Спустя 75 лет сын нашёл могилу отца
На прошлой неделе на военном участке Пятницкого кладбища состоялся молебен об упокоение души советского солдата Меера Гербата, умершего в 1943 году в калужском госпитале.
На фронт молодой Меер Гербат ушёл в начале Великой Отечественной. Его сыну Арье было тогда 5 лет. Домой, в Черновцы, приходили весточки. Писал, что верит в победу и надеется обязательно вернутся домой. Но Меер Гербат не вернулся. Последнее письмо пришло в 43-м. И всё. Полная неизвестность. И самое страшное, что семья так и не узнала, что же случилось с их мужем и отцом. При каких обстоятельствах умер, и где похоронен.
После войны семья покинула Советский Союз и переехала обживать молодой, только что образовавшийся Израиль. Шли годы. Арье не переставал надеяться, найти хоть какие-нибудь сведения об отце, посылая запросы-письма в разные организации. Говорят, надежда умирает последней.
Несколько месяцев назад Арье Гербат выяснил, что, возможно, его отец похоронен в Калуге. Обратился в туристическое агентство «Визит», которое занимается туристическим сопровождением приезжающих в Россию израильтян. Те направили запрос в местный военкомат.
И, уже, благодаря помощи начальника отдела калужского областного военного комиссариата Игоря Кузьмина и руководителя Городского совета ветеранов Александра Унтилова, удалось установить причины смерти и место захоронения красноармейца Меера Гербата.
Соответственно найденным документам, Меера Лейбовича Гербата — бойца 12-го мостопоезда, 1907 года рождения, привезли в калужский эвакогоспиталь № 3468 (ныне — здание школы № 9 на ул. Кутузова, 22) 20 марта 1943 г. с сильным переохлаждением, с крайним истощением. Умер красноармеец 20 апреля от быстро развившегося туберкулёза и сдавления нижнего отдела пищевода. Что же произошло? Вполне возможно, что солдата придавило чем-то очень тяжёлым (дерево, бревно, шпала…). И с повреждением грудной области он долго оставался на холоде: март — распутица, ледяная вода. Похоронили бойца на военном участке Пятницкого кладбища, в могиле № 91.
Калужане отправили в Израиль копию документа из госпиталя, уведомив, что место захоронения красноармейца Меера Гербата обнаружено.
Еврейская община, узнав о том, что Гербат захоронен в нашем городе, оплатила изготовление надписи на памятной табличке.
В Калугу приехало три поколения семьи Гербат: Арье, его дочь Марьяна и внучки. Передать словами те эмоции, которые они испытывали, увидев на стене братской могилы фамилию отца, деда и прадеда, невозможно.
— У нас дома есть письма, которые он присылал, — вытирая слёзы рассказывала Марьяна. — Он надеялся вернуться домой. Его ждали. Теперь мы хотим передать эти письма в Музей холокоста и героизма в Иерусалиме.
— Я не могу описать своих ощущений. Думал, что уже никогда не смогу здесь побывать. Просто не верится, — не скрывая слёз, благодарил всех причастных к поиску могилы отца Арье Гербат. — Это случилось благодаря добрым людям. Спасибо вам!
Молитву за упокоение души прочитал главный раввин Калуги и Калужской области Михоэль Ойшие.
У стелы родственники зажгли поминальные свечи. Почтили память родного человека, воевавшего и погибшего, спасая мир от фашизма.
Арье было 5 лет, когда отец ушёл на фронт.
Надпись «Гербат М.Л.» добавлена на мемориальную доску.
Арье ГЕРБАТ с дочерью Марьяной у стены братской могилы с именем отца.
Раввин Михоэль ОЙШИЕ читает молитву.
Меер ГЕРБАТ с женой.