Татьяна Устинова: «На телевидение меня взяли по блату»

Известная писательница и телеведущая — ​о Якубовиче, Собчак и программе «Здоровье» на Первом канале.
16:07 16.05.2019
0 1271
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.

В Калуге прошла творческая встреча Татьяны Устиновой с журналистами в рамках XII Всероссийского фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени». Устинова раскрыла секрет успеха авторской программы «Мой герой».

Воруют все

— Я пришла на телевидение в 1992 году, когда только-­только было сформировано ВГТРК. Меня взяли на работу по блату — ​сначала в управление делами ВГТРК устроилась сестра. Взяли в прямом смысле слова никем — ​секретаршей заместителя руководителя. Потом целенаправленно выпихнули на утреннее вещание. Мы абсолютно не знали, не понимали, что нужно делать, что это вообще такое. Утреннее вещание было тогда на Первом канале. И мы пытались что-­то у него «украсть», а Первый канал пытался что-­то «украсть» у иностранцев.
Сначала я работала корреспондентом, потом — ​редактором, шеф-­редактором. Затем ушла на политическое вещание Первого канала, тогда он назывался ОРТ. Делали политические и околополитические программы «Москва – ​Кремль», «Из первых рук». Мы были коррумпированным чиновничеством — ​работали в Администрации Президента России, а получали телевизионные зарплаты. Это сейчас зарплаты чиновников — ​образец для подражания, по крайней мере, по слухам, а тогда было всё наоборот.

У Ельцина были свои корреспондент и оператор, а мы ездили с Черномырдиным, Шойгу, с вице-­премьерами. Это было страшно интересно. Я увидела своими глазами, как живут люди в провинции, как общаются, сколько существует наречий.

Работала на выборах 1996 года, когда стоял вопрос: демократы должны победить или коммунисты. Тогда было серьёзное противостояние. Генерал Лебедь отдал голоса Ельцину. Домой нас не отпускали, мы спали на раскладушках в своих кабинетах… Так на моих глазах формировалась политическая журналистика… Когда пришёл Чубайс, нас всех выгнали.

Путешествие по каналам

— И я ушла на Первый канал — ​в программу «Здоровье». Была редактором дня, потом — ​шеф-­редактором программы. Тогда мне казалось, что это крах моей жизни во всех отношениях. Мне было неинтересно. Командировки, поездки, первые лица — ​это осталось позади. Всё закончилось, и наступило время ишемических болезней, лечения геморроя и интервью с пострадавшими, которые лежали в больницах.

Для телевизионного человека это нормальный процесс: вчера ты освещал визит английской королевы в Кремлёвском Дворце и встречу лидера Кубы, а завтра — ​вещаешь о ​язве желудка. Но мне было очень скучно. Я ничего в этом не понимала и чувствовала себя оторванной от великих дел. Находилась в паническом состоянии. Помню, как Елена Малышева, наблюдая за мной, спросила: «Почему у тебя всё время такой мрачный вид?» Отвечаю: ​«Я работала с великими людьми, которые на политическом олимпе служат!» На что Малышева мне сказала: «Если есть на свете великие люди, то это врачи!»

Проработав год или полтора, я была вынуждена уйти из программы: ​младший сын пошёл в школу.

Телевизионная страсть

— Вернулась обратно я уже после того, как стала писать романы. Писала их, ни на что не надеясь, ни на что не рассчитывая. Почему-­то они стали популярны. Моя первая книжка вышла 30 декабря 1999 года. Мне нравилось, что её напечатали, но казалось, что этого просто не может быть. Неожиданно у меня спросили: «Есть ли у вас что-­то ещё?» Я сказала, что есть. Правда, только пять страниц, а нужно было 400! Быстро написала вторую книжку, и её тоже почему-­то не отвергли. Сейчас пишу и печатаю. Говорят, пишу мало. Меня издатель ругает за то, что я очень много занимаюсь телевидением и очень мало — ​литературной работой. А я отвечаю, что без телевидения не могу жить. Это то, что для меня важно, дорого, то, что мне нравится. Жизнь рядом с камерой: свет, трёхчасовой грим, опоздание гостей, бесконечная нервотрёпка.

Не спешите хоронить

— Телевидение ещё не умерло, несмотря на то что Игорь Угольников (актёр, режиссёр, сценарист. — ​Прим. авт.) считает, что это произойдёт послезавтра. Послезавтра этого не будет, потому что есть очень много людей, которых не интересует поиск информации в Интернете, а интересует некая витринная выборка. Когда человек приходит с работы, ему не до поиска информации, он должен быстро приготовить котлеты. И такой человек — ​я. Я включаю телеканал на некой понятной мне кнопке, и там некие понятные мне люди рассказывают о том, как они путешествуют по морям. Открывать Интернет и искать то, что Папа Римский сегодня объявил, я не хочу, не могу.

