«Рисуем на природе и в морозы, и в снег»

Татьяна СВЕТЛОВА. Фото автора.
Опубликовано: 28.11.2018 12:51 0 798

В Калужском музее изобразительных искусств до 9 декабря на выставке «Пленэры в Национальном парке «Угра» можно увидеть работы 10 художников: Виктора Алексеева, Владимира Арепьева, Анатолия Жлабовича, Сергея Золотарёва, Виктора Красильникова, Виктора Кузина, Ольги Кузьминовой, Андрея Сизова, Николая Смолина, Ильи Яценко.

Как признаются сами живописцы, пленэры — это «отрешение от бытовухи и полное растворение в природе».

— Пишем на открытом воздухе во все времена года, — рассказывает заслуженный художник РФ, инициатор первого пленэра в Нацпарке «Угра» Владимир АРЕПЬЕВ. — Мешают рисовать нам только косой дождь, сильный ветер, который переворачивает этюдники, и мелкий, закручивающийся снег: он падает на палитру, и ничего не видно. А если просто идёт снег — не страшно, можно укрыться под зонтом.

Однажды решил сходить на зимний этюд, написать снег и деревья в овраге. Прохожу ручей, а  вода пошла поверх льда. Я решил обойти его по снежному насту. Не вышло: нога провалилась в воду. В ужасе заскакал по насту, пытаясь выскочить. А мороз — градусов 15. Возвращаться домой ни с чем? Нет, решил: вот буду замерзать, тогда и начну собираться. Отжал носки, разложил этюдник, стульчик и начал писать. Тороплюсь хоть что-то сделать. После двух часов работы, сидя при этом на стульчике, почувствовал, что ноги мокрые, но тёплые. И этюд всё-таки написал. Видимо, произошёл в организме выброс адреналина, который не позволил ногам замёрзнуть. Да и желание писать согревало.
Стихийность, непредсказуемость — вот что ждёт нас на пленэрах. Иногда работа напоминает слова из сказки: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Так и есть. Идёшь и не знаешь, где остановиться и что получится. Особенно находясь на длительных пленэрах с коллегами-художниками, когда на 4-й – 5-й день все мотивы переписаны, но всё равно все идут и пишут. И ты идёшь. Для художника в первую очередь важен процесс. И есть правило: принёс этюд в мастерскую — не дорабатывай, даже очевидные ошибки не исправляй. Оставь — завтра ангел дорисует, и всё будет хорошо.

Как прекрасно, что есть такая возможность общения с природой! Пришёл, разложил этюдник — и видишь: раннее утро, лёгкий туман, луч солнца скользит по макушкам деревьев… В эти минуты думаешь: как же хорошо, что ты художник! Иногда мне кажется, этюды надо писать всем и на протяжении всей жизни. Поэтому — все на пленэр! Завтра, сегодня, сейчас!

В деревне Александровке

Ольга КУЗЬМИНОВА — единственная женщина, картины которой представлены на этой выставке. И они завораживают: скованная морозами деревня, снег, перламутровое небо…

— У меня здесь работы с трёх пленэров. Все зимние пейзажи написаны в деревне Александровке Юхновского района. Там было невероятно! Март. Я ехала писать проталины снега, а тут ударили морозы под –20оС. Мы в валенках, закутанные. Зиму мало кто рисует, потому что некомфортно: руки мёрзнут, краски застывают. Пишу и думаю: не донесу. Руки на морозе ничего не держали. И мы шли вдвоём со специалистом из нацпарка Валентиной Карповой, все скрюченные, она несла работу, я — этюдник.

Обычно выезжаем на пленэры на неделю. Это мероприятие для нас специально организуют, устраивают проживание, питание. Мы ни о каких бытовых вещах не думаем — только рисуем. Здорово! В этом году я дважды ездила на пленэры. Это интересно, хотя не могу сказать, что тема природы — моя. Мне интереснее аналитическое искусство, абстракция! Но пленэры захватывают. Сейчас можно взять этюдник и пойти писать в любое место. Но хорошо работается в коллективе. Каждый пишет по-своему, в своём стиле. И есть азарт, идёт общая энергетическая подпитка.

«Первое впечатление художника»

Интересна судьба художника Виктора КУЗИНА. Он родился в селе Ульяново Калужской области. С 1961 года живёт в областном центре. Получил высшее образование, по профессии — инженер-механик, но лет 30 назад всерьёз увлёкся живописью. Сейчас его работы находятся в картинных галереях и в частных коллекциях в России и за рубежом. А в родном Ульяново его именем названа муниципальная картинная галерея. Свою работу на пленэрах Виктор Иванович называет учёбой.

— Эта выставка отличается от выставок профессиональных и непрофессиональных художников, представляющих работы, написанные в творческих мас­терских. Работы с натуры — совершенно другие, здесь иное мировосприятие. Это первое впечатление художника. И, если удаётся его перенести на холст, это большое удовольствие. В своей жизни я много учился, получал разные специальности. Зачастую учёба если и не была по принуждению, то не доставляла удовольствия. Пленэры для меня — тоже учёба, но это тот случай, когда она приносит радость. И можно считать себя счастливым человеком, если занимаешься тем, что тебе нравится.

Татьяна СВЕТЛОВА. Фото автора.
Опубликовано: 28.11.2018 12:51 0 798
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев