Не спешите их хоронить: вторая жизнь ретро-авто
7 ноября на Красной площади в Москве прошёл торжественный марш в честь годовщины легендарного парада 1941 года. На нём была представлена военная техника, и среди других авто — «полуторка» коллекционера из посёлка Полотняный Завод Сергея БОГАТЫРЕНКО.
— Никогда не думал, что попаду на Красную площадь на своей машине, — признаётся Сергей. — Оказался там, можно сказать, случайно. Участвовал в реконструкции битвы за Медынь, где меня и заметили москвичи. Через какое-то время позвонили и пригласили на парад. Конечно, я тут же согласился! Хотя моя «полуторка» и на ходу, я к ней отношусь трепетно. Поэтому друг на эвакуаторе довёз до Москвы.
Глядя на блестящие «крылья» грузовика времён ВОВ, трудно поверить, что восстанавливал его Сергей фактически по кусочкам, все детали — «выкопанные», найдены в земле.
— Участвуя в поисковом движении, наткнулся на раму от ГАЗа-ММ. Подобрал, принёс в гараж, месяца три ходил и просто на неё смотрел, а потом взялся за восстановление машины. За год она обросла деталями. Получилась настоящая красавица. По параметрам, она, кончено, относится, скорее, не к 1939 году, а к 1941–42 годам. Тогда машины выпускались уже без дверей. В войну не до того было, не хватало деталей.
Многолетняя страсть
— Абсолютно любой автомобиль можно восстановить, было бы желание. Тем более что я этому и учился: по специальности —автомеханик, работаю завгаром — заведующим гаражом Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры. По документам — начальник транспортной службы, — говорит Сергей.
Интервью он назначил в своей мастерской, которую вместе с друзьями – единомышленниками окрестил «Гараж 777». Вход в неё заставлен проржавевшими машинами. На вид эти железяки давно бы списать в утиль — кажется, дунешь, и они рассыпятся.
— Да вы что! Стоит немного потрудиться, и вы их не узнаете, — любовно трогая железки, говорит Сергей.
В автомастерской работа кипит не переставая. Шум телевизора заглушает тарахтение всевозможных инструментов, летают искры от сварки, стоит запах масел и краски. Да, в таком месте спокойно поговорить не получится. Поэтому Сергей по крутой лестнице ведёт меня на второй этаж, в небольшой кабинет.
Все стены увешаны фотографиями разных автомобилей, пожелтевшими газетными вырезками, советскими плакатами. В углу пылится дисковый телефон. Пока закипает чайник, Сергей рассказывает, что страсть к восстановлению автомобилей настигла его ещё в начале 80-х годов прошлого века. Тогда достать старые, уже никому не нужные машины было непросто. То сам где-то случайно заметит, то друзья подгонят. Сейчас, в эпоху Интернета, найдётся всё, были бы деньги.
— Люди поняли, что выгоднее старый автомобиль не сдать в металлолом, а попытаться продать. Действительно, ко мне попадают авто в ужасном состоянии. Сейчас пришла машина из Воронежа — я сам в шоке от того, какая она страшная! У бывшего хозяина долгие годы гнила, была ему совершенно неинтересна, а мне нужна! Мне всё нужно! Сколько времени займёт восстановление, сказать сложно. Всё зависит от того, как детали будут поступать. Например, «Форд» я собирал практически 5 лет.
Сейчас у Сергея «на ходу» 10 машин, остальные — в работе. Сколько их всего, он предпочитает не говорить.
