Пенсии, калужане и сквер Жукова
Люди за оградой
«Калуга против пенсионной реформы!» — мелодично скандировала группа людей в минувшее воскресенье в сквере Жукова. Это был санкционированный массовый пикет, организованный стихийно сформировавшимся гражданским штабом протеста против пенсионной реформы.
В него вошли обычные калужане, проявившие инициативу, а также члены межрегионального профсоюза «Рабочие ассоциации» (МПРА) и молодёжного социалистического объединения «Прометей».
Городские власти замкнули пикетчиков в периметре из стоек переносного металлического ограждения. Видимо, эта унизительная процедура прописана в каких-то ведомственных инструкциях. Однако сомнительно, что в этом была необходимость: это был, по сути, разговор под открытым небом, где каждый мог высказаться на тему отношений между властью и народом. Иногда это получалось эмоционально — но без тени агрессии. Весьма характерная деталь: ни одного депутата — ни городского, ни областного уровня — на мероприятии заметно не было.
— Вот, у нас — «Ника ТВ»! Интервью не давайте ни в коем случае, это проправительственное телевидение, — предостерегает ведущий мероприятия, председатель калужского отделения МПРА Дмитрий ТРУДОВОЙ.
— Не будем! — послушно отзывается кто-то в толпе.
Профсоюзы снова в деле
У такого отношения профсоюзного лидера к государственным СМИ есть причины. МПРА был едва не разгромлен властями в начале этого года. После того как ему удалось добиться заключения выгодных для работников коллективных договоров на заводах «Ford», «Volkswagen» и «Benteler», он был ликвидирован решением суда после иска прокуратуры.
В Калуге МПРА также удалось добиться повышения зарплат и более удобного графика отпусков для рабочих «Фольквагена». В ответ на телеканале «Ника» вышел документальный фильм с резкой критикой деятельности калужских профсоюзов. Их логика: идти наперекор «стратегическому инвестору» нельзя, иначе он может уйти в другой регион и лишить калужан рабочих мест.
Два месяца назад Верховный суд снял с МПРА все обвинения, и профсоюз возобновил свою деятельность. Как раз вовремя: под прикрытием чемпионата мира правительство решилось на целый ряд непопулярных реформ.
— Мы уверены, что в ходе социально-экономического развития страны не должны ухудшаться достигнутые в прошлом социальные нормы и гарантии, — говорит его лидер в Калуге Дмитрий Трудовой.
По его мнению, для повышения пенсионного возраста в России сегодня нет оснований, а проблема финансирования дефицита Пенсионного фонда может быть решена иным способом.
— Дефицит Пенсионного фонда возникает из-за того, что большое количество занятых находятся в «серой» зоне и от их зарплат пенсионные взносы не платятся. По оценкам Пенсионного фонда, из 77 миллионов трудоспособного населения России регулярные отчисления поступают только от 43,5 миллиона. Теневой фонд оплаты труда составляет 10 триллионов рублей в год, — поясняет профсоюзный лидер.
Калужане протестуют
Вряд ли калужане настолько легкомысленны, что на самом деле считают победы футбольной команды более важными, чем повышение их собственного пенсионного возраста. Тем не менее калужская фан-зона ЧМ‑2018 во время матчей российской сборной собирает людей втрое больше, чем пришло на пикет.
Разумеется, здесь не обошлось без влияния телевидения, лишающего человека объективного восприятия реальности. Однако тут есть и другое. Люди просто не верят в то, что на правительство можно повлиять такими методами.
Но те, кто пришёл, говорили самые нелицеприятные для властей вещи.
— Я, как и вы, хочу, чтобы люди в нашей стране жили достойно. Сейчас правительство убеждает нас в необходимости повышения пенсионного возраста и приводит множество аргументов в защиту своей позиции. Но давайте разберёмся, так ли они убедительны, — говорит одна из выступающих. — Нам говорят, что пенсионный возраст повышен во множестве других стран. Да, это, действительно, так. Но давайте вспомним о том, что в этих странах уровень жизни гораздо выше, чем у нас.
Нам говорят, что пенсионная реформа поможет сохранить рабочие места для пенсионеров. Но мы знаем, что профессионалов увольнять не будут, увольнять будут пенсионеров, которые с трудом приходят на работу из-за состояния здоровья.
Почему у нас плохое состояние здоровья? Потому что у нас плохое качество бесплатной медицины и высокие цены на платную. Так, может, стоит позаботиться о повышении качества медицины, а не о повышении пенсионного возраста?
