Калуга в миниатюре
Необычные работы Евгении и Андрея ГРИБАНОВЫХ мало кого оставят равнодушными. Они сделали несколько миниатюр домиков улицы Смоленской. Многие из нас каждый день проходят мимо этих строений и даже не обращают на них внимания. Супруги заставили по-другому взглянуть на старенькую улочку.
Домики с настроением
— Творчеством никогда не занимался, — признаётся Андрей. — Это произошло под влиянием супруги (Евгения занимается творчеством разных направлений. — Прим. автора). Я инженер-строитель по призванию. Постоянно вижу, как что-то строится, ломается. Мне всегда было интересно макетирование. При этом хотелось сделать не глобальный проект, а что-то атмосферное — для души. Мы проходим мимо красоты каждый день и не замечаем её. Да что там, часто эту старину называем неприглядной. Около месяца мы с супругой искали образ: смотрели по сторонам, изучали и пересылали фото в Интернете, но не находили ничего такого, с чего можно было бы начать. А я каждый день езжу по Смоленской улице, и стоило однажды посмотреть налево, как сразу понял — вот, это они! Смоленка — необычная, самобытная улочка. На ней все дома разные. Если взглянуть на Воскресенку, например, то, безусловно, с архитектурной точки зрения она представляет ценность. Но все её строения не такие интересные, потому что типовые. Просто равные — симметричные фигуры — меня не трогают. Нравятся здания нестандартные, непропорциональные, с нелепыми пристройками, с собственным настроением.
Улица Смоленская, 15.
Ожившие воспоминания
— Изначально идея была в том, чтобы воплотить в жизнь наши воспоминания, перенести прошлое в настоящее. Например, человек в детстве приезжал к бабушке в деревню, у неё был домик с печкой. Мысли об этом месте греют душу. Но вернуться туда он уже не может. Зато на полке у него стоит миниатюра, которая напоминает о доме. Сначала воспоминания можно перенести на фото, а потом превратить в модель. Это можно назвать процессом сохранения памяти.
При этом я не скажу, что мне нравятся только старые дома, интересны и мосты, и необычные постройки. Но я понимаю: если сделаю макет нестандартной трансформаторной будки, это оценят 2–3 человека. А вот домик, который видят люди каждый день, тронет многих.
Масштаб калужских копий примерно 1:100. Основной материал — дерево.
— Детали и аксессуары самые разные. Основная наша задумка в том, чтобы каждая деталь не только была похожа на оригинальную, но и вызывала улыбку умиления. Здесь заслуга Жени — именно она у нас ведущий художник-оформитель, — говорит Андрей.
— Самое главное — браться за дело с вдохновением. Настроение должно быть. Я раньше жену не понимал, когда она говорила, что не может работать над заказом: «Сейчас я не хочу этого делать» А через какое-то время берётся и делает. Я испытал то же самое. Заставить себя работать невозможно. Если в семье или на службе не ладится, то и работа твоя будет так себе — так-сяк, а не работа. Творчеством можно заниматься лишь тогда, когда хочется что-то делать, — у тебя должно быть соответствующее настроение, нужно подпитываться положительными эмоциями.
Улица Смоленская, 17.
Счастье — в мелочах
— Сейчас нам с супругой много пишут, спрашивают, можем ли мы тот или иной дом сделать на заказ. Прежде всего он должен нам понравиться, чем-то запомниться. Для того чтобы просто наштамповать модели, можно не заморачиваться с деревяшками, с размерами, а купить недорогой 3D-принтер, распечатывать фотографии в размер и переводить их на поверхность, потом немного состарить — и всё. Но мы к промышленным масштабам не стремимся, да это и не нужно.
Вообще людей, увлекающихся макетами, делающих диорамы, много. Можно взять один домик и доводить его до идеала несколько лет, чтобы он полностью соответствовал оригиналу. Мне же хочется делать здесь и сейчас, пока глаз горит. Конечно, у нас не точные копии строений, скорее это попадание в образ. Но мне нравится сам процесс: ты видишь объект, и у тебя есть что-то маленькое, очень на него похожее.
Сейчас мастера заканчивают работу над очередным строением улицы Смоленской. Заинтересовали их два здания и на других калужских улицах.
— Есть шесть идей для следующих проектов, — говорит Андрей. — Только два из них связаны с миниатюрой, но не в Калуге. Я по работе много езжу. На днях вернулся из Тульской области. В пригороде нашёл интересный нежилой дом полупроизводственного назначения. Он напомнил мне черногорские домики. Отправил фото супруге. Ей тоже понравилось… Идей много, времени мало. В то же время нам хотелось бы сделать свою жизнь и жизнь окружающих немного ярче, интереснее, счастливее. Есть планы создать арт-объекты — миниатюры со скрытым смыслом.