Воспитатель на грани нервного срыва
Настя работает воспитательницей в детском саду «Сибирячок» за 15 тысяч рублей, и её самая важная в жизни задача — поставить новогодний утренник и построить горку. Во всяком случае, в чрезвычайной значимости этого мероприятия уверена зловещая заведующая Зульфия Фаридовна. Все в детском саду боятся вызова в её кабинет, словно это оруэлловская комната 101. И вот однажды Насте пришлось забрать к себе домой мальчика Озода, за которым не пришли родители.
Внимание на экран!
В противовес довольно незатейливой завязке режиссёр Константин Солдатов и художник Алексей Васильев решили удивить зрителя необычной сценографией. В результате получилось театральное кино или киноутренник: все события разворачиваются на большом экране, показано много крупных планов, но мы видим и самих артистов в этот момент на сцене, видим, как создаются эффекты. Вся механика спектакля, все его шестерёнки выставлены напоказ, и очень интересно следить за тем и другим планом действия.
Бенефис двух актрис
Приглашение на главную роль непрофессиональной актрисы Анастасии Ивашкиной можно считать серьёзным риском, а первый её монолог показался сумбурным: не очень чёткие акценты, парочка зажёванных шуток… Но впечатление быстро изменилось: Настя совершенно не терялась на фоне коллег (теперь уже можно так говорить) из Драмы. А идея с камерой и крупными планами придумана как будто специально для неё и её невероятно выразительного взгляда. Кстати, Настя оказалась единственной освобождённой от дополнительной актёрской «нагрузки» — все остальные играли сразу по две роли. И тут нельзя не отметить фееричную Эльвиру Нежельскую, легко перевоплощавшуюся из лютой заведующей Зульфии Фаридовны в таджикского мальчика Озода. А сцену разговора заведующей с Настей можно считать одной из сильнейших в спектакле. Зульфия Фаридовна по воле режиссёра стала курящей, и её карикатурно-демоническое появление в клубах сигаретного дыма очень комично. К тому же сигарету всё время преследовала цензурная «размывка», как в кино, от которой заведующая время от времени отмахивалась, разрушая четвёртую сцену. И жаль, что не показали упомянутого в тексте Житковского диптиха «Путин и Чуковский», висевшего в кабинете Зульфии Фаридовны. Думаю, Алексей Васильев смог бы сделать эту деталь одной из фишек постановки.
Вообще, актёрский ансамбль подобрался яркий: Анна Сорокина и Ирина Якубенко, Леонид и Кирилл (ещё один непрофессионал на сцене) Клёцы — все на своих местах.
Театр для (юного) зрителя
Многие, видевшие премьеру, отмечали на своих страницах в соцсетях динамизм постановки. Действительно, «Горка» смотрится на одном дыхании: буффонадные клипы и развесёло-кавээновские сценки по законам драматургии сменяются пронзительными мелодраматическими эпизодами. Правда, сцена, когда на экране на несколько минут появляется вайберовский чат, где воспитательница пытается узнать у родителей контакты семьи Озода, кажется определённо затянутой.
Интересно, что, несмотря на возрастные ограничения 18+, многие пришли в зал с детьми и, похоже, не пожалели. Немногочисленный мат из текста пьесы вычищен, лишь кое-где осталась сниженная лексика, но и её было в меру. Из обнажёнки — лишь голый торс Кирилла Клёца. Так что хрупкую детскую психику ничто не заденет.
Режиссёру удалось решить все основные задачи. Актёры-любители филигранно интегрированы в команду профи: Кирилл Клёц совершенно не выпадает, а Настя Ивашкина так и вовсе одна из тех, на ком спектакль держится. Юмор в постановке довольно простой, но отлично работает, а наиболее забавные детали и лучшие шутки принадлежат не Житковскому, а Солдатову и Ко. Мелодраматические сцены немного нарочито слёзовыжимательны, но на то они и мелодраматические. А главное — Солдатову отлично удаётся делать современный театр не нишевым, а понятным любому среднестатистическому зрителю.
Леонид КЛЁЦ в образе одноглазого Деда Мороза и Анна СОРОКИНА — музработник.
Анастасия ИВАШКИНА и Анна СОРОКИНА.
Крупные планы часто выводились на экран с эффектом дверного глазка.
Дуэт непрофессионалов — ИВАШКИНА и КЛЁЦ-младший.