует эмоцию, то, что от снимка исходит. Это, как с фильмами Тарковского, — ​некоторые переживают, что им непонятен его язык. Ну значит, не надо его фильмы смотреть, смотрите что-то другое.
Секрет успеха
В начале ноября фотостудия завоевала Гран-при Всероссийского фестиваля детской и юношеской фотографии «Юность России — ​за мир и взаимопонимание». Шесть её авторов заняли первое и второе места, трое ​стали лауреатами блицконкурса. Сама Алёна Кочеткова, как мы упоминали, в  начале 2019 года стала победительницей самого престижного международного конкурса фотожурналистики World Press Photo. В чём же секрет этого успеха?
— Виталий Михайлович Гришаков 30 лет назад создал сильную школу. Он не соглашался на компромиссы — ​если фотография слабая, прямо говорил, что её надо выкинуть вообще. Он передал нам свои знания — это какие-то неуловимые вещи. Смог в нас, ​своих учениках, ​искорку зажечь. Ведь можно снять очень техничную, очень правильную по композиции, по свету фотографию, но в ней не будет воздуха, дуновения ветра, чего-то неуловимого. А фотография должна быть живой — пусть она тысячу раз нарушит какие-то стандарты. ◘

Самые важные новости Калуги и области. Оперативно, интересно, объективно. Подписывайтесь на наш телеграм канал @kp40ru.

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото из архива студии «Улыбка».
Опубликовано: 03.12.2019 14:15 0 853
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев