В ритме школы
В детстве август был для меня знаком, что скоро закончится беззаботное время — школа близко. За три долгих летних месяца мне так привыкалось к свободному режиму, когда можно было ложиться спать за полночь, отдыхать с самого утра, когда все схемы полноценного питания рушились под натиском клубники с грядки и конфет из кармана соседа Вовки, что начало учебного года становилось для меня культурным и физическим шоком.
Как избежать популярных проблем, которые минимум весь сентябрь преследуют детишек, сразу шагнувших в школу из вольного безрежимного лета, «Калужскому перекрёстку» рассказала клинический психолог, нейропсихолог центра «Попутный ветер» фонда «ВОЛОНТЁРЫ — ДЕТЯМ» Анастасия Кузина.
— Конечно, для формирования новых привычек требуется 21 день. Но даже сейчас, когда на календаре уже 22 августа, не поздно заново начать привыкать к упорядоченной школьной жизни.
Начинаем с восстановления режима дня. Для ребёнка, привыкшего просыпаться к полудню, ранние пробуждения станут настоящей катастрофой, а первый урок — мучением. Рассеянное внимание не позволит включиться в рабочий процесс, ведь добрые 20 минут урока школьник будет бороться с сонливостью. К тому же летом дети едят только тогда, когда заскакивают домой между играми. Где уж там снова привыкнуть к питанию по часам в школьной столовой! Чтобы избежать подобных проблем, можно совместно с ребёнком составить распорядок дня, в котором найдётся время на игры, чтение и ваши совместные прогулки, просмотр мультфильмов, домашние обязанности, правильное питание и здоровый десятичасовой сон. И не забывайте: август — время витаминов! Они добавят ребёнку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
Снимаем тревогу и закладываем правильный настрой. Предвкушение неизвестного нового учебного года, особенно если он первый, может вызывать у ребёнка волнение и даже тревогу. В этом случае лучше не настраивать его исключительно на позитивные ожидания, а поделиться опытом своих школьных лет. Важно подбодрить ребёнка, рассказав о своих успехах и неудачах, о забавных моментах школьной жизни, о том, насколько ценным оказался для вас этот опыт. Если ребёнок идёт в школу впервые, можно заранее познакомить его с учителем и организацией школьного здания.
Формируем положительное отношение к школе. Часто учёба не выглядит привлекательной для ребёнка, осознание её смысла появляется не сразу. Чтобы ребёнку понравилось быть учеником, подготовьте к новому учебному году яркие школьные принадлежности и красивую школьную форму. Девчонкам нравится хвастать перед подружками новыми бантами и колготками, а мальчишкам — модными причёсками и чехлами на гаджетах.
Не забываем посетить врача. Освоению новых знаний могут препятствовать нарушения зрения, слуха, особенности работы желудочно-кишечного тракта, внезапная зубная боль, аллергические реакции и т. д. Не забудьте посетить профильных специалистов, чтобы ничто не выбивало ребёнка из учебного процесса. А если он только начинает школьную жизнь, обязательно узнайте о профилактике сколиоза и плоскостопия у врача-ортопеда.
Готовимся к школе вместе с ребёнком. Читайте и обсуждайте книги, играйте в подвижные игры и в те, что требуют повышенной концентрации произвольного внимания, тренируйте оперативную память и мелкую моторику, заряжайте друг друга положительными эмоциями.
Не боимся обращаться к детскому психологу. Оценка психологом когнитивного развития ребёнка, его готовности к школе поможет преодолеть трудности школьного всеобуча, ведь банальная рассеянность может серьёзно помешать получению знаний, умений и навыков.
В финальный месяц лета не перегружайте ребёнка чтением всего летнего списка литературы, не «тренируйте руку» преждевременным исписыванием прописей, не хватайтесь за таблицу умножения. Пусть последние тёплые денёчки запомнятся вашему чаду сочными арбузами, весёлыми подвижными играми, загорелым носом и… разбитыми коленками.
Лилия Булаевская.