Страницы «Бессмертного полка» газеты «Калужский перекрёсток»
Максим Арсентьевич ШИЛОВ
Хочу рассказать о том, как через 76 лет нашла могилу своего деда. Когда я была маленькая, отец часто говорил о том, что его отец воевал в Великой Отечественной. Подробностей его гибели он не знал, так как это случилось, когда отцу моему было 11 лет. Мать его умерла в 1948-м. Осталось трое ребят, включая моего отца. Жили они в то время в деревне Васильевке Башкирской АССР. Послевоенные годы были голодными, поэтому ребят решили отправить в город Чирчик Узбекской ССР. О своём отце они ничего не знали: где погиб, как погиб. Мой отец и его старшая сестра ушли из жизни, так и не узнав о нём ничего. Осталась младшая сестра моего отца Валентина Максимовна Шилова.
Наша семья переехала в Калугу в 1998 году. Благодаря сайту «Память народа» я разыскала своего деда. Узнала, что он захоронен в братской могиле в селе Щучье Лискинского района Воронежской области. Мы с мужем списались с администрацией села и 1мая этого года поехали на братскую могилу, где захоронен мой дед Максим Арсентьевич Шилов. Мы встретились с местным депутатом краеведом Николаем Ивановичем Сафроновым. Он рассказал о том, что 14 января 1943 года был ожесточённый бой с румынами. Дедушка мой имел звание лейтенанта. Дивизия № 219 была сформирована в Уфе. Он воевал в 375-м полку под командованием Ивана Даниловича Шалапутина. Во время штурма полегло более 7 тысяч военнослужащих. Администрация села Щучье собирает материал об участниках данного сражения, чтобы в сентябре 2019 года открыть музей боевой славы. Я очень рада, что нашла своего деда. Спасибо большое создателям сайта «Память народа» за то, что дают возможность сохранить связующую нить поколений.
Прислала Ирина Александровна Огурцова.
Нил Прокофьевич ПРОКОФЬЕВ
Мой папа — кадровый военный — с начала финской и Великой Отечественной войн находился на фронте. Мама с моим старшим братом жили у бабушки и дедушки в Ленинграде. Когда немцы стали подходить к городу, нашу семью эвакуировали в село Большое Большесельского района Ярославской области, где в ноябре 1941 года родился я.
Дедушка Нил Прокофьевич Прокофьев остался в Ленинграде. Мы жили там в доме, расположенном на углу улиц Малая Посадская и Чапаева, недалеко от Петропавловской крепости. Напротив нашего дома, на улице Чапаева, располагался хлебозавод, где все блокадные дни дедушка работал пекарем и выпекал хлеб для жителей и военных блокадного Ленинграда. За свой труд в эти страшные блокадные годы он был награждён двумя медалями. После прорыва блокады и освобождения Ленинграда дедушка долго болел и умер в 1950 году.
Прислал Владимир Меланич.
Владимир Георгиевич ДВУХШЕРСТНОВ
Мой дедушка родился 30.07.1920 в деревне Уланово Медынского района Калужской области. Детей в семье было шестеро — три брата и три сестры. Он был старшим. До войны с отличием закончил Калужский зоотехнический техникум и работал зоотехником в Тарусе. Потом был призван в армию и направлен на учёбу в Киевское военно-медицинское училище, закончил его в начале июля 1941 г. и был направлен под Москву военным фельдшером в кавалерийский корпус генерала Доватора, который участвовал в разгроме гитлеровцев под Москвой. За мужество и героизм, проявленные кавалеристами под Москвой, корпус Доватора получил право называться гвардейским.
В годы Великой Отечественной войны кавалерийский корпус совершал рейды до 100 км в тыл врага, при этом он уничтожал фашистов, их технику, склады оружия и продовольствия, лишал их связи. Враг паниковал и отступал.
Мой дедушка участвовал в конных рейдах разведки и рассказывал, как послушно вели себя лошади. Они вели себя так же тихо, как люди. В разведке надо было прятаться, и лошади вместе с людьми тихо лежали в снегу. Было холодно, лошади грели людей. Во время сильных боев мой дедушка не только воевал, но и выносил с поля боя раненых, оказывал им первую помощь, работал в полевом госпитале.
Деду повезло на войне: за все годы войны он потерял семь лошадей, а сам ни разу не был ранен. За мужество и отвагу дед был награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
После войны дедушка продолжил службу в рядах Советской Армии, закончил Омское военно-медицинское училище и стал врачом-стоматологом. После окончания службы вернулся в Калугу и до последних своих дней работал в поликлинике Калужского турбинного завода, где его за доброе сердце и золотые руки пациенты называли «наш настоящий Айболит». Дедушки не стало 17.04.1986. Мы его помним жизнерадостным и трудолюбивым человеком.
Прислала Ирина ГИАШВИЛИ.
Яков Алексеевич ВАСЮТИН
Мой дедушка Яков Алексеевич Васютин — красноармеец, рядовой, 1900 г. р. — родился в деревне Вязьме Сухиничского района (тогда это была Смоленская губерния). Ушёл на войну 07.07.1941 года от Сухиничского РВК, до сентября от него пришло несколько писем, точного содержания которых я не помню (мама в детстве о них рассказывала). Знаем, что бои были под Рязанью. По словам выживших однополчан-земляков, в составе подразделения дед остался прикрывать отступление войск. После освобождения местности (не знаю её точного названия) опознать погибших не было возможности. Мой дядя Паша был там, но погибшие были уже чёрные и неузнаваемые, а адресных патронов тогда не было.
По документам архивов дед до сих пор числится без вести пропавшим осенью 1941 года. Эта вся информация, которая мне известна. Фотография ещё довоенная, чудом у меня сохранившаяся.
Я горжусь своим дедом, так как благодаря ему многие остались живы и мы сейчас живём в родном государстве!
Прислала Римма Дейнеко.