Приходите насладиться Пушкиным!
В драмтеатре сейчас не протолкнуться и почти бесполезно спрашивать в кассе лишний билетик. На две праздничные недели его прочно оккупировали самые юные зрители. В этом году в театре для них поставили «Сказки Пушкина» по мотивам историй о рыбаке и рыбке и о мёртвой царевне и семи богатырях. В день — по 2–3 спектакля. Всего его сыграют 48 раз. Посмотрят постановку примерно 32 тысячи зрителей. Продлится новогодний марафон до 8 января.
Мечта детства
Сказочным парадом в нынешнем сезоне командует режиссёр Анатолий БЕЙРАК. Опыт постановок детских спектаклей у него большой. В послужном «сказочном» списке Бейрака — «Рождественская песня» Диккенса, «12 месяцев», «Снежная королева», «Сказки дядюшки Римуса», «Щелкунчик». Однако в Калуге он в этом качестве выступает впервые. Мечта поставить Пушкина появилась у режиссёра много лет назад.
— Я очень люблю и всегда любил Пушкина, — говорит Анатолий Бейрак. — И считаю, что он незаслуженно забыт в театре. Сам театр Пушкина, поэтическая драматургия были придуманы очень давно Марией Осиповной Кнебель, когда она руководила Центральным детским театром. Спектакль «Сказки Пушкина» я увидел, когда учился в классе третьем или четвёртом. Он настолько потряс меня, что я всю жизнь носил его в себе.
Коды добра
— Ставить сказку намного сложнее, чем взрослые спектакли, — продолжает режиссёр. — Потому что она прежде всего связана с природой восприятия сказочного мира — мира условностей. Мы же очень легко осмеиваем всякие сказочные сюжеты, когда видим под ними взрослую жизнь. Вот живёт девица у семи богатырей. По этому поводу можно придумать миллион скабрёзностей, правда же? И как остаться ребёнком внутри, выдавливая из себя взрослые гадости и цинизм? Это и есть самая сложная задача. Мы с ребятами попытались это сделать.
— Как думаете, современных детей, избалованных 3D-мультфильмами, можно удивить Пушкиным? — спрашиваю у режиссёра.
— Дело не в форме, а в содержании, — отвечает Анатолий Бейрак. — Пушкинские сказки удивительны тем, что внутри них заложены невероятные коды — коды добра. И ребёнок считывает именно их.
Великий и могучий Пушкин
Дети и правда реагируют на происходящее на сцене очень живо. И это неправда, что современных мальчиков и девочек, едва ли не с пелёнок растущих в окружении различных гаджетов, невозможно ничем удивить. Когда поднялся занавес и зрители увидели мерцающее звёздное небо, сидящий рядом со мной мальчик лет семи восторженно прошептал: «Как? Как они это сделали?» Это значит, что встреча с чудом произошла. И, как знать, может быть, через много лет он тоже станет театральным режиссёром, который будет удивлять зрителей своими постановками.
У взрослых зрителей, которые придут на сказку, тоже будет повод удивиться, хотя, казалось бы, что тут особенного? Все мы едва ли не наизусть знаем и «Сказку о рыбаке и рыбке», и «Сказку о мёртвой царевне». Но я даже представить себе не могла, насколько восхитительно звучат знакомые с детства строки со сцены! Это тот самый великий и прекрасный русский язык, которого в последнее время лично мне, например, очень не хватает. Так что приходите насладиться!
Вячеслав СОКОЛОВ в роли Петрушки.
Дракон — образ ветра — произвёл на юных театралов неизгладимое впечатление.
Перед каждым спектаклем маленькие зрители встречаются с персонажами любимых сказок и новогодними волшебниками — Дедом Морозом и Снегурочкой.