Сакральный театр Александра Баранникова

Известный режиссёр рассказал о молдавских националистах, признании от Виталия Вульфа и, конечно же, о спектаклях.
18:16 23.10.2018
0 817
Читайте KP40.RU:

Известный режиссёр рассказал о молдавских националистах, признании от Виталия Вульфа и, конечно же, о спектаклях.

Костры амбиций

Александр Баранников оказался человеком очень пунктуальным: я только подошёл к ступенькам парадного входа, а он уже звонит: «Вы где? Подходите к служебному, я вас встречу». Мы поднимаемся по извилистым театральным лестницам (снаружи и не скажешь, что это такое масштабное сооружение).

— Идём на чердак, как Родион Романыч, — бросает мне Александр. У Баранникова на следующий день премьера — спектакль по Достоевскому «Убивец», так что он с головой погружён в текст Фёдора Михайловича. Проходим в кабинет, находящийся за дверью с табличкой «Творцы».

Александр говорит, что когда-то мечтал о собственной труппе, но теперь полагает, что режиссёрский театр постепенно трансформируется в директорский.

Музы, пушки и пистолет

В 90-е годы Баранников успел поработать за рубежом: в Молдавии и в Румынии.

— В своё время я получил от Министерства культуры предложение возглавить Кишинёвский русский драматический театр. Тогда генерал Лебедь командовал там 14-й армией, я даже был у него в штабе. Побывал и в Тирасполе, видел могилы погибших в приднестровском конфликте, воронки от взрывов. А под окнами Российского посольства в Кишинёве ходили националисты с факелами — тогда в городе произошло какое-то резонансное убийство, и они носили гроб вокруг памятника Штефану чел Маре и кричали нам: «Чемодан — вокзал — Россия»!

Но в плане работы это был плодотворный период, в Молдавии у меня сложилось несколько неплохих спектаклей. Удалось наладить отношения и с национальными театрами, я приглашал их актёров. Там поставил «Дикаря» — спектакль, который потом шёл ещё лет 15, а сейчас он в репертуаре Калужского драмтеатра. Главную роль исполнял артист по фамилии Кистол, что переводится с молдавского как «пистолет». Сейчас он работает в Москве, в шоу «Большая разница».

На политические темы Александр говорит очень возбуждённо, начинает сильно жестикулировать. Его монолог в такие моменты превращается почти что в проповедь:
— Россия — великая страна, последний на планете бастион настоящей христианской культуры. А те, кто говорит о «европейских ценностях», проповедуют бесовство! Однополые браки — это же содомский грех, а вы ведь помните, как Господь наказал Содом и Гоморру?!

Кто боится Виталия Вульфа?

Я напоминаю режиссёру о его постановке пьесы «содомита» Теннеси Уильямса «Молочный фургон не останавливается больше здесь».
— Я ставил «Фургон» не то чтобы поперёк автора, но в моей версии раскрыта совсем другая история. По сути, всё происходит на стыке Ветхого и Нового Заветов. Одна старуха умирает, и к ней приходит человек по имени Кристофер Фландерс — Христос Цветов, который должен перевезти её через реку, как своеобразный Харон. И вначале он просит молока — а есть известный библейский завет: «Не вари козлёнка в молоке матери его». В конце же Кристофер пьёт «кровь Нового Завета», то есть красное вино. Герой таким образом перерождается, из человека какого-то среднего пола он становится мужчиной. На спектакль приезжал известный теат­ральный критик Виталий Вульф, который к тому же переводил эту пьесу. И он подарил мне свою книгу с подписью: «Создателю выдающегося «Молочного фургона».

Архетип и символ

Скрупулёзная работа над текстом, вычленение архетипов и поиск символов — едва ли не ключевые отличительные черты Баранникова-режиссёра. Ролан Барт, Карл Густав Юнг и Михаил Бахтин, стоящие на внушительных размеров книжной полке Александра, не дадут соврать. Во время разговора он часто открывает тот или иной том, чтобы подтвердить новый тезис.

— Я привожу своим студентам такой пример. У Шекс­пира Бенволио в одном из эпизодов сообщает, что Ромео гулял в сикаморовой роще и ушёл печальный в западные ворота. А древесина сикамор обычно шла на изготовление гробов. Получается, что Ромео погулял в «гробовой» роще и ушёл на запад, то есть в закат. Это говорит нам, что его судьба предопределена. И не важно, задумывал так автор или нет: такое есть в тексте, и от этого не отвертишься.
При этом Баранников, в своё время ставивший спектакль «Вишнёвое варенье» по пьесе Людмилы Улицкой, несколько парадоксально заявляет, что за редким исключением от современной драматургии его тошнит. Настолько, что даже решил изменить финал пьесы:

— Работа Улицкой — это парафраз «Вишнёвого сада». И я считаю, что имел право на вмешательство, поскольку в основе всё же лежит именно Чехов и энергетика его пьесы подчиняет себе текст Улицкой. Зачем нужен вишнёвый сад, если его не вырубают? Зачем нужен «Вишнёвый сад», если в финале в имении не заколачивают Фирса? Когда есть работа с сакральными сущностями, тогда есть и театр. А когда кто-то просто вытаскивает свои проблемы и комплексы, используя авторский материал, тогда вместо Достоевского пускай лучше поставят телефонный справочник — в итоге то же самое выйдет.

Бич Божий

За роман о Раскольникове Баранников уже брался в Румынии, но в Калуге — совсем другая постановка. Александр показывает папку с набранным типографским шрифтом заголовком «Дело №» и подписью «Раскольников», выведенной от руки. В ней вся работа над спектаклем — 10 листов текста, сплошь исчерканного карандашом и красной ручкой. Отдельно лежат эскизы для костюмов (к сожалению, невоплощённые) — яркая характерная графика в лучших традициях старой школы книжной иллюстрации. Баранников с нескрываемым восхищением переворачивает страницы и комментирует каждый рисунок, не жалея восторженных эпитетов и изредка сетуя на неудачные, на его взгляд, работы.

— Весь роман у меня сейчас, к сожалению, нет возможности поставить. Так что я взял 5 глав: две сцены Раскольникова с Соней и три — с Порфирием Петровичем. Именно здесь находится ключ к сакральному понимаю романа. Это книга из школьной программы, но по-настоящему текст мало кем прочитан. В моей трактовке Раскольников выступает Божьим бичом, который карает виновных. Он же убивает двоих — старуху и её сестру Лизавету. И если с процентщицей всё понятно, то с Лизаветой история не такая очевидная. Но в романе есть сцена, в которой дан явный намёк на то, что она занималась проституцией. При этом Достоевский пишет, что Лизавета была «поминутно беременна», но детей у неё нет. Следовательно, она великая грешница, убивавшая своих детей, и получает по заслугам.

О том, насколько Баранникову удалось воплотить свои идеи на сцене, читатель сможет решить, сходив на спектакль, а перед этим прочитав рецензию в нашей газете.

Среди любимых калужанами постановок режиссёра — «Белая гвардия» по Булгакову…

… и спектакль «Дикарь» Алехандро Касона.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Партнёрские новости
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
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 141
maksemss 89
Потрачено 35
best 34
caesar 29
4еловек 28
Белый Орёл 24
colorkaluga 24
kostindima 23
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9437
Viktorch1311 7834
vzhik 5340
drughunter 5038
Геннадич 26625
Полиграф Шариков 12738
ILR 8850
Александр К. 8938
ajax 13843
best 7886
Комментарий дня
Колумнисты
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