Как мы справляемся с переживаниями
Мы постоянно живём в стрессе: тревожные новости по телевизору, завалы на работе, конфликты и неприятности… Всё это заставляет нас нервничать, бояться, злиться, испытывать постоянное чувство беспокойства. Часто мы застреваем в своих переживаниях.
Врачи говорят, что сами по себе отрицательные эмоции являются естественной защитной реакцией. Они необходимы, так как стимулируют нас для устранения причины, вызвавшей их. Но, если долго не удаётся достичь желаемого результата, формируется непрерывное отрицательное эмоциональное возбуждение, вызывающее нарушение деятельности нервной системы и в конечном итоге всего организма.
В случаях сильного стресса возникшее возбуждение длительно циркулирует в структурах мозга и может сохраняться даже после устранения причины, вызвавшей конфликтную ситуацию. Возникает риск развития ишемической болезни сердца (стенокардии), язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и целого ряда других заболеваний.
Психологи также рекомендуют относиться к своим эмоциям более внимательно.
Эмоции имеют генетическую основу
— Существует психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика, которую специально для практического применения доработал психолог Олег Матвеев. Согласно ей, эмоции — это не случайные беспричинные и непонятные капризы, а полностью объяснимые поведенческие реакции, которые имеют генетическую основу, — говорит психолог Алексей СТЕПЧЕНКОВ. — Они сформировались у нас в результате эволюции на протяжении миллионов лет. Первоначально, ещё в древности, у живых существ появились способы взаимодействия друг с другом и с окружающим миром. Это были простые и понятные действия: если есть угроза — беги, если перед тобой препятствие или враг
— уничтожь его, если объект желания — возьми его себе, если нечто неожиданное — стой и не шевелись, а что-то новое и неизведанное — иди и исследуй, и т. п. Такие способы поведения можно наблюдать даже у самых примитивных организмов вроде бактерий и медуз, у которых они и в эмоции-то, возможно, не преобразуются. А вот у человека они точно преобразуются в эмоции. Это как раз и создаёт проблемы, потому что эти способы поведения очень древние, и они миллионы лет работали совсем не в тех ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни.
В процессе эволюции поведение существ постепенно дополнилось эмоциональной составляющей. Динозавры вымерли, появились млекопитающие. Если раньше рептилия, столкнувшись с угрозой, сразу убегала, то теперь млекопитающее сначала пугается, испытывает страх. И, в зависимости от интенсивности страха, или убегает, или продолжает дальше жевать травку. При виде объекта, которым хочется обладать, животные научились испытывать радость, а при утрате чего-то — печаль и горе. Такое поведение оказалось более «выживательным», и живые существа ещё несколько десятков миллионов лет продолжали эволюционировать.
Со временем стало ясно, что просто испытывать эмоции и следовать древним инстинктам недостаточно. В результате у нас развились новые отделы мозга, которые отвечают за логику, убеждения и т. д.
Вредит психике
— Проблема в том, что в наши дни человек, испытывая какие-то эмоции, часто не может сделать то простое действие, которое генетически в нём заложено.
Например, начальник вызывает работника, чтобы отругать за неправильные отчёты. Человек чувствует страх, потому что существует угроза, что его выгонят с работы. Инстинкты требуют, чтобы он убежал от этой опасности. Но у человека нет возможности убежать. Поэтому он идёт к начальнику вопреки своим страхам. Коленки дрожат, но он всё равно идёт.
Если же человек постоянно живёт в определённых эмоциях, или ему запрещают их выражать, или он сам их подавляет, то могут развиться вполне конкретные психические расстройства. Так, постоянная жизнь в страхе приводит к хронической пассивности и тревожности. Если у детей всё время подавлять интерес к исследованиям и любопытство, то у них может развиться навязчивость. А вечная неприязнь к чему-то, недоверчивость провоцируют паранойю.
Приёмы защиты
— Для того чтобы совладать с сильными и хроническими эмоциями, у людей со временем развились специфические психологические защиты. Они различны для каждой группы эмоций.
Например, если есть какая-то угроза, то вполне нормальная реакция — опасение, страх, ужас, хочется убежать. Но если человек не может убежать, срабатывает психозащита «вытеснение». Теперь он делает вид, что «не помнит об этой угрозе» или «не видит её». От этого, кстати, также могут возникать разного рода поражения органов восприятия. Например, дети в школе боятся выходить к доске, и со временем у них портится зрение — возможно, на бессознательном уровне это решение «не видеть эту страшную доску». Но это выясняется специальными методами для каждого конкретного случая.
Другой пример. Если человек чем-то сильно недоволен, видит какую-то несправедливость, то у него включаются злость, гнев, ярость. Однако, если причиной его недовольства является более сильный человек, ему приходится как-то совладать со своей злостью. Для этого автоматически включается заложенная на генетическом уровне психозащита «замещение»: обычное решение в таком случае — «напади на что-то замещающее». И теперь свою агрессивность человек вымещает на ком-то другом, обвиняя его: «Вот кто во всём виноват!», «Он первый начал» и т. п.
Желание обладать чем-то или кем-то связано с радостью. Но если это желание подавлять, то у человека развивается мания, маниакальность. Чтобы этого не произошло, включается защита «поляризация» — человек бессознательно принимает решение обратить привлекательность желаемого объекта в противоположное качество. Теперь всё, связанное с ним, отвратительно, у желаемого объекта намеренно находят недостатки и плохие качества.
При какой-то существенной потере у нас включаются эмоции печали и горя. Беспрерывно горюющий об утрате человек погружается в депрессию. Здесь хорошо бы включить защиту — «компенсацию»: «Зато я умею то-то и то-то… Всё равно я сделаю то-то и то-то…». То есть нужно постараться приобрести что-то компенсирующее потерю.
Видов психозащиты достаточно много. И мы можем научиться управлять ими и распознавать предшествующие им эмоции, чтобы с пользой применять для своего благополучия.