— Правильно говорит, — раздаются из толпы одобрительные возгласы.
— Вы же ещё молодой, вы-то почему против повышения пенсионного возраста? — задаёт провокационный вопрос журналист.
— Я забочусь о своём будущем, — легко парирует интеллигентный мужчина лет тридцати.
Задавленное поколение
В России жизнь несправедлива по отношению к разным поколениям — так было всегда. Повезло тем, кто родился в 30-х и 40-х годах прошлого века: они получили прекрасное образование, полностью реализовали себя профессионально и успели выйти на пенсию ещё по социалистическим социальным стандартам.
Главные пострадавшие от нынешней пенсионной реформы — родившиеся в 50-е и 60-е. Они успели получить советское образование, но не успели сделать советскую карьеру. Самые продуктивные годы их жизни выпали на развал 90-х, когда, имея дипломы престижных вузов, они торговали на улицах, чтобы просто выжить.
Всю свою жизнь они как будто бежали вверх, с палубы на палубу тонущего «Титаника». И теперь из их поколения к пенсии успеют тоже не все: согласно демографическим расчётам, при существующей продолжительности жизни до нового пенсионного возраста не доживут 40% мужчин этого возраста и 20% женщин.
Ведущие телеканалов, рассказывающие о том, почему нужно повышать пенсионный возраст, доживут. У них всё будет хорошо.
Антон Барышников, преподаватель, кандидат исторических наук:
— Я против пенсионной реформы, потому что это антисоциальная мера. Потому что это подло и несправедливо. Я не понимаю, почему мои старшие друзья, коллеги по работе, люди, которые меня в детстве и юности лечили и учили, которые своим трудом создавали и создают отечественную экономику, которые пережили распад одного государства и тёмные времена 1990-х, вдруг лишаются права на честно заслуженную пенсию.
Ещё более подлой эту реформу делают объяснения: мол, жизнь стала лучше, жить будем до 80. Это порочная логика, это всё равно что заходить в детские дома и отбирать у детей игрушки, говоря, что в стране сократилось среднее число сирот.
Елизавета Смирнова, организатор акции, студентка:
— Уровень пенсии зависит от уровня зарплаты, а не от того, что в стране вдруг станет меньше пенсионеров. И уровень жизни зависит от достойной оплаты труда и достойной государственной поддержки.
Мне очень хочется вместе со всеми радоваться победам сборной. Но пока мои соотечественники будут умирать на работе и в нищете, не имея денег даже на вещи первой необходимости, это невозможно.
Сейчас моему поколению кажется, что пенсионная реформа — это не про нас и никогда нас не коснётся. Но пенсионная реформа — это только один из шагов власти, помогающий олигархам вытащить деньги из наших карманов и карманов наших родителей. Именно поэтому я против повышения пенсионного возраста.
Елена ДЕДУХ, руководитель инициативной группы дольщиков и жителей микрорайона «Хрустальный»:
— Я против повышения пенсионного возраста в таком виде. Пенсионная реформа нужна, но она должна нести положительные изменения для пенсионеров — нынешних и будущих. При такой средней продолжительности жизни, как сейчас в России, повышение пенсионного возраста недопустимо!
Абсолютно абсурдно заявление одного из инициаторов реформы: «Мы видим, что большинство населения страны, выходя на пенсию, продолжают работать, значит, они могут это делать, хотят этого, поэтому повысить возраст вполне логично». Да, люди работают и после выхода на пенсию, до упора, пока могут, потому что НЕВОЗМОЖНО на эту пенсию достойно прожить!!!
Андрей БИТКОВ, один из организаторов пикета:
— Моей матери как раз исполняется 63 года, а отцу уже 65. Мои родители испытывают проблемы со здоровьем, и, не будь у них пенсии, будь они вынуждены работать все последние годы, это было бы очень тяжело.
Сегодня уровень жизни в России очень невысокий, мы плохо питаемся, на всём экономим. В том числе и на своём здоровье. Я, работая сварщиком на заводе, вижу, как молодые мужчины теряют здоровье уже к 35–40 годам.
То, что предлагает правительство, не реформа. Это экономия на населении, обрекающая большую часть людей в будущем никогда не выйти на пенсию. И населению нашей страны нужно стать НАРОДОМ, заявить о своих интересах и добиться их исполнения.