«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Америка без гламура
…На первых секундах фильма мы видим женщину за рулём машины. Старую, страшную, неухоженную… По ходу действия выясняется, что она совсем нестарая, просто жизнь такая. Обычная жизнь обычных американцев. И она оказывается довольно любопытной.
Как это может быть, что у владельца магазина — древний «Форд Мондео», на который у нас и студент не всякий сядет? Стоматолог в клинике работает в каком-то мятом халате — у нас санитары опрятнее одеты. Главная героиня — продавец магазина сувениров — ходит по городу в каком-то жутком комбинезоне со стройки.
Присмотритесь к интерьеру дома заместителя шерифа города! Это же какие-то декорации фильмов Рязанова: ламповый телевизор, тряпочный торшер, какая-то старая, убогая мебель…
После навязанного нам гламурного образа Америки «Билборды» воспринимаются как постапокалипсис-фантастика, хотя по замыслу авторов это… жизненная драма — комедия.
В стиле фарса
Дочь героини изнасиловали и убили, полиция искала преступников, но так и не нашла. Озлобленная на полицейских мать размещает на трёх билбордах текст, привлекающий внимание к этой ситуации. Якобы она хочет таким способом заставить полицию активизировать поиски преступника. Казалось бы, всё просто, но тут режиссёр начинает ломать схему как только можно.
Шериф по-человечески ей объясняет: всё, что было в их силах, полицейские сделали, и это на самом деле так. Сам он тяжело и неизлечимо болен и просит проявить к нему милосердие. Но женщина непреклонна. Не нарушать сложившиеся устои её уговаривает и местный католический священник, но в ответ получает только оскорбления.
Далее события следуют хаотически. Формально все они связаны тем, что полицейские пытаются разными способами избавиться от порочащих их репутацию билбордов. Но поведение героев всё больше напоминает какое-то кривляние, порой даже невозможно понять, как вообще относиться к происходящему на экране.
Без опоры
Вторая линия фильма — восстание индивида против общества. В США это целая культурная традиция, причём не только киношная. Достаточно вспомнить о подвиге Марвина Химейера 4 июня 2004 года. В этот день на своём бронированном бульдозере он разнёс в труху полгорода, обидевшись на местные власти.
В «Билбордах» мы видим приблизительно то же самое: упёртый и озлобленный одиночка беспощадно и бессмысленно мстит государственной системе в лице полицейских.
В той же истории с Химейером нет однозначности. Согласно одной версии, его бессовестно лишили земли в пользу местного цементного завода. По другой — он сам задрал цену на свой участок до такой степени, что сделка стала нереальной.
В фильме — та же неоднозначность, отсутствие какой-либо опоры. Убитая девушка, оказывается, была совсем не подарком и сама, собственными поступками шла к своему трагическому финалу. Её как бы борющаяся за справедливость мать тоже далека от нравственного идеала.
Впрочем, логика авторов фильма понятна. Всё построено по законам триллера, но нет стрельбы и убийств. Поэтому им не оставалось ничего другого, как добиваться внимания зрителя разрывом их шаблонов.
Юмор и культура
Примитивные шутки должны, по идее, поддержать комедийную линию, но у не знакомого с «западными ценностями» зрителя они могут вызывать разве что отвращение. Наверное, мы к этому тоже идём, но пока у нас не принято, чтобы сын или дочь называли свою мать сучкой и это воспринималось бы как милая шутка.
Здесь никто никого не уважает, никто уже давно не занимается производительным трудом. Врач забыл о клятве Гиппократа и запросто использует своё положение, чтобы навредить здоровью пациента только потому, что тот ему не нравится.
Ложь — это абсолютная норма общения, равно как курение и алкоголь — естественные спутники жизни каждого. Чувства настолько неискренни и искусственны, что даже самоубийство шерифа воспринимается не как трагедия, а как дешёвый комедийный трюк.
Финал фильма: бывший полицейский и главная героиня едут убивать насильника. Не того, который убил её дочь, а другого (и вообще не факт, что насильника), но для них это не имеет никакого значения.
Впрочем, они ещё не решили окончательно — убивать или не убивать. От ощущения власти над другим человеком на лице главной героини в первый раз появляется улыбка.
Выводы
Фильм запоминается. Уже одно это относит его к разряду непроходных. Но эксперимент по совмещению драмы с комедией не удался — получился довольно глупый и несмешной фарс.
В типичной американской версии «Муму» барыня сама бы утопила собачку, Герасим её за это прикончил, а потом его самого пристрелила бы полиция. В современной версии а-ля «Билборды» собачка оказалась бы бешеной, барыня — лесбиянкой, а Герасим непонятно зачем сжёг бы её дом. Но вот поэтому рассказ Тургенева — классика, а всё вот это — нет.
Стоит ли смотреть это фильм? Для того чтобы оценить культурный уровень и уровень жизни обычных американцев — безусловно, полезно.
Проведя два часа в непривычной обстановке затрапезного американского городка, начинаешь понимать — а у нас-то в России ещё очень даже ничего! Сравнив, научишься ценить то, что имеешь, — как в материальном плане, так и в нравственном.
Вот, собственно, и все приобретения. Ну что ж, тоже неплохо.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — фильм Мартина Макдонаха. Съёмки продолжались 33 дня. Релиз в США состоялся 10 ноября 2017 года, в Великобритании фильм вышел на экраны 12 января 2018 года, а в России картину начали показывать 1 февраля. На Венецианском кинофестивале фильм получил приз за лучший сценарий. Кинокритики «Золотого глобуса» удостоили создателей и участников четырёх наград: лучший фильм-драма, лучшая актриса в драматическом фильме (Фрэнсис МакДорманд), лучший актёр второго плана (Сэм Рокуэлл), лучший сценарий (Мартин Макдонах).