Увидеть тайну в обыденности
До 29 сентября в ИКЦ будет работать выставка молодых художников.
В январе 2018 года несколько друзей-художников: Игорь Юдкин и Екатерина Бабина (живопись), Сергей Попов и Мария Смольянинова (графика), Мирей Коти де Жельмини (скульптура) — объединились в творческую группу «Ланиакея». Понятие это взято из астрономии. Ланиакея (слово заимствовано из гавайского языка и означает «бесконечные или неизмеримые небеса») — сверхскопление галактик, в котором находится Сверхскопление Девы, включающее в себя и наш Млечный Путь. Художники говорят, что ищут ответы на вечные вопросы познания мира в окружающих вещах, в которых мы существуем и часто не замечаем.
Династия художников
В семье Екатерины БАБИНОЙ все художники. Её бабушка Зинаида Бабина выросла в большой крестьянской старообрядческой семье в деревне Норино Вятской губернии. С 13 лет работала дояркой на молочной ферме в колхозе. Закончила четыре класса школы. Трудилась помощником взрывника на шахте, прачкой, кочегаром. А потом 20 лет проработала на ковроткацкой фабрике. После выхода на пенсию подрабатывала сторожем и начала лепить из глины игрушки, горшочки, а затем фигурки послушников, святых, старцев. Попробовала писать темперой, и получились уникальные работы. Её картины находятся в Московском государственном музее наивного искусства. Работы отца Екатерины — Валерия Бабина — есть в Третьяковской галерее, Русском музее, в других собраниях страны. Мама и дядя тоже живописцы. Но у Екатерины свой путь, свой взгляд на мир.
— Кадмий красный, кобальт синий, спектральная охра, ультрамарин… Раскрыть ларец с самоцветами и гальками до дна. Сделать что-то заведомо ложное и неправильное правильным, — так видит свою роль в искусстве Екатерина. — Руки в краске. Я в рабочей рубахе… Мне нравятся простые слова и понятия. Сад в сумерках, сад утром под дождём… И я во всём этом. Открываются головокружительные пейзажи.
Екатерина БАБИНА. «Дождь в Аптекарском».
Екатерина БАБИНА. «Пионы».
Екатерина БАБИНА. «Кружево».
Холст, дерево, картон
Работы Игоря ЮДКИНА полны экспрессии и, если смотреть на них издали, приобретают новое звучание. Игорь родился в семье художников-полиграфистов. Рисовал с детства, поначалу прямо на старых советских обоях с причудливыми узорами, затем — в тетрадках на уроках. Родители отправили их с братом в изостудию, а потом — в художественную школу. Возможно, просто для того, чтобы чем-то занять.
— Это было интересно, но я не воспринимал рисунок как что-то важное в жизни, — признаётся Игорь. — Закончил школу, затем — училище, потом — Московский университет печати. Когда готовился в вуз, попал в мастерскую художника Валерия Бабина (отца Екатерины Бабиной). Там было уютно и хорошо. Бабин вёл живопись, иллюстрацию, а рисунок и шрифт — Владимир Кортович. Начал потихоньку понимать, что искусство сложнее, чем я думал. Чем больше работал, проникался, тем больше меня это захватывало, становилось важным. Сегодня продолжаю искать в окружающей действительности ответы на загадки, которые не оставляют меня равнодушным. На всех картинах, представленных на выставке, деревья. Они восхищают меня силой, величием, цельностью. Их молчаливая воля внушает уважение. Возможности в работе над ними безграничны — их сложная форма, цвет доставляют мне удовольствие. В основном они написаны в моей мастерской, много видов из окна. Пару картин я написал в Крыму. Техника — маслом на холсте, дереве, картоне. Совершенно разные ощущения, реакции краски. Люблю рисовать на дереве — приятно класть краску на полированную, слегка тянущуюся древесину.
Игорь ЮДКИН. «Двор» (работа вверху). Внизу — заброшенный дом в Сушнево под Владимиром, где художник был на учебной практике.
Попытка остаться собой
Необычные работы — у Марии СМОЛЬЯНИНОВОЙ: художник умеет увидеть в обыденном, повседневном нечто исключительное. Мария с красным дипломом окончила МГАХИ им. Сурикова. Участвовала больше чем в 80 выставках в России и за рубежом. В её работах всегда есть тайна.
— «Стань самим собой» — моё любимое стихотворение Арсения Тарковского, — говорит Мария. — Самое простое и одновременно сложное — попытаться остаться собой, не поддаться влиянию, прийти к себе. На выставке представлено несколько графических циклов, выполненных в технике офорта (разновидность гравюры). Это рассказ пластическим языком о чувствах, переживаниях, ощущениях. Ритм окружающего пространства, его колорит, шум, тишина. «Музыка» у каждого места особая.
Мария СМОЛЬЯНИНОВА. «Огни большого города».