«Купол», прощай!

Оксана ИВАНОВА. Фото автора и Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 03.09.2019 15:43 0 945
«Купол», прощай!

«Кошмар» и «жуткое зрелище» — ​примерно так от­реагировали многие калужане, увидев эскизы нового здания Театра юного зрителя, которое планируют построить на месте бывшего рынка на улице Марата. Первые результаты проектирования были представлены 29 августа на заседании областного архитектурного совета.

«Сказочный» демпинг

Идея разместить под «куполом» ТЮЗ принадлежит губернатору Анатолию АРТАМОНОВУ. Калужане отнеслись к этому предложению с иронией, потому как предложений по его эксплуатации в разное время было множество. Сначала в здание рынка собирались переселить Дворец творчества юных. Затем конструкцию неудачно пытались сдать в концессию: инвестор планировал обустроить там развлекательный коммерческий комплекс. Год назад на «купол» имели виды предприниматели из Ижевска: они хотели разместить там термальный комплекс.

В театр тоже мало кто верил, пока в мае на сайте госзакупок не был объявлен аукцион по поиску проектировщика нового здания ТЮЗа. Начальная стоимость контракта составила почти 24 млн. рублей. Желающих поучаствовать в торгах оказалось много — ​8 организаций.

Выиграла аукцион московская компания «Скайдер». Судя по информации, размещённой на сайте организации, строительством и архитектурным проектированием она занимается с 1997 года. Свою миссию специалисты «Скайдера» обозначили так: «Внедрить сказку в вашу жизнь».

Торги подрядчик выиграл, сказочно снизив начальную стоимость контракта в два с половиной раза — ​до 9 млн. 394 тыс. рублей.

Приговорили

За эту сумму проектировщики должны разработать не только архитектурно-­художественное решение внешнего облика будущего театра, но и комплексно обследовать «купол» и все его инженерные системы, выполнить инженерно-геодезические, геологические и экологические изыскания, а также произвести расчёт несущей способности конструкций здания. На прошлой неделе москвичи озвучили результаты комплексного обследования «купола». По их словам, физический износ некоторых конструкций является существенным — ​около 60%.

— Кроме того, здание не соответствует существую­щим градостроительным нормам, — ​сообщил руководитель компании-подрядчика Денис ВОЛОШИН. — ​В этом смысле его реконструкция с сохранением — ​чрезвычайно дорого. Фактически это в разы дороже, нежели снести и возвести его заново. Но тогда возникает вопрос: зачем возводить такую объёмную конструкцию? Такая площадь застройки для театра не требуется. Высота купола существенно выше, чем высота покрытия зала. С колосниковой сценой, которая является необходимым элементом любого театра, другая картина: высоты купола недостаточно. В этом смысле сохранять или придерживаться объёма существующего здания «купола» мы считаем нецелесообразным.

Губернатору выводы москвичей пришлись по душе.

— Мне больше всего нравится то, что надо снести этот «купол», — ​сказал он на совещании. — ​Потому что он ни к селу ни к городу.

«Никаких башенок»

В здании ТЮЗа предполагается два зала: большой ​вместимостью до 400 зрителей ​и малый, рассчитанный на 90 человек.

– Большой зал — ​современный театр с колосниковой сценой, с существенной механизацией. Малый зал — ​камерный, — ​пояснил Денис Волошин. — ​Предполагается также открытая сцена, направленная в сторону существующего парка, и театральное кафе, которое работает не для посетителей театра, а для сторонних гостей, то есть они в театр не попадают. Это сейчас достаточно распространённая тема.

Для фасадов здания ТЮЗА проектировщики предложили несколько вариантов: «детские» и «взрослые». «Детские» напоминают сказочные замки с башенками, которые отличаются друг от друга некоторыми элементами и цветом. В двух версиях это довольно спокойные оттенки, в третьей — ​нечто весёленькое, напоминающее детский сад на улице Братьев Луканиных.

«Взрослые» варианты фасадов — ​строгие прямо­угольно-квадратные конструкции. Некоторым участникам архитектурного совета они напомнили здание Инновационного культурного центра.

«Детские» версии фасадов Анатолий Артамонов забраковал сразу же: «Не надо нам никаких башенок!» «Взрослый» вариант понравился ему больше, но он всё же предложил не выдумывать велосипед, а сделать типовой проект.
— Не надо строить ни Малый театр, ни Большой, — ​высказался глава региона. — ​Надо просто построить лучше, чем есть. Это детский театр. А что касается индивидуальных вещей, то их очень много. Это всё в копеечку обойдётся.

Можно подобрать типовое здание и сюда его привязать. Оно хорошо впишется.

— Типового проекта нет. Каждый театр индивидуален, выставляет свои требования, рекомендации, нужды, — ​возразил Волошин.
— Дом культуры или дворец культуры, — ​настаивал Артамонов.
— Основное отличие дворца культуры от театра — ​наличие колосниковой сцены, — ​снова возразил Волошин.
— Вот к этому дворцу культуры пристройте колосниковую сцену! — ​предложил губернатор.

Впрочем, услышав, что стройка обойдётся не дороже 120 млн. рублей, он изменил свою позицию: «Тогда — ​пожалуйста, проектируйте».

К скверу — ​передом, к Марата — ​боком

Остальные члены архсовета, которые пожелали высказаться (таковых оказалось немного), также одобрили «взрослые» фасады.

Архитектор Николай СВИРИДЕНКО заметил, что вход в ТЮЗ логичнее было бы сделать не с улицы Марата, а со стороны парка.

— Тогда складывается интересная площадь, подобная Театральной, — ​говорит Свириденко.

Главный архитектор Калуги Алексей Комов поддержал «взрослые» фасады с некоторой оговоркой:

– Я склоняюсь к этому варианту, ​но не как к решению, а как к подходу. Здесь очень важно отработать все связи.
— Учитывая, что они выиграли конкурс, поработайте с ними, — ​резюмировал обсуждение губернатор. — ​Пусть проектируют.

«Калуга рискует»

Окончательный проект подрядчик должен представить до конца этого года. Между тем, калужан не вдохновили ни первые эскизы будущего ТЮЗа, ни новость, что «купол» решили снести.

— Это кошмар, — высказался по этой теме главный редактор проекта «Калугахаус» Кирилл ГУСЕВ. — ​Я, признаюсь, рассчитывал на восстановление «купола». В износ железобетонной конструкции на 60% как-то слабо верится.

Против сноса здания бывшего рынка высказались и федеральные эксперты.

— Очень жалко. «Купол» надо сохранять, — ​считает известный столичный архитектор-градостроитель Илья ЗАЛИВУХИН. — ​На месте рынка надо оставить современный модный рынок, а этот проект (ТЮЗа. — ​Прим. ред.) реализовать в другом месте.

— Модернизм — ​то немногое, что связывает российские города с мировой культурой, — ​говорит архитектор, урбанист, основатель и директор Центра градостроительных компетенций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ирина ИРБИТСКАЯ. — ​Модернизмом российские города равны мировым городам. Города, выкидывающие модернизм, неизбежно спускаются в провинциальность. Калуга рискует.

«Взрослые» варианты фасада ТЮЗа губернатору и архитекторам понравились больше.

Оксана ИВАНОВА. Фото автора и Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 03.09.2019 15:43 0 945
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев