Дело – дыра
Калужане каждый день живут в страхе, что их дом рухнет.
— Ходим в туалет, в жопу дует от этой дырки!
— Дует — это ещё не беда! Вот стена может рухнуть. Умрём под завалами!
— Да уж! Главное, чтобы она рухнула не на нас, а в другую сторону! Такие разговоры ведут между собой жители дома № 27 по улице 1-й переулок Пестеля.
Здесь две недели назад в стене туалета на первом этаже обвалились кирпичи. В итоге образовалась дыра, которую управляющая компания заделывать не торопится.
За ленту не заходить
— Это у нас типа ванная комната, — показывают жители в сторону тёмного угла, огороженного, как в фильмах про убийства, лентой. — Здесь у нас стена рушится. Труба течёт. Две недели вызываем сантехников. А в управляющей компании говорят: «Заявка в разработке!»— Это они вчера приходили, лентой отгородили, обезопасили!
— Вообще, позор! — наперебой изливают наболевшее жители злополучного дома.
Света в ванной нет. Фотоаппарат выхватывает кадры, больше подходящие для фильмов ужасов: чёрные от плесени потолок и стены, монотонно капающий кран, гнилые трубы.
— Аккуратнее, не испачкайтесь! — предупреждают жильцы. — Мы даже убраться здесь не можем. Всё сыплется, рушится. Боимся лишний раз что-то тронуть.
— И вы сюда ходите в туалет? — вырывается у меня.
— А куда нам деваться? Это единственный туалет на первом этаже! — вскрикивает пенсионерка.
— У меня двое детей, сыну 8 лет, дочери 3 года. Я для них ведро в комнате поставила, — говорит молодая женщина.
— У тебя дети ещё маленькие, а у меня большие. Я им ведро уже не поставлю, — с раздражением отвечает пожилая жительница.
— Раньше хоть воду здесь можно было набрать. Чтобы помыться, ходим по соседям и родственникам, но у каждого теперь счётчики стоят, особо не находишься, — вздыхает женщина.
Двухэтажное здание 60-х годов прошлого века постройки изначально было общежитием. Потом его признали многоквартирным домом. На каждом этаже общие кухня, ванная и туалет.
Расселение откладывается
Кухня на первом этаже выглядит немного приличнее. Прогнившие чёрные деревянные балки нависают над новенькими кипенно-белыми газовыми плитами. Пол под ногами ходит ходуном.
— У нас тут всё кругом падает. А по полу ходим, как по мху! — говорит местная жительница Светлана КИСЕЛЁВА.
Полтора месяца люди жили без газа.
— Его отключали без предупреждения. Сказали, что у нас аварийное состояние кухни. Нельзя ставить газовые трубы, пока там не сделают потолок, — поясняют жильцы. — Кухню нам так и не отремонтировали. Но потом мы нашли компромисс — сами оплатили новые газовые трубы.
Пенсионерка достаёт стопку бумаг — многолетние обращения жителей в различные инстанции. Несколько лет назад дом был признан аварийным и подлежащим расселению.
— Видите, тут от Струева (бывший начальник управления ЖКХ. — Прим. автора.) пришёл ответ, что в 2018 году наш дом расселят. А этот ответ уже от Устинова (нынешний начальник управления ЖКХ. — Прим. автора), что наш дом подлежит расселению в 2023 году, — листает документы Светлана Васильевна.
— Да какой смысл в этих писанинах. Мы столько ходили и туда, и сюда: «Помогите, ради Бога!» Никто не помогает. Одни отписки. Что мы, не люди, что ли? Нас не жалко, вы хоть детей пожалейте! — возмущается молодая мама Евгения.
По словам Евгении, дом муниципальный, приватизированы только две квартиры-комнаты. Всего здесь живёт 17 детей и 18 взрослых.
— Внучка моя отсюда с детьми съехала. Снимает квартиру, — вздыхает пенсионерка.
— Я бы тоже съехала, если бы деньги были, — отвечает ей на это одна из соседок.
Трещит по швам
Дом и с внешней стороны выглядит ужасающе. И дело не только в дыре в стене. Фундамент местами размыт, трещины идут по всему фасаду, окна в некоторых комнатах вот-вот вывалятся на улицу.
— Про крышу мы уже молчим. Там все стропила сгнили. Стена будет падать, моя комната рухнет вместе с ней, — жалуется Светлана Киселёва.
— На Пестеля сносят 35-й дом. Жителей уже фактически переселили на Правый берег. 35-й дом приличный. Нас туда можно временно переселить. У нас хотя бы туалет с ванной нормальные будут, в них мы станем заходить без страха, — заявляют жильцы.
После того, как рухнула стена, жители дома написали заявления в прокуратуру, управление ЖКХ, обратились к городскому голове.
— В управляющей компании нам заявляют, что денег нет и предлагают нам скинуться на заделку дыры. Я и так за коммуналку столько плачу!
— В УК говорят, что вообще не хотели брать наш дом, так как он в ужасающем состоянии. Да мы и не просили наш дом брать! — возмущаются жители.
Начальник управления ЖКХ Виктор Устинов пояснил нашему изданию, что управляющая компания МБУ «СЖО» должна проводить поддерживающие мероприятия. А расселить калужан из аварийного жилья раньше запланированного не получится.
— Программа по расселению — федеральная. Никаких передвижек в ней проводить нельзя, — завил Устинов.
Туалет и ванная в таком жутком виде, что пользоваться ими невозможно.