Набережную Оки всё-таки будут строить
История строительства в Калуге набережной Оки напоминает нескончаемый сериал с очень туманным финалом. Впервые об этом заговорили лет 10 назад.
В разные годы свои варианты развития территории между Гагаринским и Пучковским мостами предлагали многие архитекторы. В 2015-м даже началось проектирование набережной. Построить её планировали к юбилею Калуги, который мы будем праздновать в 2021 году.
Закрытый градсовет
Однако до финала проектировщики — специалисты из Санкт-Петербурга — работу так и не довели. На одном из прошлогодних брифингов губернатор Анатолий АРТАМОНОВ по этому поводу сказал, что проектная организация «расписалась в своей несостоятельности». Возникли и проблемы с финансированием: федеральный центр дал понять, что выделение средств на строительство капитальных сооружений к 650-летию Калуги не планируется.
Потихоньку разговоры о строительстве набережной сошли на нет. Многие решили, что на этой идее поставлен крест. Поэтому новость о том, что очередное заседание градостроительного совета будет посвящено именно этой теме, оказалась неожиданной.
Совещание проходило в достаточно закрытом режиме. В городском плане мероприятий оно не значилось, СМИ на градсовет пригласить «забыли». Мы оказались там почти случайно.
«Прогулочный» вариант
На суд калужских градостроителей и архитекторов были представлены две концепции. Авторами первой являются специалисты компании «Трест Гидромонтаж». На участке от Гагаринского моста до улицы Беляева они предлагают создать двухуровневую торгово-рекреационную зону.
— Верхний уровень — бульвар со смотровыми площадками, арт-объектами, кафе, — пояснил представитель компании, показывая слайды. — Следующая зона — прогулочная. Здесь сосредоточены объекты для всех групп населения: детские и спортивные площадки, скалодромы, велодорожки и т.д. Далее формируется зона, направленная на выставочно-образовательные цели, где будут сконцентрированы памятники, знаковые объекты, характеризующие Калугу.
Здесь же проектировщики предлагают построить двухуровневый пешеходный вантовый мост, который не только свяжет левый берег Оки с правым, но и по замыслу разработчиков станет ярким архитектурным акцентом.
— Следующая зона — променад, где непосредственно у набережной будет располагаться территория для пешеходных прогулок, пробежек.
Стоимость проекта его авторы оценили примерно в 4,2 млрд. рублей.
Они же предложили построить двухуровневый пешеходный мост, который соединит левый берег реки с правым.
«Сначала надо всё просчитать»
Концепция вызвала у членов градостроительного совета много замечаний. Сомнения вызвали необходимость строительства пешеходного моста и востребованность набережной в виде рекреационной зоны в холодное время года.
— Народ здесь бывает только в летний период. В осенний и зимний — крайне редко. Сомнительно, что люди сюда повалят, — считает архитектор Николай СВИРИДЕНКО. — Надо рассматривать большую территорию, включая улицу Салтыкова-Щедрина, Кутузова с возможностью размещения здесь жилья. Если проект не получит выхода по жилью, эти миллиарды не окупятся.
— Для Калуги набережная — последняя возможность разгрузить центр, — говорит депутат городской Думы Яков КАЗАЦКИЙ. — А для микрорайона «Правобережье» это ещё и возможность дополнительного въезда в город, кроме улиц Гагарина и Набережной. Насколько я вижу, здесь дорог вообще не предусмотрено. Получается, реализовывая эту концепцию, мы лишаем город возможности разгрузить центр.
— Надо сначала грамотно всё посчитать, а потом рисовать картинки, — резюмировал архитектор Александр ФОКИН.
Комплексный подход
Следующую концепцию представил московский архитектор Илья ЗАЛИВУХИН, специалист компании «Яуза-проект». С нашим городом он знаком давно: именно Заливухин разрабатывал в 2008 году проект «Сити-парк Калуга», который по ряду причин так и не был реализован.
Главное отличие второй концепции от первой заключается в том, что она предполагает развитие не только одного небольшого участка, расположенного вдоль берега Оки, но и примыкающих к нему кварталов: улиц Набережной, Подвойского, Воробьёвской, Красная Гора.
