«Куклы сами себе выбирают образ»
«Розалинда — любимая роза».
О том, как рождаются дорогие предметы интерьера и почему их жалко выставлять на продажу, рассказывает художник-иллюстратор Людмила ЕВДОКИМОВА.
Комната Людмилы — и спальня, и мастерская. На столе — швейная машинка, кусочки тканей, кружева. Сейчас мастер создаёт «чёрную королеву». Пока готов только каркас.
— Каждая кукла капризная, сама себе выбирает образ. У тебя в голове возникла идея, начинаешь её воплощать — и не получается. Будто кукла говорит тебе: «А мне не нравится эта ткань! И тут что-то не то!» Спорит, не соглашается. И ты ищешь, подбираешь материал. Кукла, над которой я сейчас работаю, задумывалась полностью чёрной, только белый воротник, по аналогии с шахматной королевой. Я накупила разных тканей — ни одна не подошла. Случайно заметила бронзовую — на чёрном бархате состаренные кружева. И работа стала спориться.
От шкатулки до куклы
Людмила долгое время довольно успешно занималась лаковой миниатюрой. Пока 12 лет назад на выставке народных промыслов «Ладья» её внимание не привлекли куклы.
— Я люблю творческие эксперименты. Делала объёмные картины, занималась резьбой, графикой. Сейчас в Московском православном издательстве иллюстрирую детские книги. Рисовать могу, но это плоскость, а куклы — объём. Мне захотелось освоить что-то другое, открыть для себя что-то новое. Стала изучать книги, смотреть мастер-классы в Интернете. Узнала, с какими материалами работают профессиональные кукольники. С пластиком в России проблемы, хороший достать трудно. У меня был, но в силу технологических особенностей не подходил для мелких деталей, при работе трескался. Тогда я купила паперклей. И образы стали сами собой выходить из-под пальцев. Это оказалось очень увлекательно. Правда, сначала делала популярных Тильд, они попроще. Первая «настоящая» кукла — «Голубая жемчужина».
«Голубая жемчужина», «Гранат», «Утренний ангел», Крысик — у каждой куклы своё имя и своё место в доме.
Не продаётся вдохновенье
Работы Людмилы не раз отмечали коллеги по цеху, поступали предложения выставлять их на продажу. Ведь куклы как предмет роскоши довольно дорогие.
— Каждая кукла — это попытка найти что-то новое, создать иной образ — по цвету, настроению. В каждой работе используются разные технические приёмы. Я не могу с ними расстаться. Коллекционеры тратят бешеные деньги, чтобы их приобрести, а я в одном лице и коллекционер, и создатель. С куклами мысленно разговариваю. Они меня не отпускают. Мне хочется творить и творить. Идей много. Как-то друзья подарили кусочек старинной ткани, XIX век. Мне захотелось его использовать. Родился красно-гранатовый образ. После мне захотелось сделать фигуру в холодных тонах, и появился Жак — мальчик с лошадкой. А вот «Утренний ангел». Они все вроде бы похожи, но абсолютно по-разному сделаны. Повторяться не хочется, чистое копирование неинтересно. Хотя у каждого художника свой авторский почерк. У кого-то получаются утончённые лица, у кого-то — ножки с кривизной, большие глаза, ямочки на щёчках. Вот и у меня, увы, есть ещё повторы. Делаю зарисовку, начинаю лепить, щёки округляю, не нравится, убираю — и в результате так или иначе вылезает похожесть. Но я с этим борюсь.
Так у Людмилы родилась необычная серия кукол «Курочки небесные».
— Тема птичек не нова, но и здесь я пыталась найти что-то другое, создать свой образ, — показывает Людмила работы.
Все «курочки» — с человеческими лицами, на ножках, у каждой какая-то своя, характерная черта. Рядом с ними — чета крыс. Они сваляны из шерсти.
— Первый Крыскин как-то сам собой получился. Затем захотелось сделать ещё одного, лепила, лепила, получилась девочка, назвала подружкой Крыскина. А это уже мышонок, он немножко другой. Художник. Сам свой образ диктовал. Вся шерсть для валяния взята с моих котов. Когда нужны были пятнышки, пришлось чесать её из хвостов.
Творческий зуд
— Художники несут свой крест. У них другое восприятие мира, образное мышление. Человек разговаривает с тобой, ты вроде слышишь, но мыслями уже далеко, — рассказывает Людмила. — Бывает, идёшь зимой, видишь — прогалина. И тебя завораживают разводы талого снега. Хорошо, если в этот момент не переходишь дорогу.
Возникающие образы, обрывки мыслей художница записывает. Когда-нибудь и они воплотятся в жизнь.
— К сожалению, творить приходится урывками — между работой и домашними хлопотами. Но это такое удовольствие! А в трудные минуты жизни куклы помогали прийти в себя, забыться. Может быть, поэтому я уверена, что они должны нести радость и свет.
Мышонок-художник Филипп, свалянный из кошачьей шерсти.
«Жак и Гранат».
«Ночка» из серии «Курочки небесные».
«Баба и бабочка».