Татьяна Устинова: «На телевидение меня взяли по блату»

Известная писательница и телеведущая — ​о Якубовиче, Собчак и программе «Здоровье» на Первом канале.
16:07 16.05.2019
0 1240
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Читайте KP40.RU:

В Калуге прошла творческая встреча Татьяны Устиновой с журналистами в рамках XII Всероссийского фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени». Устинова раскрыла секрет успеха авторской программы «Мой герой».

Воруют все

— Я пришла на телевидение в 1992 году, когда только-­только было сформировано ВГТРК. Меня взяли на работу по блату — ​сначала в управление делами ВГТРК устроилась сестра. Взяли в прямом смысле слова никем — ​секретаршей заместителя руководителя. Потом целенаправленно выпихнули на утреннее вещание. Мы абсолютно не знали, не понимали, что нужно делать, что это вообще такое. Утреннее вещание было тогда на Первом канале. И мы пытались что-­то у него «украсть», а Первый канал пытался что-­то «украсть» у иностранцев.
Сначала я работала корреспондентом, потом — ​редактором, шеф-­редактором. Затем ушла на политическое вещание Первого канала, тогда он назывался ОРТ. Делали политические и околополитические программы «Москва – ​Кремль», «Из первых рук». Мы были коррумпированным чиновничеством — ​работали в Администрации Президента России, а получали телевизионные зарплаты. Это сейчас зарплаты чиновников — ​образец для подражания, по крайней мере, по слухам, а тогда было всё наоборот.

У Ельцина были свои корреспондент и оператор, а мы ездили с Черномырдиным, Шойгу, с вице-­премьерами. Это было страшно интересно. Я увидела своими глазами, как живут люди в провинции, как общаются, сколько существует наречий.

Работала на выборах 1996 года, когда стоял вопрос: демократы должны победить или коммунисты. Тогда было серьёзное противостояние. Генерал Лебедь отдал голоса Ельцину. Домой нас не отпускали, мы спали на раскладушках в своих кабинетах… Так на моих глазах формировалась политическая журналистика… Когда пришёл Чубайс, нас всех выгнали.

Путешествие по каналам

— И я ушла на Первый канал — ​в программу «Здоровье». Была редактором дня, потом — ​шеф-­редактором программы. Тогда мне казалось, что это крах моей жизни во всех отношениях. Мне было неинтересно. Командировки, поездки, первые лица — ​это осталось позади. Всё закончилось, и наступило время ишемических болезней, лечения геморроя и интервью с пострадавшими, которые лежали в больницах.

Для телевизионного человека это нормальный процесс: вчера ты освещал визит английской королевы в Кремлёвском Дворце и встречу лидера Кубы, а завтра — ​вещаешь о ​язве желудка. Но мне было очень скучно. Я ничего в этом не понимала и чувствовала себя оторванной от великих дел. Находилась в паническом состоянии. Помню, как Елена Малышева, наблюдая за мной, спросила: «Почему у тебя всё время такой мрачный вид?» Отвечаю: ​«Я работала с великими людьми, которые на политическом олимпе служат!» На что Малышева мне сказала: «Если есть на свете великие люди, то это врачи!»

Проработав год или полтора, я была вынуждена уйти из программы: ​младший сын пошёл в школу.

Телевизионная страсть

— Вернулась обратно я уже после того, как стала писать романы. Писала их, ни на что не надеясь, ни на что не рассчитывая. Почему-­то они стали популярны. Моя первая книжка вышла 30 декабря 1999 года. Мне нравилось, что её напечатали, но казалось, что этого просто не может быть. Неожиданно у меня спросили: «Есть ли у вас что-­то ещё?» Я сказала, что есть. Правда, только пять страниц, а нужно было 400! Быстро написала вторую книжку, и её тоже почему-­то не отвергли. Сейчас пишу и печатаю. Говорят, пишу мало. Меня издатель ругает за то, что я очень много занимаюсь телевидением и очень мало — ​литературной работой. А я отвечаю, что без телевидения не могу жить. Это то, что для меня важно, дорого, то, что мне нравится. Жизнь рядом с камерой: свет, трёхчасовой грим, опоздание гостей, бесконечная нервотрёпка.

Не спешите хоронить

— Телевидение ещё не умерло, несмотря на то что Игорь Угольников (актёр, режиссёр, сценарист. — ​Прим. авт.) считает, что это произойдёт послезавтра. Послезавтра этого не будет, потому что есть очень много людей, которых не интересует поиск информации в Интернете, а интересует некая витринная выборка. Когда человек приходит с работы, ему не до поиска информации, он должен быстро приготовить котлеты. И такой человек — ​я. Я включаю телеканал на некой понятной мне кнопке, и там некие понятные мне люди рассказывают о том, как они путешествуют по морям. Открывать Интернет и искать то, что Папа Римский сегодня объявил, я не хочу, не могу.

У программы «Мой герой» — ​очень высокий рейтинг. Я совершенно не согласна с Ксенией Собчак, которая считает, что собеседник — ​твой враг и ты немедленно должен огорошить его каким-­то сложным вопросом. Человек в эфир приходит не для того, чтобы вы его перевоспитали или разоблачили, он приходит для того, чтобы о чём-нибудь рассказать.

У меня чуть не произошла трагическая история с Леонидом Якубовичем (ведущий программы «Поле чудес». — ​Прим. авт.), который был в нашей программе два года назад и захотел прийти снова. Наша программа — ​это жизнь замечательных людей. Она о том, как человек родился, учился, влюбился, женился. Я ему говорю: «Лёнечка, как ты придёшь в программу? Ты два года назад уже был и всё рассказал!» «Нет, я хочу прий­ти и поговорить о 9 Мая». Я ему объясняю, что мы не можем всю программу говорить о празднике. «Нет, я хочу к тебе, потому что ты очень хороший собеседник». Я страшно собой гордилась, но что было делать? И мы с шеф-­редактором изворачивались, как два ужа. Почитали биографию, узнали, что папе Якубовича орден Великой Отечественной вой­ны вручал сам Будённый, запросили Подольский архив…

Татьяна Устинова уверена, что секрет хорошего интервью — ​в том, что журналисту самому должен быть интересен гость.

В конце встречи она подписала всем желающим свои книги и призналась, что мечтает взять интервью у Владимира Путина.

Досье

Татьяна УСТИНОВА — ​российская писательница-­прозаик, сценарист, переводчица и телеведущая.

Окончила Московский физико-­технический институт. На ВГТРК переводила американские программы «60 минут», «Спасение 911», «Познер и Донахью».
С 1993 по 1996 год состояла в пресс-­службе Администрации Президента России Бориса Ельцина. В 1997 году была редактором программ телеканала «ОРТ» «Москва – Кремль» и «Из первых рук», работала в программах «Человек и закон» и «Здоровье».

В 1998-м некоторое время была PR‑менеджером в Торгово-­промышленной палате, с 2004 по 2009 год — соведущей Павла Астахова в программе «Час суда» на телеканале «РЕН ТВ». Вела программы «Живой детектив» на «Радио России» и «Главная тема» на радио «Шансон».

В 1999 году Татьяна Устинова написала свой первый детективный роман «Гроза над морем». В 2004 -м стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Сценарист телевизионного художественного фильма/сериала» за сценарий к телесериалу «Всегда говори «всегда» (ГТК «Телеканал «Россия»).

С марта 2015 года ведёт программу «Мой герой» на канале «ТВ Центр».

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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