Это надо видеть!

Как 40-летний актёр-музыкант играет 17-летнего подростка.
18:24 30.10.2018
0 904
Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фото Михаила БОРИСОВА.
Читайте KP40.RU:

Калужский драматический ордена Трудового Красного Знамени, ранее не стеснявшийся родства с товарищем Луначарским, стал пионером среди российских театров, поставив пьесу Карена Шахназарова «Курьер».

Откопали

За повесть «Курьер» Карен Шахназаров был удостоен премии им. Бориса Полевого. Сам потом в 1986-м снял фильм по сценарию, который написал совместно с А. Бородянским. Картина, что называется, прогремела, наделала много шума. И на этом как-то всё закончилось. Ни один театр не заинтересовался весьма поучительной пьесой. И молодые актёры, ярко сыгравшие в ней, утонули в послеперестроечном омуте.

Однако спустя 33 года молодой, но дерзкий столичный режиссёр (круглый отличник, где бы ни учился, а учился много где) Виктор Стрельченко взял и по-своему инсценировал «Курьера» (поставил спектакль как воспоминания убелённого сединами старика о своей юности). И не где-нибудь в Москве. В Калуге!

Недоразумение

На премьерных спектаклях 26 и 27 октября автора повести не было. И не потому, что Карен Шахназаров не захотел посмотреть на своё детище глазами Стрельченко. Просто мэтра постеснялись, побоялись потревожить. Мол, он очень важный человек, чрезвычайно занятой: востребованный режиссёр, директор «Мосфильма», общественный деятель, публичная личность… Откажет. Не приедет. А он, как выяснилось, не отказал бы. Узнал о постановке от одного из калужских журналистов. Удивился. Обрадовался. И выразил надежду, что всё-таки как-нибудь позовут его в Калугу калужские театралы! Он-де с удовольствием! Поскольку очень любопытно же, как поставили, как играют, как воспринимают эту весёлую и одновременно печальную придуманную им (или непридуманную) историю.

Реакция

Публика спектакль приняла. Зал аплодировал стоя. Долго. Актёры выходили на поклоны три раза. И в первый день. И во второй. Во второй играли лучше. Увереннее.

Сюжет (Для тех, кто не смот­рел фильм с одноимённым названием.)

Неординарный мечтательный юноша — выпускник средней школы,— наделённый чувством юмора на грани сарказма и своеобразным мышлением, проваливший экзамены в университет, убивает время перед призывом в армию в должности курьера редакции научно-популярного журнала, куда его пристроила мать — учительница истории. Знакомится с ровесницей — дочерью профессора, этакой няшей, примитивно мыслящей (но тоже не без тараканов в голове) студенткой-первокурсницей МГУ. Возникают чувства. Между тем молодой человек ни с кем не находит общего языка: ни со взрослыми-лицемерами, ни с ровесниками-мажорами. Троллит и тех, и других. А по ночам ему снятся странные сны. Про таких говорят: сам себе на уме.

О чём спектакль?

Фильм когда-то восприняли как сатиру на советский строй. Тогда возникает вопрос: зачем молодому режиссёру ставить это сегодня? Значит, видимо, повесть всё-таки не об этом. А о чём же? О трудностях взросления? О человеческих отношениях, которые должны быть лишены фальши? О том, что промчится молодость, прокатит зрелость, накроет старость и ты рано или поздно задумаешься, правильно ли жил, отвечал ли за свои поступки… То есть о неизбежности расплаты, как ни крути. О скоротечности жизни на этой планете. И о финале. Как говорят французы: C’est La Vie. Однако так увиделось мне.

Лицедеи

Подбор актёров замечательный. Ни к кому нет ни претензий, ни вопросов. Каждый — в своей тарелке. Пожалуй, только Дмитрий Казанцев, играющий сума­сшедшего писателя-фантаста, рассказы которого не хотят печатать, очень напомнил Раскольникова из спектакля «Убивец», который я посмотрел накануне там же, в драмтеатре, на сцене под крышей. Раскольникова играл Казанцев.

