«Когда стройка начнётся, здания могут просто рухнуть»
Плеханова, 77А, — сейчас по этому адресу находится полуразвалившееся кирпичное строение в два этажа. Земельный участок, на котором оно стоит, принадлежит частному лицу. В планах у него — построить здесь четырёхэтажный жилой дом на 12 квартир с подземной автостоянкой.
Тревожное соседство
Буквально в двух шагах от планируемой стройки находится несколько крупных памятников архитектуры, в том числе — усадьба Золотарёвых-Кологривовых, где располагается Калужский объединённый музей-заповедник (его по старой памяти продолжают называть краеведческим), и Палаты Макарова. По этой причине авторы проекта должны были провести специальные исследования, чтобы оценить, как отразится строительство на состоянии архитектурных памятников, и дать рекомендации по обеспечению их сохранности.
Данное требование проектировщики выполнили, но вот к качеству этой работы у генерального директора Калужского объединённого музея-заповедника Виталия БЕССОНОВА, внимательно изучившего документацию, возникли серьёзные замечания.
— Во-первых, на 4,5 метра превышена высотность здания. Она ограничена 10 метрами, — говорит Виталий Анатольевич. — Кроме того, нулевая точка была взята от пола, а не от земли, как положено. Не учитывается конструкция крыши, на которой предполагаются вытяжки, ограждения. Высота наших зданий — 5 метров. При этом эксперты утверждают, что основной объём нового здания виден не будет. Но мы понимаем, что это лукавство: строения высотой 10 метров и больше не может быть не видно со стороны 5-метрового.
Однако вопрос эстетики в данном случае волнует Виталия Бессонова даже не в первую очередь. Главное, что его тревожит, — близость зоны строительства к объектам культурного наследия.
— Стройка будет располагаться в пяти метрах от территории памятника, — объясняет Бессонов. — Поскольку котлован планируется делать глубиной не менее трёх метров, зона негативного воздействия составляет минимум 9 метров. В неё попадает весь угол усадьбы Золотарёвых с колоннадой и флигелем. Это значит, что, когда начнётся стройка, здания могут просто рухнуть. Состояние наших конструкций не обследовалось, поэтому неизвестно, насколько защищены их фундаменты от динамической нагрузки при строительных работах. Ни в одном городе РФ, в том числе и в Москве, строительство вблизи объектов культурного наследия без специальных исследований никогда не проводилось.
Ярославский след
Виталий Бессонов обращает внимание ещё на один нюанс. Раздел о мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия разрабатывали печально известные калужанам проектировщики из Ярославля.
Именно они три с половиной года назад предприняли попытку корректировки действующего Проекта охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Калуги. Это делалось ради строительства под склоном, на котором находится Музей космонавтики, отеля, три корпуса которого закрыли бы склон по всей его высоте.
— Проект вызвал возмущение калужан, — говорит гендиректор Краеведческого музея. — При поддержке Министерства культуры РФ предложение ярославцев было отвергнуто.
Во второй раз они отличились в 2017 году, выиграв конкурс на разработку для областного центра нового проекта зон охраны объектов культурного наследия. Представленный проектировщиками документ вызвал шквал критики, в том числе и со стороны профессиональной общественности.
Кстати, в марте нынешнего года компания из Ярославля была внесена в реестр недобросовестных поставщиков, поэтому основания сомневаться в качестве выполненного ею проекта у калужан есть, и довольно серьёзные.
«Будем обсуждать»
Свои замечания Виталий Бессонов подробно изложил в письме, которое направил на прошлой неделе в Областное управление по охране объектов культурного наследия. Генеральный директор Калужского объединённого музея-заповедника считает, что проект строительства дома на улице Плеханова нарушает требования законодательства и потому должен быть переработан.
— То, что там нужно строить, не обсуждается, — отмечает наш собеседник. — Главный вопрос — каким образом строить.
Окончательное решение по этому проекту должен принять начальник Управления по охране объектов культурного наследия Евгений ЧУДАКОВ.
— Замечания находятся у нас на рассмотрении, как и сама экспертиза, — прокомментировал он. — То, что в ней не всё учтено в плане влияния предполагаемой застройки на объекты культурного наследия, факт. Но то, что здание на этом месте запланировано и, скорее всего, будет построено, тоже факт. В каком виде и в каких параметрах, планируем обсуждать.
Возможно, уже на нынешней неделе в Управлении по охране ОКН состоится внеочередное заседание общественного совета по данному вопросу. Обсудить его обещают и на ближайшем Градостроительном совете.
На месте кирпичных руин владелец земельного участка планирует построить жилой дом в смешанном стиле: хай-тек с элементами классики.