Школьников снова будет кормить скандально известная компания
На прошлой неделе в Калуге подвели итоги конкурсов по организации школьного питания.
Завтраки подорожают, а обеды станут дешевле
В этом году город выставил на торги 3 контракта на общую сумму около 340 млн. рублей. Начальная стоимость первого составила почти 110 млн., второго — 122 млн. 133 тыс. рублей, третьего — 117 млн. 732 тыс. На первый взгляд, эти суммы выглядят беспрецедентными: в предыдущие годы стартовая стоимость контрактов на школьное питание не превышала 37 млн. рублей. Однако, учитывая, что нынешние контракты рассчитаны на период с 2019 по 2021 год, расходы на школьное питание сопоставимы с прошлогодними. Стоимость завтрака по новому контракту составит 40 рублей (прежняя цена — 35 рублей), обеда — 55 рублей (в предыдущем учебном году он стоил 70 рублей).
Калужане снова за бортом
На участие в конкурсе поступило четыре заявки: три направили калужские компании, четвёртую — подрядная организация из Ульяновска. Как сказано в конкурсной документации, главным критерием оценки заявок является, во‑первых, предложенная подрядчиком стоимость контракта. Также оценивается квалификация питающей компании, наличие у неё финансовых ресурсов, оборудования, деловая репутация организации. Победителем признаётся участник, заявке которого присваивается самый высокий итоговый рейтинг.
В итоге победу в конкурсе завоевал ульяновский подрядчик. Он выиграл все три лота. Начальную стоимость каждого контракта компания снизила в среднем на 6 млн. рублей. Заявки калужских участников отклонили как несоответствующие требованиям.
«Будем контролировать»
Очень любопытно преподнесли чиновники ситуацию с конкурсом губернатору Анатолию АРТАМОНОВУ. На планёрке в понедельник, 19 августа, глава региона поинтересовался, какая питающая организация будет кормить калужских школьников в новом учебном году.
— По Калуге торги прошли. Всё нормально, по всем трём лотам победителем стала одна организация, — ответил министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ.
— Та же самая или другая какая-то? — спросил губернатор.
Министр почему-то ответил: «Другая организация», хотя на самом деле компания-победитель из Ульяновска зашла на калужский рынок ещё в 2017 году, сильно снизив начальную стоимость контрактов. По одному из лотов снижение составило 45%.
— Почему мы никак не можем создать такую компанию, которая побеждала бы ульяновские и другие какие-то компании? — огорчился Анатолий Артамонов. — Наши кто-то выходили? Вы же понимаете, это заодно и поддержка малого и среднего предпринимательства. Сейчас повезут со всех концов страны эту кисломолочную продукцию и так далее. Вместо того, чтобы купить её на месте у местных производителей. А мы будем пытаться её куда-то продать в другие места. Своих всегда можно позвать и качество потребовать, на предприятие заехать, посмотреть. А куда там поедешь, если везут кто — из Липецка, кто — из Мордовии? Надо себя не уважать, чтобы из года в год тащить из разных мест этих исполнителей. Дети-то наши, они страдают в итоге от этого.
— Наши выходили. Но у них нет квалификации, требуется не менее 20% опыта работы, — сообщил министр конкурентной политики Калужской области Николай ВЛАДИМИРОВ. — А те, у которых опыт есть, не выходили. Надеемся, что всё будет нормально. Будем контролировать.
Котлета моей мамы
Сотрудники калужских питающих организаций, которые подавали заявки на участие в конкурсе, вряд ли согласились бы с мнением министра, что они не имеют должной квалификации. Некоторые из них успешно участвовали в подобных тендерах и выигрывали их, пока на рынок школьного питания не пришёл конкурент из Ульяновска. И, кстати, именно компания из Калуги работала на субподряде у ульяновского подрядчика, когда тот зимой нынешнего года оказался в центре громкого скандала, связанного с отравлением кадетов Ульяновского суворовского училища. Они попали в больницу с подозрением на эфинококк. По одной из версий, заражение могло произойти через пищеблок. Кормила кадетов ульяновская питающая компания.
В городском Управлении образования тогда заявили, что у калужан повода для беспокойства нет. Однако позже стало известно, что у пяти работников пищеблока школы № 5 (все они являлись сотрудниками питающей компании) не были сданы анализы на брюшной тиф и стафилококк, а также не сделаны прививки от кори, краснухи и гепатита. Тем не менее печать врача — «Работать может» — в медкнижках сотрудников пищеблока стояла. После этого скандала питающая организация передала часть школ на субподряд.
Эта же компания кормит школьников в ещё нескольких регионах, например в Тульской, Воронежской, Волгоградской областях. В каждой из них к работе подрядчика имеется масса замечаний. Так что тревога губернатора вполне обоснована. С учётом того, что новые контракты рассчитаны на два года, найти управу на питающую организацию в случае нарушений будет ещё сложнее, чем сейчас.
Между тем чиновники от образования каких-то серьёзных проблем на рынке школьного питания не видят, считая, что вопрос лежит исключительно в плоскости личных вкусовых пристрастий. Как сказала однажды по этому поводу начальник Управления образования Ольга ЛЫТКИНА, «… мы любим есть борщ или котлету у своей мамы».