Что касается главного героя, то музыкант-актёр или актёр-музыкант (можно и так, и так) сорокалетний Григорий Бирюлин без напряга, весьма убедительно воплощает 17-летнего раздолбая, мечтателя, лжеца, девственника, вечно находящегося в состоянии переходного периода. И как! Верю! 5 баллов с плюсом!

Великолепно играет его мать Светлана Никифорова. Она как бы отстранена от того, что происходит на сцене, как бы не вписывается в эту псевдореальность. И это замечательно! Очень тонко. И очень важно. А ещё заядлым театралам будет любопытно увидеть на сцене старейшую актрису театра Розу Якимову. Это того стоит!

Сценография

А-ля 70-е. Всё блестит и светится.

Музыка

Очень точно подобрана. Со вкусом. Большая часть общего успеха.

Гвоздь

Безусловно, Ярослав Орляченко в роли певца Вадима Казаченко. Точнейшее попадание. Жутко смешно! А зал — так просто писал кипятком! Актёру вполне можно с этим номером выступать отдельно. На хлеб с маслом заработает точно. Успех гарантирован при любых раскладах: кто поумней — поймёт, что тонкая пародия, остальные подумают, что это настоящий, искупавшийся в молоке, помолодевший Казаченко.

Отзывы иных

Первое действие заканчивается странным сном главного героя: ему снятся орущие в клетках коты.

— Мяу-мяу-мяу, — весело подбежали в антракте к учительнице (такие же, видимо, неординарные, как и герои спектакля) девушки и юноши — старшеклассники. — Вера Сергеевна, вы куда нас привели? Чё за фигня? Мы ничего не понимаем!

Учительница, смущённо улыбаясь, попыталась лаконично адаптировать происходящее на сцене для их, видимо, совершенно иного — техногенного — мировосприятия.

Мнения взрослых зрителей разнились кардинально. Кто-то открыто восхищался. Иные неопределённо пожимал плечами. Были те, кто недвусмысленно морщил носики. Самые продвинутые убедительно констатировали, что «это», все-таки гораздо лучше «того»!

Я не понял, кого — того, но на всякий случай согласился.

Для кого?

Это немаловажный вопрос. Микрофоны и наушники, как у артистов мюзиклов, говорят о том, что спектакль рассчитан на непредсказуемые площадки и большие аудитории. Значит, на молодёжь. А для кого ещё может ставить молодой режиссёр? Однако, как мне видится и слышится, да и в тему реакция самой молодёжи — мимо. А старшее поколение такое современное техническое оформление, мягко говоря, напрягает и раздражает. Оригинально, конечно. Но совершенно излишне в стенах классического театра с прекрасной акустикой. Однако это в провинции. А что скажут столичные жители?

Ну и ещё чуть-чуть личного

По мне — так (а по первому образованию я педагог): пьеса актуальная и универсальная. Ибо подростковые проблемы во все времена одинаковы. А лицемерие, двуличие, глупость, фальшь, пустословие свойственны любому обществу и социальному строю. А ныне эти категории прямо-таки расцвели и обрели новые, ещё более выразительно-циничные свойства, нежели при так называемом социализме. Не знаю, как вам, а лично мне спектакль доставил немало ностальгического удовольствия. А кто ещё не посмотрел — скорее идите! Смотрите! И делайте выводы сами.

Ярослав Орляченко в роли Вадима Казаченко.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
14:55 сегодня
6 1973
Партнёрские новости
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
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 141
maksemss 89
Потрачено 35
best 34
caesar 29
4еловек 28
Белый Орёл 24
colorkaluga 24
kostindima 23
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9437
Viktorch1311 7834
vzhik 5340
drughunter 5038
Геннадич 26625
Полиграф Шариков 12738
ILR 8850
Александр К. 8938
ajax 13843
best 7886
Комментарий дня
Колумнисты
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