«Купол» преткновения: от рынка до бани
Очередная попытка вдохнуть жизнь в бывшие торговые площади вылилась в театр абсурда.
В центре Калуги — мрак и уныние. Здание бывшего рынка ветшает на глазах. Часть окон разбита, на стенах — граффити. А территория вокруг похожа на помойку — грязь, мусор, куски вскрытого асфальта. Довершают картину уличные торговцы, которые по старой памяти нет-нет да и приносят сюда домашние соленья, яблоки, цветы, ягоды-грибы.
Полтора года власти не могут найти «куполу» применения. Оказалось, что разогнать продавцов гораздо проще, чем вдохнуть сюда новую жизнь.
Кипение и бурление
Напомним: изначально предполагалось, что здесь появится космопарк с детским центром. Когда выяснилось, что такой глобальный проект бюджет не потянет, под него стали искать концессионера, и объект плавно трансформировался в коммерческий развлекательный. Однако желающих взять «купол» в концессию не нашлось. Прошедшей весной областные и городские чиновники уверяли, что под куполом будет аквапарк, причём уже к концу года. Но вскоре и он превратился в некий центр здоровья и отдыха, представляющий собой термальный комплекс.
Ещё до общественного обсуждения кулуарно говорили о том, что идея городскому голове Дмитрию РАЗУМОВСКОМУ понравилась, но он видит термы в другом месте — например, на Правом берегу. Однако проект представили на площадке «Точки кипения». Получилось настоящее двухчасовое шоу, в котором было всё: и крики «браво!», и смех, и овации — не хватало только цветов и поклонов.
Терморынок
В социальных сетях инвестор Юрий БЫЧКОВ негодовал по поводу того, что термы сравнивают с банями. Но на презентации он начал именно с бань, причём римских. Потом вернулся на землю и показал сначала свой центр отдыха и здоровья «Воткинские термы», а затем и калужский проект.
— Эти площади можно использовать для крупного бассейна. Если в Ижевске основная тусовка находится на улице, то здесь основную зону можно разместить внутри. Улица, в принципе, даже и не нужна… Бассейн — размером 20 на 30, в центре можно зафигачить остров. Либо этот бассейн можно сделать двухэтажным.
Детская зона с горками для детей, парилка с купелью, травяная, соляная, русская парная… На базе терм инвестор предлагал создать лечебно-диагностический центр.
Банные противники
После получасового сольного выступления инвестора последовали вопросы. Калужан интересовало, учёл ли он состояние городских сетей, ливнёвки, канализации.
— Технические условия получены… Я вам скажу, что вы немножко капризничаете в связи с состоянием городских сетей, потому что в Калуге всё не так плохо, как у нас. У вас — на твёрдую «четвёрку», — сказала представитель инвестора некая Елена, должность которой так и не удосужились назвать.
— Это полнейшее безумие — построить в центре города баню. О чём вы говорите? — кричала пенсионерка Алла Евгеньевна ТЕРЕХОВА. — Живу напротив рынка! У нас старые коммуникации, каждую неделю прорывает трубы! Мы не можем пользоваться водопроводом, даже чайник вскипятить.
— Я живу в доме на перекрёстке Марта и Кирова, — взяла слово ещё одна пенсионерка Татьяна ДМИТРИЕВА. — У нас подвалы дома, полные воды. Я предлагаю построить эти бани в Березуйском овраге. Там всю жизнь, сколько я помню, были бани. Мои окна выходят на рынок, на что же мы будем смотреть? Мы уже в шоке. Что нам делать?
Бычков сказал, что в Ижевске у людей были такие же страхи.
— Внутри «купола» вы никого не увидите! — успокаивал он разгневанных бабушек.
Инвестор заверил, что алкоголь продаваться не будет, в самом центре зазвучит тихая, расслабляющая музыка.
— Почему в центре? Потому что место расположения удобное. Как только мы размещаем этот комплекс на окраине, мы превращаем его в место выходного дня, — говорил Бычков.
Автомобильный вопрос
Калужан интересовало также, как скажется строительство терм на дорожной ситуации в городе.
— Вы просчитывали транспортную загруженность, если все 1500 мест будут заняты?
— У нас равномерная загрузка: с утра и до пяти часов приходят пенсионеры, к вечеру приезжает молодёжь. У нас нет пиковой загрузки, — пояснял инвестор.
Из ответов Бычкова стало ясно, что он не представляет до конца автомобильную ситуацию в городе. Выяснить, сколько будет парковочных мест у терм, не удалось. Оказалось, что эти расчёты проведут только после заключения соглашения с городом. Зато уже сейчас инвестор детально просчитал стоимость билетов и количество посетителей.
Состояние «купола» Бычков тоже не изучал.
— У меня нет цели похоронить свои деньги, я не дурак. Если есть какая-то опасность, малейшая, если проектировщики скажут, что там нельзя этого делать, ничего не будет. У вас «купол» стоит много лет, и на нём нет ни одной трещины.
— Мы не просили баню! Мы всё равно не будем здесь плавать голыми! — кричали вспылившие не на шутку женщины.
Не смог инвестор объяснить и того, как внешне будет выглядеть «купол». Сказал лишь, что готов, если захочет город, сохранить его в существующим виде, но считает, что здание может выглядеть и круче. Как? Осталось загадкой. А в проектах, которые он показывал, термы просто обшивались пластиком и стеклом по образцу калужских ТЦ.
Вообще, от ответов на многие вопросы Бычков уклонялся, а в конце его речь и вовсе свелась к тому, что он готов принести деньги, а неблагодарные калужане осмеливаются высказывать недовольство.
Подвёл итог обсуждению городской голова Дмитрий Разумовский. Он признался, что ему некомфортно работать с таким жёстким, бескомпромиссным инвестором, хотя сам проект и понравился.
— Нам здесь делать нечего в принципе! — неожиданно резюмировал Бычков.
Инвестору предложили несколько других площадок в Калуге, но он пока свою заинтересованность ими не проявил.
От автора
От обсуждения осталось неприятное послевкусие: будто побывала в каком-то театре абсурда. Зачем было приглашать инвестора презентовать проект, который реализовывать именно в этом месте изначально не собирались? Что будет с «куполом»? В то, что туда вернут рынок, не верят даже самые неисправимые оптимисты. Гораздо реалистичнее выглядит версия, что его доведут до такого ветхого состояния, что в итоге просто снесут.
Два часа инвестор пытался убедить калужан в том, что им просто необходимы термы под куполом.