Латвийское вторжение
В преддверии концерта, который состоится 2 апреля в Калуге, в ДК «Арена КТЗ», группа Brainstorm в полном составе дала нашему изданию интервью по Skype.
История началась со школьной дружбы. За время своего существования группа играла и альтернативный рок, и инди-рок, и брит-поп. Она уже давно покорила всю Европу, играла вместе с The Rolling Stones и Cranberries. А песни исполняет на латышском, русском и английском.
В поисках нового звука
— Расскажите немного об альбоме, в поддержку которого пройдёт ваш нынешний тур.
— Альбом называется Wonderful day. Он писался в Латвии и Швеции, нам помогали два молодых продюсера из Стокгольма: Повел Олссон и Дэвид Ларсон. Эти парни отлично разбираются в современной музыке и сами играют в группе The Royal Concept. Они приезжали к нам в Ригу, и мы вместе сочиняли песни, это было очень вдохновляющее сотрудничество.
Мы использовали для работы над альбомом любое время и место, не важно, в гостинице или в поезде. Благодаря современным технологиям это можно делать практически везде.
— Новые продюсеры значительно повлияли на ваш звук?
— Нам всегда кажется, что с каждым новым альбомом звук меняется, происходят радикальные перемены. Но фанаты говорят: «Это всё тот же старый Brainstorm». Повел и Дэвид окончили джазовый институт в Швеции, и благодаря этому расширяется и наше понимание музыки. Думаю, у нас получилась интересная коллаборация.
Фотограф как соавтор
— Альбом вышел ещё в прошлом году, а в 2019-м группе исполняется 30 лет. Юбилей как-то повлияет на репертуар предстоящих концертов?
— На выступлениях мы всегда играем песни разных периодов, но в России нас знают со времён песни Maybe, а это где-то середина нашего творчества. До этого мы в основном делали музыку на латышском и чуть-чуть на английском. Тот период очень плохо известен русскому слушателю, поэтому мы исполняем песни от Maybe и до сегодняшнего дня.
— Вы снова привлекли к работе над обложкой известного голландского фотографа Антона Корбайна. Расскажите немного о вашем знакомстве и совместных проектах, а также о том, какое имеет значение для команды визуальная составляющая.
— Это очень важный момент, и примеры разных групп это только подтверждают. Можно вспомнить того же Корбайна и его сотрудничество с Depeche Mode. Именно после прихода Антона в их визуальный мир мы и знаем тот самый Depeche Mode — этих стильных ребят в кожаных куртках. До этого у них не было единого образа группы. То же самое в какой-то мере можно сказать и о нас. Например, на одной из фотосессий Антон предложил нам надеть простые чёрные майки. Сначала мы решили, что это как-то неинтересно. Но потом надеваешь эти майки, смотришь фотографии, и сразу чувствуется какая-то сила, уверенность в этой простой картинке с четырьмя ребятами — сразу возникает ощущение команды.
А познакомились с Корбайном мы лет пятнадцать назад на выставке в Копенгагене. Пообщались и уже на следующей встрече, слово за слово, договорились о съёмках для Brainstorm. Он приехал к нам в Ригу, это был год 2003-й, тогда мы работали над диском A day before tomorrow. И с тех пор он гостил у нас ещё несколько раз, мы делали фотосессии в Лондоне и Копенгагене. Всего сотрудничали в четырёх альбомах.
— В России вас знают где-то с начала нулевых, поэтому для многих стало неожиданностью, что группа Brainstorm существует с 1989 года. А что вообще представляла в то время латвийская рок-сцена?
— Это своеобразный переходный период. У нас было несколько отличных команд, многие из которых откровенно копировали западных артистов. У вас, насколько я знаю, было то же самое. Я помню только припев (Ренарс напевает: «Нажми на кнопку — получишь результат»). Вспомнил — «Технология». Они использовали стиль Depeche Mode и собирали стадионы. И уже после ликвидации железного занавеса начали появляться группы, игравшие достаточно оригинальную музыку. В 90-е мы, конечно, тоже не избежали влияния Depeche Mode, потом появились Nirvana и остальной гранж. Тогда исчез этот информационный вакуум, и нам всего хотелось, отовсюду бралось понемножку. А потом постепенно начал вырабатываться уже собственный почерк.
«Вечер встречи с писателем»
— Вы уже приезжали с концертом в Калугу и выступали на фестивале «Дикая мята», который проводился в окрестностях. Расскажите об этих концертах.
— Впечатления самые лучшие! Нам нравится выступать на фестивалях. Пусть это удаётся не так часто, но опен -эйр — это всегда здорово. А напомните — в Калуге был концерт в зале или в клубе?
— В зале.
— Значит, это был хороший «вечер встречи с писателем». Когда публика сидячая, мы просим людей писать на билетах вопросы, и концерт превращается в такую творческую встречу.
— Как калужанин не могу не спросить о клипе на заглавную песню альбома Wonderful Day, который частично снимался на МКС. Насколько вам вообще интересна космическая тема?
— У нас в группе есть министр космоса, который хочет там побывать. Это Марис, его и попросим прокомментировать.
Далее говорит Марис МИХЕЛЬСОНС:
— Я бы с удовольствием после концерта сходил в Музей космонавтики. Был в таком только один раз, в Москве. Я с детства люблю читать про космонавтику, и фигура Циолковского очень вдохновляет. Это великий человек, изменивший науку.
Женщинам и детям
— Ренарс, я знаю, что вы пишете детские песни на латышском. Не планируете ли сделать такой проект и на русском?
— Это было бы здорово, и мы уже начали работу. Идею перевести их подал наш добрый друг Сергей Тимофеев, который помогает группе с русскими текстами. Я скажу так: дорогие мамы, это всё в процессе. Думаю, что нынешние дети уже вырастут, а вот для следующего поколения мы успеем завершить перевод. Вообще, они в первую очередь предназначены для малышей-дошкольников. Эти песни в игровой форме помогают запомнить алфавит и таблицу умножения. Мне очень приятно слышать отзывы мам, которые говорят, что именно благодаря моим песням их ребёнок выучил буквы.
— У вас в альбоме есть дуэт с Мариной Кравец. Будет ли она участвовать в концертах и как вообще будет исполняться эта песня?
— Мы очень признательны Марине, что она согласилась петь с нами. Сама запись и совместные репетиции проходили очень интересно и легли в основу клипа. И мы бы с удовольствием брали Марину на все выступления, но она человек занятой, поэтому на концертах мы исполняем эту песню со зрителями. Так что, дорогие барышни, которые придут на выступление, для вас — ответственное задание: нужно будет исполнить куплет за Марину. И вообще, ждём калужан 2 апреля на концерте.
На концерт Brainstorm в родной Риге пришли 60 000 человек.
Если с вами Антон Корбайн, значит, дело в шляпе.