— Любой градостроитель и архитектор поддержит меня в том, что территория, которая примыкает к этой зоне, должна развиваться. Оставаться в своём нынешнем состоянии она не может, — убеждён Илья Заливухин. — Это огромный, сложный проект, требующий комплексного подхода.
Что касается обустройства непосредственно той зоны, которая находится ближе к Оке, то Заливухин предложил следующий вариант её развития:
— Одно из решений — формирование полноценной городской улицы с магазинами, пешеходными переходами, светофорами. С одной стороны стоят дома, с другой — идёт склон, где могут быть ландшафтный парк, пристань, небольшие кафе.
— Организация проектирования этой зоны даст толчок к развитию градостроительства, архитектуры, экономики, — подытожил своё выступление архитектор. — Это не утопия. Просто необходимы планомерная работа и желание властей этим заниматься.
До встречи в июле
Второй вариант участникам градостроительного совета с точки зрения экономики понравился больше. Хотя и он вызвал вопросы. Кого-то смутила слишком плотная жилая застройка, других — высокая этажность зданий и то, как она соотносится с особым статусом территории. Сейчас участок от Гагаринского моста до Пучковского является зоной охраняемого природного ландшафта. Выяснилось, что после корректировки проекта зон охраны объектов культурного наследия данное препятствие будет устранено.
— Чтобы появился экономический стимул развивать эту территорию, мы совместно с горуправой приняли решение исключить её из зоны охраняемого природного ландшафта, — сообщил начальник Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгений ЧУДАКОВ. — Это будет зона регулируемой застройки.
Обсудить более детально строительство набережной члены градостроительного совета решили на следующем заседании, которое запланировали на середину июля.
— Это наша первая, но, надеюсь, не последняя встреча, — сказал, завершая совещание, начальник Управления архитектуры и градостроительства Калужской области Олег СТРЕКОЗИН. — Думаю, мы придём к реальному видению развития данной территории и всё-таки начнём эту тему реализовывать. Надеюсь, это произойдёт в недалёком будущем.
— Хорошо бы, — вздохнул в ответ кто-то из архитекторов. — А то жизнь-то проходит…
P.S.
У многих калужан новость о возможном строительстве набережной Оки вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, этот объект городу очень нужен, поскольку сделает его более привлекательным и для туристов, и для бизнеса, а у Оки появятся шансы снова стать судоходной. С другой — смена статуса прибрежного участка, вероятно, повлечёт за собой массовую застройку, которая может изуродовать внешний облик этой части Калуги. Чтобы не допустить подобного беспредела, город должен не только установить чёткие правила игры: какой этажности здания можно строить, как они должны выглядеть, — но и строго следить за их исполнением. Как показывает практика, муниципалитет часто идёт на поводу у инвесторов и следует тем правилам, которые устанавливают они. Мнение же профессионалов, по сути, игнорируется. Этот факт констатировал на совещании Александр Фокин:
— Я не вижу того, чтобы наши рекомендации учитывались. Вот мы создали по программе «Комфортная городская среда» целый парк в центре города. Полторы недели назад случилось ДТП на въезде на Каменный мост со стороны Старого Торга. Стояли улицы Ленина, Марата, Дзержинского — всё стояло из-за двух машин! Неужели трудно было, когда закрыли Дзержинку, делая парк, открыть хотя бы участок Достоевского от Марата до Плеханова? У кого комфортная городская среда? У человека, который в этом парке на лавочке сидит, или у всего города, который стоит в пробках? Я заострял на этом внимание на архитектурном совете. И что?..
Ну и третий момент, который настораживает, — закрытость при обсуждении столь важных городских тем. Как мы уже говорили вначале, на этот градсовет нам удалось попасть почти случайно. Попадём ли на следующий — большой вопрос. Поэтому не исключено, что калужан в очередной раз просто поставят перед фактом. В Калуге подобный стиль общения чиновников с горожанами, увы, давно стал нормой.
Прогулочная зона набережной в концепции проектировщиков АО «Трест Гидромонтаж».