История на колёсах
— Это увлечение, как неизлечимая болезнь, которой лучше не заражаться, — откровенничает Сергей. — Я несколько раз говорил себе: «Стоп, хватит!» Но снова тянуло в гараж, к машинам. Сколько на это увлечение уходит денег? Много! Практически всё, что зарабатываю. Близкие смирились. А дети — два сына и дочь — меня поддерживают. Жаль только, времени катастрофически не хватает. Мне интересен сам процесс восстановления: как автомобиль преображается, оживает, а если ещё и поедет… Невозможно описать словами, что я тогда чувствую! Я больше удовольствия получаю, когда еду на старой машине, чем на современной. Это же наша история! Удобства, кондиционер, интересные опции иномарок? ГАЗ‑67 — это же открытый кабриолет, там и кондиционер не нужен. «Волга» — классная машина. Такой в истории отечественного автомобилестроения ещё не было. Интересный дизайн с хромированным оленем на капоте. А какое заднее сиденье! Если его разложить, получается двуспальная кровать. Фактически в нём жить можно.
В коллекции Сергея есть мотоцикл Harley-Davidson WLA‑42 1942 года, «Москвичи», СМЗ С‑3А — «инвалидка», ставшая невероятно популярной после фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Запорожцы», в работе —ЗИМ, машина представительского класса, предназначенная для советской партийной и правительственной номенклатуры.
— У меня собрана вся планка полноприводных автомобилей СССР, кроме «Победы». Вообще она у меня есть, но другая. Меня не интересуют новодел, тюнинг, я стараюсь найти оригинальные детали. Пытаюсь сделать её такой, какой она была создана заводом-изготовителем. Единственное расхождение, которое себе позволяю — цвет. Например, «инвалидка» у меня насыщенного лимонного оттенка. Хотя на эксперименты с цветом иду не всегда. Мотоцикл Java — вишнёвая классика. Ну не могу я его покрасить в синий, рука не поднимется!
Кинокарьера
Автоколлекция Сергея не раз побывала на всевозможных выставках в соседних городах. Он постоянный участник Парада Победы в Калуге. Автострасть и до кино довела. Вместе с «полуторкой» он снимался в сериалах «Марьина роща», «Чёрная кошка».
— В «Марьиной роще» мне досталась роль без слов — я был водителем главных героев: отвёз, привёз. Зато и меня, и мою машину друзья заметили, узнавали.
Хотел Сергей предложить свою «боевую» подругу для съёмок фильма «Ильинские рубежи». Но у кинопроекта уже был заключён договор с частным музеем. В итоге в массовке снялся только Сергей.
Заветная мечта
— Хотелось бы собрать Ford Model TT. Это машина на деревянных колёсах, — делится Сергей.
Но заветная мечта у него другая — открыть в Полотняном Заводе музей ретро-автомобилей, чтобы любой желающий мог увидеть историю на колёсах. С этим предложением он обратился к властям посёлка. Его поддержали. Обещали выделить безвозмездно территорию конного двора усадьбы Гончаровых. Обрадованный Сергей готов был даже расширить будущую экспозицию, включив в неё помимо раритетных автомобилей старинные кареты и экипажи.
Позже оказалось, что помещение Сергею отдадут в аренду на 48 лет и только при условии, что он сам сделает там ремонт и отреставрирует исторический объект.
— Мы посчитали, что только на начальном этапе во всё это нужно вложить 10 миллионов рублей, — говорит Сергей.
Конечно, таких денег у автомеханика не нашлось.
— Да если бы они у меня были, давно сам бы музей построил. У меня даже подходящего гаража для коллекции нет. Машины хранятся у друзей по всему посёлку.
Ни одну из восстановленных машин Сергей не продал и продавать не собирается. Делает их для души. Два раза в году — на День посёлка и на «Автостраде» — любой желающий может увидеть часть его коллекции.
— Конечно, хотелось бы большего. Но видно, никому это не нужно, — с горечью отмечает Сергей.
Легендарная «полуторка» на ходу.
Автомобиль-мотоколяска С‑3Д и «инвалидка» СМЗ С‑3А.
В таком виде автомобили поступают к автомеханику.
«Москвич» сияет «крыльями».
«Яву» рука не поднялась перекрасить в другой цвет.
Мотоцикл Harley-Davidson WLA‑42 1942 года.