Блистательная Ефременко, зажигательный Постнов, очаровательная Лапина и все-все-все!

242-й сезон Калужский драматический открыл весёлой, не обременённой тяжестью философской мысли опьянительной сказкой со счастливым концом.
17:51 25.09.2018
0 974
Александр ФАЛАЛЕЕВ. Фото Андрея ГОРЛАЧЁВА.

242-й сезон Калужский драматический открыл весёлой, не обременённой тяжестью философской мысли опьянительной сказкой со счастливым концом.

«Хануму» грузина Авксентия Цагарели в литературной обработке Владимира Константинова и Бориса Рацера поставила москвичка Алла Решетникова. Сцену оформил главный художник театра Максим Железняков.

Водевиль — не водевиль

В основе сюжета — соревнование двух свах Авлабара (район Тифлиса XIX века) Ханумы (Надежда Ефременко) и Кабато (Ольга Петрова) в желании женить разорившегося разгульного князя Вано Пантиашвили (Игорь Постнов) на богатой невесте. Ханума пытается пристроить зажиточную, однако уже немолодую невесту (кто её играет — загадка, частично раскрываемая в конце), а Кабато нашла юную красавицу, купеческую дочь Сону (Елизавета Лапина), влюблённую в племянника князя.

Широкую известность эта непритязательная история получила благодаря Георгию Товстоногову, поставившему «Хануму» как водевиль в ленинградском БДТ в далёком 1972-м. Театральные критики позже назвали этот спектакль одной из лучших работ великого режиссёра. Лично на меня телеверсия, снятая в 1978-м, никакого впечатления не произвела. Точнее, навеяла грусть-печаль-тоску, несмотря на предполагаемую весёлую, лёгкую форму водевиля.

Без «а-ля грузин»

Алла Решетникова отказалась от подобной подачи, сделав в этой комедии положений упор на хореографию. Помогла ей Елена Юдина. Сценография порой просто зачаровывала. Чего только стоили завораживающие действа с белыми простынями, волшебно трансформирующимися то в лодку, то в море. Это придавало спектаклю лёгкость и воздушность. А ещё — минимализм декораций: телега, которая служила и каретой, и повозкой, и кроватью, и лавкой, бутафорские бахчевые, как снаряды в потасовке двух свах, и задник сцены, увешанный кавказскими коврами. Этого вполне хватило для создания атмосферы Тбилиси. Нельзя не отметить точную музыкальную атмосферу спектакля (москвич Павел Амбарнов). Одним словом, постановщики попали в самое яблочко! Для полного счастья, возможно, не хватало грузинского акцента. Однако это желание режиссёра уйти от стереотипа, не опуститься до анекдотичной стилизации речи вполне оправданно. Получилась лёгкая стилизация, а не пошлое копирование реалий и культуры Грузии в духе «а ля грузин». Более того, вполне компенсировалось игрой всего актёрского ансамб­ля, проявившего многогранность лицедейского таланта. И лезгинку, и кинтаури актёры исполняют так зажигательно! А Сергей Путинцев просто сроднился с доли (грузинским барабаном). Больше всех (и не только мне, как выяснилось из опроса по горячим следам после просмотра) запомнилась Екатерина Клеймёнова в роли одной из многочисленных жительниц Авлабара, подтвердив классическое утверждение: «Нет маленьких ролей!»

От многоголосия — мурашки

Что касается песен. «Они есть у меня!» — наверное, так сказала главный человек по вокалу в театре актриса Ольга Петрова, ярко исполняющая в спектакле роль вредной свахи Кабато — конкурентки Ханумы, и подготовила с актёрами несколько грузинских многоголосий, которые по ходу действа приводят публику в восторг!

Часть успеха спектаклю обеспечили постановщики, часть — незаурядные актёрские работы. Без Надежды Ефременко в роли хитрой и обаятельной Ханумы спектакль вряд ли бы состоялся. Блестяще, тонко, великолепно! Роль князя Вано Пантиашвили позволила вновь (после великолепных работ в спектак­лях Александра Плетнёва) развернуться незаурядному комедийному таланту Игоря Постнова. Молодой влюблённый неврастеник — таков Кирилл Бессонов в роли племянника князя Котэ. Очень любопытно! Денис Юшечкин с чувством юмора, тонкой искусной мимикой подал своего слугу Тимоте. Безумно хорош грозный купец Микич Котрянц, отец невесты Соны, — яркий, харизматичный Валерий Смородин. Очень убедителен ироничный Михаил Кузнецов в роли приказчика Акопа. Впечатляет искренне переживающая за судьбу брата-князя Текла — Ирина Шуркина. Хороша обаятельная, неискушённая невеста Сона — Елизавета Лапина. Добродушная и одновременно строгая, настоящая грузинская бабушка Ануш получилась у Людмилы Парфировой.

Комедия — действительно, добрая, полная юмора и самоиронии — думается, придётся по душе как искушённым театралам, так и тем, кто давно не заглядывал в Калужскую драму.

P.S.

Единственный вопрос, который остался без ответа: почему заглавным спектаклем этого сезона стала совсем вроде бы несовременная грузинская «Ханума»? XIX век, сваха? По всей видимости, это так и останется тайной. По крайней мере, для нас. И следовательно, для вас, дорогие читатели. Поскольку ответить на этот вопрос может только один человек — главный режиссёр театра. Однако Владимир Хрущёв, смертельно обидевшийся на критическую оценку спектакля, поставленного им ещё в прошлом сезоне, от контактов с журналистами нашего издания категорически отказался. Сначала мы огорчились. А потом подумали: ну и замечательно! Тайны, скандалы, интриги — эти категории являются составляющими успеха как популярной газеты, так и хорошего театра Так держать!

Приказчик Акоп – М. Кузнецов.

Купец Микич – В. Смородин, князь Вано – И. Постнов.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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