«Фотография должна быть живой»
Ученики фотостудии «Улыбка» имени Виталия Гришакова неоднократно становились победителями всероссийских и международных конкурсов. В чём секрет такого успеха?
— Сейчас у каждого есть мобильный телефон с камерой, все что-то фотографируют. Поэтому к фотографии у многих пренебрежительное отношение: этому ещё и учат? Нажал на кнопку — и всё. Но тем не менее количество фотографов-мастеров из года в год не меняется, — рассказывает преподаватель студии фотограф Алёна КОЧЕТКОВА, ставшая в этом году лауреатом престижнейшей премии World Press Photo.
— Фотография — это язык, и многие думают, что умеют на нём говорить, — отмечает преподаватель студии фотограф Мария СОКОЛОВА.
Женское лицо
Небольшая уютная фотостудия в ДШИ № 2. На экране компьютера мелькают работы ребят: дорога, уходящая в закат, солнечные блики, переливающиеся на посуде, дом с неясными очертаниями, смеющиеся дети. Большинство снимков сделано сосем ещё юными девочками. К примеру, 13-летняя Елизавета Чернявская и 15-летняя Кристина Демидова с последнего фестиваля привезли сразу по две награды.
— Раньше фотографией в основном занимались мужчины, парни, мальчики, сейчас — девушки, — рассказывает Мария Соколова. — Видимо, изменилась тенденция. У Виталия Михайловича (создателя фотостудии. — Прим. автора), когда он 30 лет назад начал преподавать, было равное число девчонок и парней. А потом всё меньше и меньше ребят приходило. И в какой-то момент остались одни девочки.
— Но мы не разделяем фотографию на женскую и мужскую. Она должна быть сильной, интересной, впечатляющей. Должна цеплять зрителя, заставлять о чём-то задуматься, — добавляет Алёна Кочеткова.
Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ. Серия «Босоногое детство».
Антон КНЯЗЕВ. Серия «Смятение».
Нет предела совершенству
Сейчас в фотостудии — больше 20 учеников. Все занятия абсолютно бесплатные, ребята тратятся только на фотоаппарат и карты памяти к нему. У каждого ученика — своя причина заняться фотографией: кого-то родители отдали, кого-то привело любопытство.
— Для начинающих фотографов это пока увлечение, хобби. Но есть такие, для которых это уже серьёзная и важная часть жизни. И, как показывает опыт, со временем можно достичь больших результатов. Всё зависит от того, насколько человек полюбил фотографию и погрузился в неё, есть ли у него желание развиваться творчески. У каждого свой путь. Даже если фотография не станет профессией, многие планируют так или иначе связать свою жизнь с фотоискусством, — рассказывает Алёна. — У меня много знакомых фотографов хорошего уровня, которые работают и коммерческими директорами, и топ-менеджерами, и юристами. Пути у всех разные.
— Что вообще понимать под профессией фотографа? Для многих это заказы, какие-то коммерческие мероприятия, свадьбы, корпоративы. А мы такому не учим. Мы занимаемся художественной фотографией. Многие выпускники фотостудии говорят, что фотография помогла им в жизни. Наш учитель Виталий Михайлович Гришаков не просто преподавал технику — это были уроки жизни, воспитания души. Его в этом году не стало, но мы стараемся передать то, что он в нас вложил, своим ученикам.
Сначала в фотостудию приходят школьники, чтобы учиться, а потом, вырастая, юноши и девушки обращаются к своим преподавателям как к старшим коллегам за советами.
— Я против определённых сроков обучения. Как понять, что человек научился? Сегодня он освоил одно, завтра — другое. Это постоянный, вечный поиск. Здесь не может быть жёстких рамок. Я это и по себе могу сказать, — рассказывает Мария.
Анастасия КУРЕНКОВА. Серия «Сон в летнюю ночь».
Елизавета Чернявская. Серия «Жители города».
«Вам делать больше нечего?»
Ученики сами выбирают темы для своих работ. Большинство кадров снимается на улице. На людей с фотоаппаратами, снующих по дворам, старающихся запечатлеть перекосившуюся стену дома, косятся прохожие, многие делают замечания, пытаются дать «ценный» совет.
— Во время фестиваля во Владимире, когда мы снимали в городе, подошёл какой-то человек и спросил: «Что, вам делать больше нечего?» Некоторые люди считают просто необходимым сказать: «Против света снимать нельзя, ничего не получится!» А я говорю своим ученикам: «Идите и снимайте против света!»
— Как-то Виталий Михайлович дал мне задание фотографировать людей в автобусе. Было ощущение, что все объектива боятся. А когда я стала снимать одну женщину, она мне заявила: «Почему ты фотографируешь? Это наказуемо!» — вспоминает Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ.
— В автобусе меня заинтересовало грязное стекло. Не знаю, сколько веков его не мыли, но за счёт этого оно выглядело фактурным. Получился хороший кадр. А пассажиры мне говорили, что через него нельзя снимать: ничего же не видно, да что же вы делаете! А ещё меня как-то приняли за риелтора, когда я фотографировала дом, — вспоминает Мария. — Очень важно, как фотограф общается с людьми. Нет готового рецепта, но какие-то общие советы можно дать: надо быть доброжелательным к людям и не делать вид, что ты шпион. Если отмалчиваешься, у людей это вызывает подозрение. Случались ситуации, когда люди были негативно настроены, требовали, чтобы я прекратила снимать. Но я продолжала общаться, и они меняли своё отношение и чуть ли не в дом приглашали. Это приходит с практикой, с опытом.
Лауреат блицконкурса Всероссийского фестиваля детской и юношеской фотографии «Юность России — за мир и взаимопонимание» 13-летняя Елизавета ЧЕРНЯВСКАЯ.
Фотография, как фильм Тарковского
Работы, выложенные в Сеть, собирают не только лайки, но и массу критических комментариев.
— Когда выкладываешь снимки в Интернет, нужно быть готовым, что сильная работа может не тронуть зрителей, а более простая, более понятная наберёт сотни лайков. Это может запутать. Не на все комментарии надо реагировать. Иногда может быть горизонт завален, но в конкретной работе это нужно. На начальных этапах на Интернет лучше не ориентироваться. Не всегда фотоискусство понятно. Это вполне естественно. Для него надо созреть. Бывает фотография, которую понять сложнее, если она состоит из каких-то объектов, линий. Люди смотрят и думают: ну что тут особенного? А есть такие, кто чувствует эмоцию, то, что от снимка исходит. Это, как с фильмами Тарковского, — некоторые переживают, что им непонятен его язык. Ну значит, не надо его фильмы смотреть, смотрите что-то другое.
Секрет успеха
В начале ноября фотостудия завоевала Гран-при Всероссийского фестиваля детской и юношеской фотографии «Юность России — за мир и взаимопонимание». Шесть её авторов заняли первое и второе места, трое стали лауреатами блицконкурса. Сама Алёна Кочеткова, как мы упоминали, в начале 2019 года стала победительницей самого престижного международного конкурса фотожурналистики World Press Photo. В чём же секрет этого успеха?
— Виталий Михайлович Гришаков 30 лет назад создал сильную школу. Он не соглашался на компромиссы — если фотография слабая, прямо говорил, что её надо выкинуть вообще. Он передал нам свои знания — это какие-то неуловимые вещи. Смог в нас, своих учениках, искорку зажечь. Ведь можно снять очень техничную, очень правильную по композиции, по свету фотографию, но в ней не будет воздуха, дуновения ветра, чего-то неуловимого. А фотография должна быть живой — пусть она тысячу раз нарушит какие-то стандарты. ◘