У программы «Мой герой» — ​очень высокий рейтинг. Я совершенно не согласна с Ксенией Собчак, которая считает, что собеседник — ​твой враг и ты немедленно должен огорошить его каким-­то сложным вопросом. Человек в эфир приходит не для того, чтобы вы его перевоспитали или разоблачили, он приходит для того, чтобы о чём-нибудь рассказать.

У меня чуть не произошла трагическая история с Леонидом Якубовичем (ведущий программы «Поле чудес». — ​Прим. авт.), который был в нашей программе два года назад и захотел прийти снова. Наша программа — ​это жизнь замечательных людей. Она о том, как человек родился, учился, влюбился, женился. Я ему говорю: «Лёнечка, как ты придёшь в программу? Ты два года назад уже был и всё рассказал!» «Нет, я хочу прий­ти и поговорить о 9 Мая». Я ему объясняю, что мы не можем всю программу говорить о празднике. «Нет, я хочу к тебе, потому что ты очень хороший собеседник». Я страшно собой гордилась, но что было делать? И мы с шеф-­редактором изворачивались, как два ужа. Почитали биографию, узнали, что папе Якубовича орден Великой Отечественной вой­ны вручал сам Будённый, запросили Подольский архив…

Татьяна Устинова уверена, что секрет хорошего интервью — ​в том, что журналисту самому должен быть интересен гость.

В конце встречи она подписала всем желающим свои книги и призналась, что мечтает взять интервью у Владимира Путина.

Досье

Татьяна УСТИНОВА — ​российская писательница-­прозаик, сценарист, переводчица и телеведущая.

Окончила Московский физико-­технический институт. На ВГТРК переводила американские программы «60 минут», «Спасение 911», «Познер и Донахью».
С 1993 по 1996 год состояла в пресс-­службе Администрации Президента России Бориса Ельцина. В 1997 году была редактором программ телеканала «ОРТ» «Москва – Кремль» и «Из первых рук», работала в программах «Человек и закон» и «Здоровье».

В 1998-м некоторое время была PR‑менеджером в Торгово-­промышленной палате, с 2004 по 2009 год — соведущей Павла Астахова в программе «Час суда» на телеканале «РЕН ТВ». Вела программы «Живой детектив» на «Радио России» и «Главная тема» на радио «Шансон».

В 1999 году Татьяна Устинова написала свой первый детективный роман «Гроза над морем». В 2004 -м стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Сценарист телевизионного художественного фильма/сериала» за сценарий к телесериалу «Всегда говори «всегда» (ГТК «Телеканал «Россия»).

С марта 2015 года ведёт программу «Мой герой» на канале «ТВ Центр».

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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
eyJpdiI6IkZ5bGgrSEFhbVVNaCtkeHh1bzRjQ3c9PSIsInZhbHVlIjoiQXBObVd1K1c1TCtiUGRheW0weFlRc0FhUlVuS2JJWU5hRzFDZm9LUGhWSk5JTm9KeGFyb3N5WXcxNEVXWVl4S0pKT3pla0k1WkdaVTlHTDJ1NXdYcVcvZFhGYnlzRURRUGY3NGFJcjh2VmFndUJhNnF6em93RnVRc0ozZHZYazFPRFM0cmM3NmNwZzFXZVc3RTVwR1V3WlhwS2gwcTJSemNoVUNwN2x2aDg3L202Vkt2cVRWaHBENUo2Qll1ZTQ5NU9kSytYTCtoWnBXcU1nMlJoZEc3Yk40bGN6NkcxT1M3NTJkNHZhZ1VrdmRIVFhSWGtKaGlmVEFDTkF4K1BkZWh5L3QxcUpaaTEwdlFGZEVNblZ0TlFwR1hTRS9lTnFPeHNORnVMUzFmZ1JMWkZKYUl2bHNncit0cDdrbXBmRm02WlQyeksrTFZJZ2srOFR0ek81MGpIQ1VOa0pxdUdyKysxb2FLbjlGaE5VMW9BMi9TSkk4MVBySUs2Nkhsb29UUkkzZWdyUUhHMzdsdW83LzdHeEp5L2hUUWFoK0dxSHM0TkdMTHJKeTl4UXFadlZzYy9GUFJWbCtkU3Zac3FXRCIsIm1hYyI6IjQzNjY4NmU3NDg3MmRlNzQ1NzAyY2QwMWM5ZDAwYjNiMTRiMTMzZWVkNjM5OGU2MTgwY2QwYWQ5YWRhZDU3YzIiLCJ0YWciOiIifQ==